Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. История России 10 класс
презентация к уроку по истории (10 класс)

excessbaggage

-

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

§18 Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

Слайд 2

1. Формирование «нового человека » Одной из главнейших партийных задач стало формирование «нового человека» . «Новому человеку» должны быть присущи беззаветная верность делу партии и правительства, ненависть к классовым врагам, любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, интернационализм . Одним из главных инструментов воспитания советских людей, и прежде всего молодёжи, становится конструирование системы героев . При этом героями объявлялись как выдающиеся, так и обычные люди .. О героях писали газеты и журналы, об их жизни создавались книги, слагались стихи, снимались документальные и художественные фильмы . Так , примером для подражания был объявлен Павлик Морозов — пионер, подтвердивший на суде, что его отец — председатель сельсовета — выдавал подложные справки кулакам, и зверски убитый за это вместе с маленьким братом собственным дедом . Мальчик стал героем песен, пьес, симфонической поэмы, оперы . Его именем названы улицы, парки, дома культуры, самолёты и корабли , по всему Советскому Союзу ему были воздвигнуты памятники. В 1934 г. было утверждено звание «Герой Советского Союза» , которым награждались за особые государственные заслуги — «подвиги». Первыми звания Героя Советского Союза 20 апреля 1934 г. были удостоены полярные лётчики А. В. Ляпидевский , С. А. Леваневский , В. С. Молоков , Н. П. Каманин , М. Т. Слепнёв , М. В. Водопьянов, И. В. Доронин за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Ещё в 1927 г. было учреждено звание «Герой Труда» . Самым известным его носителем стал Алексей Стаханов .

Слайд 3

2 . Культурная революция Под культурной революцией подразумевалось значительное повышение образовательного уровня населения СССР, его приобщение к достижениям культуры и утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения . В начале 1930-х гг. в СССР начался переход ко всеобщему обязательному четырёхлетнему начальному обучению . В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение . Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории . Большую роль в развитии советской педагогики сыграла деятельность А. С. Макаренко. В 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ . По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4% . Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования . Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу . Заявляя о защите дарвинизма и мичуринской теории, группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив её «буржуазной наукой» . Многие разработки советских генетиков были свёрнуты, впоследствии некоторые из них были репрессированы.

Слайд 4

3 . Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Был открыт способ производства синтетического каучука , началось производство искусственных волокон , пластических масс и т. д. Были открыты залежи полезных ископаемых — нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север .

Слайд 5

4 . Советское искусство Значительное количество лучших советских фильмов было посвящено историко-революционной тематике : «Чапаев» (режиссёры «братья» Васильевы ), « Мы из Кронштадта» (режиссёр Е. Л. Дзиган ) и др. В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк ) о воспитании нового советского поколения. Особой популярностью пользовались музыкальные кинокомедии Г. В. Александрова — «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга » . Любимым жанром стали исторические картины. Фильмы «Пётр I» (режиссёр В. М. Петров), «Александр Невский» (режиссёр С. М. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (режиссёр В. И. Пудовкин) и др. создали галерею образов великих исторических деятелей . Яркие образы в фильмах 1930-х гг. создали П. М. Алейников, Б. М. Андреев, Б. А. Бабочкин, Н . К. Черкасов и другие талантливые артисты . Музыкальная жизнь страны в 1930-е гг. связана с именами С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна . Классиком соцреализма стал Б. В. Иогансон («Рабфак идёт», «Вузовцы», «Допрос коммунистов »). и др. Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура оказывали влияние на общий уровень массовой литературной продукции . Произведения-однодневки больше напоминали передовые статьи в газетах. Р усская советская литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями. В 1931 г. вернулся на родину М. Горький . Здесь он закончил роман « Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычов и другие», « Достигаев и другие» . М . А. Шолохов , будущий лауреат Нобелевской премии, написал роман «Тихий Дон » . М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» (не дошедшим в те годы до читателя) . Щедрым талантом были отмечены К . Г. Паустовский, стихи А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского . Существовала прекрасная детская литература — книги К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто , С. В. Михалкова, Д. И. Хармса и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ .

Слайд 6

5 . Повседневность 1930-х гг Развернувшаяся индустриализация и коллективизация спровоцировали небывалый приток в города выходцев из деревни . Городское население увеличилось с 26 млн человек в декабре 1926 г. до 60 млн к началу 1939 г . В крупных городах многие проживали в основном в многосемейных коммунальных квартирах — по комнате на семью . Ванных комнат, как правило, не было, и люди раз в неделю ходили в общественные бани . Очереди , давка, скандалы в магазинах стали обычным явлением. Сразу же оживились спекулянты и частные торговцы , взвинтив цены почти в 2 раза. С января 1929 г. государство было вынуждено вновь ввести в стране карточную систему Она была распространена на сахар, муку, макароны, растительное и животное масло, яйца, чай, мясо и др. Крестьянам карточек не полагалось. Промышленные товары и продукты они могли получить, только сдав свою продукцию государству. В феврале 1930 г. карточная система распространилась на промышленные товары первой необходимости — верхнюю одежду, постельное бельё, мужские рубашки и косоворотки, нижнее бельё, чулочно-носочные изделия . Однако через год её заменили закрытой торговлей через так называемые распределители , в которых одежда и обувь продавались по ордерам, талонам, специальным книжкам . П рактически одновременно с введением карточек стали открывать государственные коммерческие магазины . На откуп коммерческой торговле отдавалась продажа сахара, кондитерских изделий и консервов, чая, а также значительный ассортимент промтоваров — женской одежды, трикотажных изделий, хлопчатобумажных и шерстяных тканей, платков . Цены в коммерческих магазинах в несколько раз превышали цены на товары, отпускаемые по карточкам. Но, несмотря на это, доля коммерческих магазинов в общем товарообороте составляла 60-85 % . В 1931 г. в стране были открыты магазины Всесоюзного объединения по торговле с иностранцами — Торгсины . В них по приемлемым ценам можно было купить необходимые товары, но предварительно сдав золото, ювелирные изделия и другие ценности или в обмен на валюту . В 1933 г. жители крупных городов были ошеломлены открытием «образцовых универмагов» и показательных продуктовых магазинов сети «Гастроном» и «Бакалея» . Цены часто были недоступными для большинство горожан. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, введены единые цены на все товары . Газеты середины 1930-х гг. публиковали изображения девушек в элегантных костюмах, платьях и шляпках, рекламировали ателье мод. Горожанки стали следить за своим внешним видом, пользоваться косметикой, делать красивые причёски . Символом домашнего уюта становятся абажуры, а символом достатка — патефон . В чести были «культурные» имена — Константин, Анатолий, Геннадий, Виктор, Александр, Николай. Девочек называли Светланами, Людмилами, Галинами, Натальями, Нинами. 12 августа 1928 г. в Москве был открыт Парк культуры и отдыха . В Москве, на Красной площади, ежегодно проходили грандиозные парады физкультурников. В 1935 г. парад открывали 5 тыс. пионеров. Они несли составленный из живых цветов лозунг: «Привет лучшему другу пионеров товарищу Сталину» .

Слайд 7

6. Общественные настроения Вся страна жила в едином ритме и со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый учитель и «отец всех народов», «лучший друг советских детей» — И. В. Сталин . И отовсюду звучали «бурные и продолжительные аплодисменты», раздававшиеся после любого слова, сказанного вождём. НКВД фиксировал лишь отдельные всплески оппозиционных настроений . Наиболее распространённой формой протеста были резкие высказывания против того или иного партийного решения, пересказ антисоветских анекдотов . Реже демонстрировались открытые проявления недовольства — отказы идти на праздничные демонстрации, участвовать в соцсоревнованиях, демонстративные выходы из кооперативов и из партии . Большая часть открытых выступлений приходилась на эксцессы в очередях .

Слайд 8

7. Культура русского зарубежья К середине 1920-х гг. за границей оказались многие виднейшие русские писатели и поэты как старшего поколения, успевшие прославиться ещё в дореволюционные годы, — И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт и др. Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин. Не менее впечатляющ и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, М . Шагала. Большинство писателей, сделавших себе имя ещё в дореволюционной России, продолжили литературную деятельность и создали целый ряд выдающихся произведений. Главным мотивом творчества писателей-эмигрантов стала тема ностальгической памяти об утраченной родине . Свои лучшие повести и рассказы написал в эмиграции И. А. Бунин («Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина», «Тёмные аллеи» и др .). А . И. Куприн выпускает два романа — «Купол Святого Исаакия Далматского» и «Юнкера», повесть «Колесо времени». М . А. Осоргин создал свой первый роман-хронику «Сивцев Вражек» , в котором страшные события революции и Гражданской войны показаны глазами русской интеллигенции. Роман после выхода во Франции сразу же был переведён на многие европейские языки, в том числе славянские. Одной из примет литературной эмиграции стало усиление религиозных мотивов и настроений . Б . К. Зайцев создаёт удивительные «житийные портреты» («Алексей — Божий человек», «Преподобный Сергий Радонежский » ). Продолжает свои философские и религиозные искания Д. С. Мережковский («Иисус Неизвестный», «Павел. Августин», «Св. Франциск Ассизский», «Жанна д’Арк и Третье Царство Духа») . Расцвета достигает русская философская мысль . Мыслители пытались понять феномен русской революции и её влияние на историческую судьбу России . Визитной карточкой русского искусства на Западе был балет . Успешно продолжались Русские сезоны , так как большая часть артистов отказалась вернуться в революционную. Многие артисты балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Корсавина и др.) открыли в городах Европы и США балетные школы и студии, в которых обучали детей основам русского балетного искусства. С . В. Рахманинов , остро переживавший своё расставание с Родиной, почти на 10 лет устранился от композиторской деятельности, прославившись как выдающийся пианист-виртуоз. Его концерты проходили с оглушительным успехом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Культурное прастранство советского общества 1920-е годы

Культурное прастранство советского общества 1920-е годыПрезентация 10 класс...

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСТКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-Е ГГ

В 1930-е гг. усилился идеологический контроль над всеми сферами духовной жизни советского общества, были уничтожены существовавшие ранее относительная свобода и разномыслие в искусстве. Однако, несмот...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е гг."

Наглядно показать изменения в политике советского руководства в области культуры и образования в 1930-е гг....