Технологическая карта урока истории 5 А класса «Земельный закон братьев Гракхов» (5 класс).
план-конспект урока по истории (5 класс)

Коротин Вячеслав Станиславович

Технологическая карта урока показывает реализация системно-деятельностного подхода на уроке истории Древнего мира «Земельный закон братьев Гракхов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории 5 А класса «Земельный закон братьев Гракхов»

Учитель: Коротин Вячеслав Станиславович

Концепция урока: Реализация системно-деятельностного подхода на уроке истории Древнего мира «Земельный закон братьев Гракхов» (5 класс).

Ключевые  слова: системно-деятельностный  подход  к  обучению,  УУД,  реализация  системно-деятельностного подхода.

Тип урока: изучения нового материала.

Формируемые УУД:

 

Личностные

Уважение  к  истории,  культурным  историческим  памятникам.  Потребность в самореализации. Устойчивый познавательный интерес.

Коммуникативные

Владение  устной  и  письменной  речью;  Умение  задавать  вопросы.  Осуществление взаимоконтроля; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

Регулятивные

Целеполагание,  постановка  целей,  постановка  практических  и  познавательных задач, планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своего времени и управлять им.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск информации в историческом источнике, анализировать исторический источник

 

Оборудование: мультмедийный проектор, учебник, раздаточный материал (на каждого ученика, на группу).

 

Выпускник научиться

Выпускник получит возможность научиться

1. Определять место исторических событий во времени.

2.  Проводить  поиск  информации  в  отрывках  историче-

ских текстов.

3. Описывать условия существования людей в древности.

4. Раскрывать характерные, существенные черты.

5.  Давать  оценку  наиболее  значительным  событиям  и

личностям древней истории.

1.  Сопоставлять  свидетельства  различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

2. Высказывать суждения о значении и месте исторического наследия древних обществ в мировой истории.

Ход урока: Этап – Время – Действия ученика – Действия учителя

 

Этап

Время

  Действия ученика

Действия учителя

1.  Актуализация знаний

4 минуты

Ученики читают текст в слух

2.  Формулировка темы урока.  Постановка  целей и задач урока

5 минут

Ученики формулируют  цель  и задачи  урока  (см.приложение 1). Записывают в тетрадь

Учитель помогает ученикам наводящими  вопросами  сформулировать тему, цель и задачи урока. Показывает на экране.

3.  Формулировка

критерий оценки

4 минуты

Ученики  формулируют  критерии  оценивания  своих  выступлений (см. приложение 2).

Учитель помогает  формулировать критерии оценивания учеников

4. Работа в группах  

10 минут

Ученики работают в группах с новым  материалом (см. приложение 3).

Учитель контролирует работу в группах

5.  Выступления

групп

8 минут

Каждая группа пересказывает материал, с которым работала, акцентируя внимание  учеников на том, что нужно записать в тетрадь.

Учитель открывает информацию на слайде

6.  Выставление  отметок группам

4 минуты

Ученики по разработанным критериям оценивают работы групп

7.  Первичное  закрепление  нового материала

4 минуты

Ученики  отвечают  на  вопросы

(см. приложение 4).

Учитель раздает материал для выполнения задания.

8. Самопроверка  

1 минута

Ученики самостоятельно проверяют свои работы. Выявляют ошибки. Ставят себе отметку.

Учитель собирает работы

9. Рефлексия  

2 минуты

Ученики выполняют задание рефлексии, используя шаблонные фразы (см. приложение 5).

Учитель собирает работы для анализа

10.  Информация  о домашнем  задании

2 минуты

Ученики  самостоятельно выбирают для себя домашнее задание с  учетом подготовки.

Учитель предоставляет возможность выбрать домашнее задание.

11. Выставление отметок

1 минута

Учитель суммирует отметки, полученные группой, с отметкой, которую учащийся  поставил себе за задания первичного закрепления. Среднее арифметическое  выставляется  в  журнал. (Рекомендация)

Приложение № 1

Учитель: «Мы сегодня с вами попробуем быть исследователями. Скажите где и с чем работают исследователями?».

Учащиеся: «В архиве с документами, историческими источниками».

Учитель: «У нас с вами есть сегодня уникальная возможность поработать с историческими источниками. Какую мы поставим себе цель сегодняшнего урока?»

Учащиеся: «Научиться  работать  с  историческими  источниками».  Учитель  показывает цель урока на экране, учащиеся в тетради.

Учитель выдает  каждому  ученику  «Послание  из  древности».  Ученики  зачитывают  его вслух.  

Текст послания:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх.

Учитель: «Что мы с вами узнали из этого документа?».

Учащиеся: «Автор документа – Тиберий Гракх. Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к беднякам не справедливо».

Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока. О чем нам рассказывает текст».

Учащиеся: «Земельный закон братьев Гракхов».

Учитель: «Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у вас вызывает данный документ?».

Учащиеся: «Кто такой Тиберий Гракх? Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков? Кто помогал Тиберию? Дала ли реформа Тиберия результат?».

Учитель: «Давайте сформулируем задачи. Какие задачи мы перед собой ставим?» (Формулируются исходя из вопросов).

Учащиеся: «Изучить, биографию Тиберия Гракха. Изучить, земельный закон, разработанный Тиберием. Узнать, кто поддерживал Тиберия. Проанализировать, итоги реформы».

 

Приложение № 2

Формулирование критерий оценивания выступления групп.

Учитель: «Как нам будет удобней решать поставленные задачи?».

Учащиеся: «В группах». (Работа на уроке будет проходить в группах, каждая группа будет решать одну из поставленных задач, таким образом ученики придут к общей цели).

Учитель: «Каждая группа, поработав с текстом, должна представить информацию, которую она изучила. Работу каждой группы нужно оценить. Для того чтобы оценить работу и выступление группы, нужно сформулировать критерии оценивания».

  1. Выполнение поставленной задачи.
  2. Доступность изложения материала.
  3. Продолжительность (каждое выступление должно длиться не более 2 минут).
  4. Грамотность речи.

 

Критерии формулируются вместе с учащимися. Учитель открывает критерии на экране.

Максимальное количество баллов по каждому из критерий устанавливают учащиеся. Учитель должен постараться увести учащихся от привычной пятибалльной системы оценивания. (В качестве рекомендации)

 

Приложение № 3

Учитель предлагает учащимся рассчитаться на 1,2,3,4. Таким образом, класс разделен на 4 группы. Учитель выдает раздаточный материал.

Группа 1. Работа с текстом:

        Тиберий и Гай Гракх родились в Риме. Они происходили из плебейского рода. Однажды проезжая по Италии, братья увидели, что негде нет свободных земледельцев. Тиберий Гракх произносил речи, которые не оставляли равнодушными. В 134 г до н.э. он был выбран Народным Трибуном. В 133 г до н. э. Тиберий Гракх предложил новый земельный закон, который должен был улучшить положение бедняков. Не смотря на сопротивление Сената земельный закон был принят. Тиберий хотел остаться Народным Трибуном на второй год, но римские законы не позволяли этого. Новые выборы проходили в разгар лета. Многие сторонники Тиберия не смогли уйти с поля, чтобы проголосовать. На выборах в 133 г до н.э. Сенаторы обвинили Тиберия в желании захватить власть и убили его и еще 300 человек.

        Спустя 9 лет после смерти брата Гай Гракх был избран Народным Трибуном. Он продолжил дело брата. Он добился стабильных низких цен на хлеб для бедняков. Сенаторы не любили Гая. Сенаторы ввели в Рим военные отряды. Начались бои. Не желая сдаваться врагам Гай покончил жизнь самоубийством.

Группа 2. Работа с текстом:

«Земельный вопрос – самый важный вопрос на сегодняшний день. Я считаю, что благом земли имеет право пользоваться каждый. Богачи не собираются уступать свои земли добровольно. Я хочу решить этот вопрос мирным путем. Моя задача дать возможность беднякам тоже пользоваться землей. Для этого необходимо произвести передел земли. Новый земельный закон гласит «ни одна семья не имеет права пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли». Излишки я предлагаю отобрать, поделить между бедными гражданами и запретить эту землю продавать. Запрет продажи необходим для того, чтобы остановить безземелье и бедность. Дать возможность беднякам повысить уровень своей жизни».

Тиберий Гракх.

Группа 3. Работа с текстом учебника страницы 242-243. Учитель: «Иногда исследователям приходится работать с уже обработанным текстом. Поэтому вам предстоит работа с учебником».

Группа 4. Работа с историческим источником.

Но спустя несколько лет был отменен запрет на продажу земельных участков. Богачи снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжалось.  Но многие тогда, даже сторонники братьев, говорили о том, что не станет братьев – не станет и реформ. Отберут у народа то, что дали. Главной причиной этих неудач заключается в самой реформе, в том, что она направлена против римской знати. Не смотря на обреченность, реформа дала и положительный результат. Уровень жизни бедняков немного вырос. Да и разорение земледельцев на время существования земельного закона Тиберия было остановлено.

Плутарх (древнегреческий философ).

Приложение № 4

Выберите нужное слово:

1. Тиберий Гракх защищал интересы бедняков / богачей.

2. Тиберий Гракх был избран Сенатором / народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон в 133 г до н.э. / в 134 г до н.э.

4. Гай Гракх брат / отец Тиберия.

5. Новый земельный закон запрещал / разрешал продавать землю.

6. Земельный закон не дал / дал положительных результатов.

7. Гай Гракх установил низкие цены на хлеб / на мясо.

8. Земельный закон был вскоре отменен / существовал 100 лет.

9. По новому закону каждая семья может иметь не больше 1000 / 500 югеров земли.

10. Тиберий Гракх был убит Сенаторами / Народным Трибуном.

Приложение № 5

Имя…

Мне понравилось на уроке…

Я узнал(а)…

Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"

данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...

Урок по истории Древнего мира "Земельный закон братьев Гракхов"

Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса...

Разработка урока по истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода....

урок истории в 5 классе "Земельный закон братьев Гракхов"

Это открытый урок по ФГОС ООО. Содержит разные виды работ: работа с учебником, с историческими документами, с иллюстрациями....

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"

презентация к уроку истории 5 класс "земельный закон братьев Гракхов"...