Материал для подготовки к изложению 8 класс..Русский язык.
материал по русскому языку (8 класс)

Лукьянова Наталия Анатольевна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  • образовательные: подготовка к написанию сжатого изложения на основе публицистических произведений; углубление понимания понятия абзац; обучение использованию разных способов сжатия текста
  • воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • развивающие: обогащение речи учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка, развитие  памяти, мышления школьников

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ

1.  План работы над изложением

1.Прочитайте (прослушайте) текст.

2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.

3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .

4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.

5. Озаглавьте каждую, составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.

9 .Продумайте средства связи между частями.

10. Напишите изложение

2. Знакомство с содержанием текста

           Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

           Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

            А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

            И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

           Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

(251 слово)

3. Определение стиля и типа речи

К какому стилю речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

К какому типу речи относится текст? Докажите свою точку зрения.

4. Информация о тексте

5. Сжатие текста

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

  •      исключение повторов;
  •      исключение одного или нескольких из синонимов;
  •      исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  •      исключение фрагмента предложения;
  •      исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с  

        обобщающим значением.

3.Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

6. Редактирование 1-го и 2-го абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения.

Отредактированный текст:

     Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

     Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

7. Редактирование 3-го абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста: (упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения; исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Отредактированный текст:

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

8. Редактирование 4-го абзаца

 Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение одного предложения; исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Отредактированный текст:

      Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

9. Редактирование 5-го абзаца

   

  Используйте следующие приёмы сжатия текста: исключение нескольких предложений; исключение фрагмента предложения и   слияние нескольких предложений в            одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Отредактированный текст:

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО   ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.

Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга"  Михаила Шишкина...

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

план подготовки к изложению по якутскому языку 9 класс

Годовой план подготовки к изложению по якутскому языку. В 9 класса в Республике Саха (Якутия) учащиеся сдают обязательную республиканскую контрольную работу по якутскому (родному)  языку. План ра...