КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСТКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-Е ГГ
методическая разработка по истории (10 класс)

Кириллова_Наталия_Николаевна

В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашей страны в эту сложную и противоречивую эпоху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

§ 18. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг.

Цель: сформировать представление о культуре и быте советского общества в 1930-е гг.

Планируемые результаты: предметные: показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг. и раскрыть их причины; характеризовать культурную революцию и описывать влияние идеологии на развитие науки и культуры; познакомить с основными достижениями советской культуры и науки, а также культуры и науки русского зарубежья в этот период; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника; личностные УУД: формировать интерес к культурному наследию своего народа.

Оборудование: учебник; портреты писателей, композиторов, ученых 1930-х гг.; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмотря на все негативные последствия ужесточения идеологической цензуры, 1930-е гг. стали временем больших успехов советской науки, в этот период были созданы многие выдающиеся художественные произведения. На сегодняшнем уроке мы подробно поговорим о духовной жизни нашейстраны в эту сложную и противоречивую эпоху.

Видеоурок: https://www.youtube.com

  1. Понятия:
  • «новый человек»
  • интернационализм
  • культ героев
  • культурная революция
  • массовая культура
  • МХАТ
  • Магнитка
  • Уралмаш
  • Челябинский тракторный завод
  • Днепрогэс
  • Коммунальная квартира (для визуализации посмотрите отрывок из фильма «Музыкальная история» https://yandex.ru/video/preview/
  • Торгсины
  • «образцовые универмаги»
  • Год «поворота к человеку»
  • Общественницы
  • «парад физкультурников» - посмотрите на парад 1939 года https://yandex.ru/video/preview
  • НКВД
  • «Мира искусства»

  1. Личности:
  • Павлик Морозов
  • Г. А. Александров
  • С. М. Эйзенштейн
  • В. И. Пудовкин
  • А. Стаханов
  • А. С. Макаренко
  • И. В. Сталин
  • Ч. Дарвин
  • И. В. Мичурин
  • Т. Д. Лысенко
  • А. Ф. Иоффе
  • О. Ю. Шмидт

  • Н. И. Вавилов
  • М. Н. Покровский
  • С. Ф. Платонов
  • Е. В. Тарле
  • Н. П. Поликарпов
  • А. Н. Туполев
  • А. С. Яковлев
  • П. Л. Капица
  • Б. В. и И. В. Курчатовы
  • С. А. Герасимов
  • И. А. Пырьев
  • В. П. Чкалов

  1. Когда утверждено звание «Герой Советского Союза»?
  2. Назовите, кто и за что первым был удостоен звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 г.
  3. Когда утверждено звание «Герой Труда»? Кто стал самым известным его носителем?
  4. Смотрели ли вы фильм «Весёлые ребята»? Знаете ли вы, кто был режиссёром, исполнил главную женскую и главную мужскую роли? Знакомы ли вам песни из этого фильма?
  5. Когда в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению?
  6. Когда в СССР обязательным стало семилетнее обучение?
  7. До какого года в школах СССР не преподавали географию и историю? В чём причина такого отношения к этим наукам в СССР?
  8. Что из себя представляла историческая наука до начала 1930-х годов?
  9. Какую роль сыграл И. В. Сталин в развитии исторической науки в СССР в 1930-е годы?
  10. Оцените успехи советской системы борьбы с безграмотностью, школьного и профессионального образования к концу 1930-х годов.
  11. В чём вы видите причины изменений в системе образования?
  12. Какая наука и почему была объявлена в СССР «буржуазной наукой»? Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов (это задание учебника!). Каковы были последствия этого шага?
  13. Достижения отечественной науки в 1930-е гг.

Научная отрасль (например, гуманитарные науки)

Наука

Учёный

Достижение

  1. «… из всех искусств для нас важнейшим является кино». В. И. Ленин (воспоминания Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года) https://ru.wikipedia.org

Год выхода фильма

Название фильма

Режиссёр, исполнители главных ролей

Смотрели ли вы фильм?

  1. Знакомы ли вам следующие имена деятелей искусства СССР 1930-х годов:
  • С. С. Прокофьев,
  • Д. Д. Шостакович,
  • А. И. Хачатурян,
  • Т. Н. Хренников,
  • Д. Б. Кабалевский,
  • И. О. Дунаевский?

Знакомы ли вы с какими-либо их произведениями?

  1. Какие сюжеты осуждались в советской живописи? Перечислите знаменитых советских художников и их произведения (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
  2. Перечислите знаменитых советских писателей и их произведения (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
  3. Перечислите знаменитых советских театральных деятелей (см. текст параграфа). Знакомы ли вы с творчеством кого-либо из них?
  4. Каким образом повлияли индустриализация и коллективизация на ухудшение жилищно-бытовых условий городских жителей в СССР?
  5. Можно ли сказать, что бескультурное поведение (например, скандалы в магазинах) современных россиян в магазинах и других общественных местах (естественно не всех россиян) имеет исторические корни?
  6. Когда и в связи с чем в СССР была возобновлена карточная система на продукты питания? На какие продукты?
  7. Полагалось ли обеспечение карточками крестьянам?
  8. Когда в СССР карточная система распространилась на промышленные товары первой необходимости? Как она изменилась через год?
  9. Для чего в СССР практически одновременно с введением карточек стали открывать государственные коммерческие магазины?
  10. Когда и с какой целью в СССР были открыты магазины Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами — Торгсины? Что вы о них узнали из п.18?
  11. Аргументируйте точку зрения авторов учебника: «1935 год стал годом «поворота к человеку».
  12. Как вы понимаете слова И. В. Сталина, сказанные им в ноябре 1935 г. в ходе выступления на I Всесоюзном совещании стахановцев: «...жить стало лучше... Жить стало веселее»?
  13. Какие имена стали популярны у молодых родителей в 1930-е годы в СССР?
  14. Когда в Москве был открыт Парк культуры и отдыха? Когда и какое имя ему присвоили? Существует ли этот парк в настоящее время?
  15. Что такое «парад физкультурников»? Чем знаменит такой парад 1935 года?
  16. Культура русского зарубежья

Отрасль культуры (например, литература, наука, театр и т.д.)

Автор

Произведение, достижение

Характеристика, особенности

  1. Используя факты из данного параграфа, докажите, что в СССР в 1930-е годы формируется тоталитарное общество.
  2. Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Культурное пространство российской повседневности

В работе исследуются процессы, происходящие в современном образовании и науке, а также в сфере российской повседневности; выявляются факторы, детерминирующие сознание российского обывателя...

Искусство учителя в формировании культурного пространства урока

Выступление на VII научно-практической конференции педагогов Россиии Ближнего Зарубежья "Современный урок: взгляд в будущее."...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг."

Наглядно показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг....