Фальсификация истории
статья по истории

Егорова Лейсан Зифировна

Фальсификации в истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ШАРАН МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Проблема (ы) фальсификации

Российской истории»

 

Докладчик:

учитель истории и обществознания

        МБОУ СОШ №1 с.Шаран

Егорова Лейсан Зифировна

Дата: 27.08.2019

Ведущей тенденцией развития современной историографии является повышенное внимание к изучению ментальных стереотипов и феноменов исторической / культурной памяти. Одной из наиболее актуальных научных проблем, вызывающий широкий общественный резонанс, является память о прошлом и история

27 сентября 2011 г. на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России (протокол № 4) был сформулирован перечень поручений Министерству образования и науки РФ, РАН, РАО по подготовке и проведению мероприятий в сфере образования, направленных на противодействия попыткам фальсификации истории России.

Фальсификация как феномен

Под фальсификацией истории обычно понимается сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях.

Цели и мотивы фальсификаторов истории  могут быть самыми разнообразными:

  • идеологическими,
  • политическими,
  • коммерческими и др.

 Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет о социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды. В качестве примера можно привести деятельность руководителя литовской общины в США американца литовского происхождения Вита Мачуна, который стал одним из главных организаторов кампании по подаче исков в американские суды с требованием к России возместить нанесенный Литве «за долгие годы советской оккупации» моральный и материальный ущерб».

Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом). В последнем случае доминирующим фактором, как правило, являются материальные интересы фальсификаторов истории, стремление заработать средства за счет публикации своих произведений большими тиражами, желание «отомстить» конкретным оппонентам, включая представителей органов власти, государственного управления. В качестве примера «коммерческого» подхода к фальсификации истории можно назвать проект «Новая хронология» А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского.

Фальсификации истории России как компонент антироссийской пропаганды

Попытки фальсификации истории нередко являются частью антироссийской пропаганды в странах ближнего и дальнего зарубежья. Они, как правило, связаны с текущими политическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных, территориальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб. Противодействие этим попыткам актуально с точки зрения государственных интересов России.  Ответом Российского государства на этот вызов современности стало создание комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

 Государственная политика Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории России

В настоящее время в мире увеличивается степень «политизации истории», что выражается в росте общественного интереса к вопросам исторической памяти. Для противодействия попыткам фальсификации истории России в системе образования необходимо определить какие политические идеи Российского государства следует считать целевыми ориентирами.

В первую очередь это -  идея сохранения исторической памяти народа, которая воспроизводится в форме коллективной памяти. Эту идею актуализировал Президент РФ Д.А. Медведев. В своем видеоблоге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий 30 октября 2009 г., он подчеркнул: «Никто, кроме нас самих, не сохранит историческую память и не передаст её новым поколениям».

При осмыслении феномена фальсификации истории применительно к учебной литературе необходимо учитывать, что в современной России нет единой официальной («государственной») версии исторического процесса. Научное сообщество на основе консенсуса определяет доминирующую в науке в рамках методологического направления версию исторического процесса, которая становится основой для построения авторской линии учебников истории. Поэтому  построение учебной литературы на основе авторских версий и интерпретаций исторического прошлого не является признаком фальсификации истории. Но при этом учебные издания по истории для общеобразовательных учреждений, и деятельность педагогов-историков не должны размывать национальную версию истории как фактор, формирующий идентичность россиян. От сознательной фальсификации истории следует отличать конструирование исторических версий и оценок.

Попытки фальсификации истории России и сфера общего исторического образования

Особенности общего исторического образования, его функции как мощнейшего средства формирования гражданской идентичности и социализации школьников привлекают внимания фальсификаторов истории, стимулируют попытки внедрения фальсифицированных версий истории в содержание исторического образования.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Если для ученых историков построение авторских версий является инструментом научного познания, то для учителей истории, школьников, родителей, широкой общественности наиболее ценным и соответственно востребованным является формирование национальной версии отечественной истории. Именно поэтому в документах государственной образовательной политики подчеркивается значимость исторического образования как фактора формирования национально-гражданской идентичности россиян.

Объективные трудности изучения новейшей истории России

Изучение истории России в ХХ – начале ХХI века находится в фокусе общественного внимания. Принципиальная особенность изучения современной истории заключается в том, что весьма трудно провести границу между академическим исследованием исторической проблемы и общественным контекстом, в котором доминируют идеологические и политические конструкции. Поэтому версия национальной (отечественной) истории в учебной литературе в условиях российской образовательной традиции должна быть построена на основе общественного консенсуса.

Основные направления фальсификации новейшей истории России ХХ – начала ХХI века

Ярким примером фальсификаций новейшей истории СССР – России ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («голодомор»), при президенте В.А. Ющенко. В украинских учебниках истории при президенте В.А. Ющенко Советский Союз рассматривался как тоталитарная «империя», которая проводила политику «русификации», принижалась роль УССР как учредителя Союза ССР, снимался вопрос о насильственной «украинизации» 1920 – начала 1930-х годов.

Дискуссионный характер в историографии имеет комплекс научных проблем, связанных с событиями 1939 – 1940 гг. в Прибалтике, в результате которых прибалтийские республики были присоединены к Советскому Союзу. Авторы учебников истории стран Балтии единодушно рассматривают события 1940 г. как факт «оккупации». Так, например, о пакте Риббентропа - Молотова как первоисточнике «советской оккупации» говорится во всех латвийских учебниках истории ХХ века, изданных после распада СССР.

Приоритетным направлением фальсификаций новейшей истории России является обоснование и выдвижение материальных и территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов. Актуальными темами в этом контексте являются проблема статуса и принадлежности Курильских островов, история советско-финляндской войны («неизвестная война»).  Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в «совиновности» с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока. В учебниках стран Балтии утверждается, что виновниками начала Второй мировой войны в равной степени являются Германия и Советский Союз.

Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа). Так, в частности, авторы грузинских учебников истории представляют грузино-русские контакты как источник проблем и неприятностей для Грузии. Грузинский учебник истории для 5 класса «Летопись нашей Родины» трактует присоединение грузинских царств и княжеств к России как завоевание.

Примеры тем и проблем, которые особенно часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России

– История национальных отношений в нашей стране, искажение истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).

– Национально-государственное строительство в России в 1920-е годы.

– «Голодомор» в Украине в начале 1930-х гг. (фальсификация создана в условиях политического курса президента Украины В.А. Ющенко).

– Проблема развязывания Второй мировой войны.

– «Война и дипломатия»: роль СССР и стран Запада в умиротворении германского фашизма (от Мюнхена до Договора о ненападении между СССР и Германией (пакт 23 августа 1939 г.).

– Предыстория Второй мировой войны, очаг военной опасности на Дальнем Востоке (Халхин-Гол– май-август 1939 г.).

– «Малоизвестные страницы» предыстории Второй мировой войны (поход Красной армии в Западную Украину, Западную Белоруссию, Бессарабию).

– «Неизвестная война» – история советско-финляндской войны.

– СССР и Прибалтика: дискуссионные вопросы предвоенной истории. Проблема  «оккупации» Прибалтики.

– Итоги Второй мировой войны – проблема Курильских островов, Калининграда.

– Малоизвестные страницы Великой Отечественной войны.

– Причины неготовности СССР к войне – исторический просчет Сталина.

– Причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

– Вопрос о потерях СССР во Второй мировой войне.

– Проблема взаимоотношений Красной Армии с антифашистскими организациями в странах Восточной Европы, которые не ориентировались на сотрудничество с СССР (Армия Краёва в Польше).

– Умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

– Тенденциозное освещение итогов «холодной войны», распада СССР.

– Роль России на постсоветском пространстве на рубеже ХХ и ХХI веков.

– Тенденциозное освещение военных событий лета 2008 г. на Кавказе (Россия – Грузия).

– Новые вызовы и опасности для России в начале ХХI века.

Совершенствование отечественной системы исторического образования как средство противодействия попыткам фальсификации истории России.

 Значительные трудности у преподавателей истории вызывает выяснение объективной «правды истории», которую необходимо освободить от исторических мифов и фальсификаций истории как попыток сознательного искажения истории. Педагогам-историкам сегодня необходимо знать особенности государственной образовательной политики, в том числе в области исторического образования; понимать, какие задачи ставит перед школой государство, в чем особенность общественных ожиданий – социального заказа. Трудными для понимания и осмысления являются вопросы формирования исторической памяти, национально-гражданской идентичности россиян, возможные пути и средства участия школы в этом процессе. Педагогам необходимо осмыслить комплекс вопросов, которые определяются исторической политикой государства, которая взаимосвязана с историческим образованием, найти свои ответы на вызовы современности. Практика показывает, что эти проблемы сложны для педагогов. Преподаватели истории в своей профессиональной деятельности должны уметь различать авторские версии как инструменты научного познания и национальную версию истории, которая в идеале отражается в учебниках истории. Важнейшим средством преодоления попыток фальсификации и мифологизации истории является расширение источниковой базы, обеспечение доступности исторических источников (включая документы органов власти и управления, воспоминаний очевидцев событий).

В современных условиях возрастает роль учителя истории как гражданина и профессионала, который должен обладать сформированной методологической культурой, компетентностью в области фальсификации истории, способностью противодействовать попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Применительно к школьному историческому образованию средством противодействия попыткам фальсификации и мифологизации истории является формирование критического мышления.

Выводы и предложения

1)  Необходимо подчеркнуть, что под фальсификацией истории следует, в первую очередь, понимать сознательное искажение исторических аргументов, подтасовку фактов, искажение источников. Для педагогов, экспертов принципиально важно научиться отличать попытки фальсификации истории от конструирования исторических версий и оценок, которые являются нормальной практикой исторического исследования. При этом, как мы уже писали выше, эти исследовательские практики и конструируемые ученым-исследователем версии могут существенно отличаться от доминирующей историографической традиции, а в авторитарном обществе и с официальной научной версией.

2) Для авторов учебной литературы по истории степень свободы в конструировании учебного текста в отличие от ученых-исследователей существенно меньше. Степень этого самоограничения в идеале должен определяться самим автором. В том случае, если это ограничение навязывается «сверху», это явление называется цензурой. Критерием и методологическим ограничителем степени свободы автора учебника в формировании авторской версии в данном случае является понимание приоритетной функции исторического образования как средства формирования национально-гражданской идентичности россиян.

3) Для противодействия попыткам фальсификации истории и проникновения фальсифицированных версий истории в учебную литературу необходимо повысить статус исторического образования как ключевого направления социализации школьников. Задача авторов учебников, преподавателей истории – найти яркие, образные выразительные средства для реализации этой миссии на основе российских культурно-образовательных традиций и не игнорировать при этом мировой педагогический опыт.

4) В преподавании истории необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать у учащихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушить целостность исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей старшеклассников самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков.

Фальсификация отечественной истории. Взгляд западных историков....

«Проблемы интерпретации исторических событий и противодействие попыткам фальсификации истории».

Мастер-класс для учителей истории на тему "«Проблемы интерпретации исторических событий и противодействие попыткам фальсификации истории»....

Итоги Великой отечественной войны. Попытки фальсификации истории войны.

Урок по истории в 11 классе. Урок завершает изучение темы. Урок носит проблемно-дискуссионный характер. Учащиеся вступают в дискуссию с теми, кто пытается пересмотреть историю войны, ее итоги, причины...

Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России

Выступление на Городском методическом объединении "Исторические темы, проблемы, которые наиболее часто избираются в качестве объектов фальсификации истории России" Под фальсификацией истории о...

Тема: Фальсификация истории ВОВ. урок 10 класс учебник Торкунов история России

Цели урока:   • Образовательные:   -  Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.   -  Рассмотреть попытки фальсифик...

Урок в 10 классе по теме: Фальсификация истории ВОВ.

Цели урока:   • Образовательные:   -  Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.   -  Рассмотреть попытки фальсифик...

Борьба с фальсификацией истории Великой Отечественной войны

В последнее время историки все чаще сталкиваются со случаями фальсификации исторических событий. Данный вопрос часто поднимается в научной литературе, и последнее время стал одним из наиболе...