Итоги Великой отечественной войны. Попытки фальсификации истории войны.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Урок по истории в 11 классе. Урок завершает изучение темы. Урок носит проблемно-дискуссионный характер. Учащиеся вступают в дискуссию с теми, кто пытается пересмотреть историю войны, ее итоги, причины победы над фашизмом. Ребята выссказывают свое аргументированное мнение.

Занятие посвящено 70-летию Победы в Великой отечественной войне, имеет большое воспитательное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogi_velikoy_otechestvennoy_voyny_konspekt_uroka_2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги Великой отечественной войны.

Попытки фальсификации  истории войны.

Урок истории в 11 классе. Март 2015г.

   Унжакова Ольга Анатольевна,

                                             учитель истории высшей квалификационной категории

                                               МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г.Казани.

Цели урока:

Образовательные:

 - Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.

 - Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ

 - Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный

   ответ и отпор попыткам переписать историю войны.

Развивающие:

 - Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ;  способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

- Формирование умений участвовать в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.

 - Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.

Воспитательные:

- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла.

- Формирование истинных духовно- исторических ориентиров, ценностей; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.

- Способствовать формированию активной жизненной позиции у учащихся, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.

     

Тип урока:  урок – дискуссия

     

Оборудование:

  1. Учебник  В.С.Измозик, С.И.Рудник  История России Москва «Вентана-Граф» 2012г.
  2. Материалы СМИ
  3. Раздаточный материал по теме урока.
  4. Презентация по теме.

Понятия:  Фальсификация истории, историческая память, патриотизм, неофашизм, коллаборационизм.

                                               

                                                           

                                                               Ход урока

  1. Защитим  историю и наследие Победы.

Ровно месяц остался до нашего великого праздника – Дня Победы. Россияне и весь мир готовятся достойно встретить эту дату, чествовать ветеранов войны и тыла, вспоминать погибших героев войны.

Последнее время и особенно последний год распространились попытки фальсификации истории ВОВ. Это стало одним из главных направлений современной информационной войны.

     В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни.

Наш сегодняшний урок завершает изучение темы по истории ВОВ. Давайте поговорим по очень важным вопросам, выскажем свои суждения, аргументы и оценки. Ведь наш священный долг - защитить наследие Победы от искажений и политических спекуляций.

  1.  - Что такое Фальсификация истории?

- Кто и с какой целью пытается переписать историю войны?

- Почему мы должны говорить об этом, обсуждать и давать ответы?

   -Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете.

  - История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти  историю войны.

Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны.

Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии.

   -Граждане России, историки,  не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны.

  1. Обсуждение вопросов по основным направлениям фальсификации.
  1. Была ли вообще Великая отечественная война? Или только Вторая мировая война?

  -  Немецкий фашизм сравнивают и приравнивают к советскому тоталитарному режиму Сталина. Насколько допустимо такое сравнение?

  - На СССР возлагается равная с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны.  На основании чего делаются такие заявления? Выскажите свое мнение.

  - Развенчание характера ВОВ как освободительной, отечественной.  

     Сталинский советский режим категорически нельзя сравнивать с фашистскими режимами в Европе, но нельзя замалчивать и бесчеловечные проявления этого режима в СССР.

     У сталинского режима и режима Гитлера есть общие черты, но  нацистская, расистская идеология, открытая агрессивная политика – это характеристика только немецкого фашизма.

   Пакт Молотова - Риббентропа, подписание секретных протоколов  стало возможным

только после Мюнхенского сговора и отказа ведущих стран Европы выступить вместе против Германии.

   СССР не несет ответственности за развязывание Второй мировой войны, но события осени 1939 и 1940 годов требуют более тщательного изучения и оценок историков.

    Российская история анализирует и дает соответствующую оценку сталинскому тоталитарному режиму, осуждая его крайние проявления. Однако фашизм характеризуется человеконенавистническими  идеями, агрессивной внешней политикой, геноцидом и расовой ненавистью к другим народам. Накануне войны СССР не добившись успехов в борьбе за создание системы коллективной безопасности против фашизма, действовал в своих национальных и государственных интересах, старался не допустить покорения братских народов нацистами.

  1. Герои и предатели войны.

 - Кого пытаются представить героями войны на Украине и в Прибалтике? Зачем?

Попытки представить Бандеру, Шухевича и других коллаборационистов героями, борцами со сталинским режимом, за свободу и независимость.

Примеры преступлений этих людей в Волынской резне, в Хатыни, на Украине.

- Кто для вас настоящие герои войны? Почему?

Настоящие герои войны - это те, кто сражался на фронте, приближал победу в тылу, партизанил в лесах, перенес блокаду, ждал с войны своих родных и близких. Примеры подвигов. Судьба войны в судьбе семьи.

       

         Мы будем помнить настоящих героев

        войны, победивших фашизм. Не позволим

       отодвинуть их имена и сделать героями

       предателей и преступников.

           3) Итоги войны. Лишение СССР и России

             статуса победителя и права утверждать о

             решающей роли в Победе над фашизмом в

             Европе

 - Как пересматриваются основные итоги войны?

 - Назовите причины победы над фашистской

    Германией в Европе?

 Патриотизм и героизм советских людей.

 Полководческий талант военачальников.

 Партизанское движение в тылу врага.

 Единство фронта и тыла.

 Поддержка и участие антигитлеровской коалиции.

 Мобилизационный ресурс советской экономики.

 Роль Сталина в руководстве страной.

Нам очевидны итоги войны и роль Советского Союза в достижении Победы.

СССР заплатил высочайшую цену за Победу. Об этом надо помнить всегда и не позволить украсть у нас Победу.

  1. «Никто не забыт и ничто не забыто»

-  Какова ваша правда о войне?

-  Есть ли угроза возрождения фашизма? Как этому противостоять?

- В чем должна проявляться ваша активная позиция, связанная с историей Великой отечественной войны?

  1. Подведение итогов урока.

   - Федеральный закон № 128-ФЗ об ответственности за посягательства на историческую память россиян.

  1. Домашнее задание. Эссе « Память о войне.

   Это надо не мертвым, это надо живым»

Вступительное слово

учителя.

Выступление Путина В.В.

на заседании комиссии по  празднованию 70-летия Победы. (видеофрагмент)

(слайд)

Вступительная беседа

(слайд)

Некоторые

примерные, краткие  ответы учащихся включены в конспект после проведения урока.

Работа по таблице раздаточного материала

(приложение) и по подготовленным конспектам.

Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои суждения и оценки.

Примерные ответы учащихся.

Вывод и обобщение учителя

Использование материалов СМИ.

Примеры мужества и героизма советских людей, партизан, тружеников тыла и др.

Вывод и обобщение учителя.

Использование материалов СМИ и других источников

Запись причин Победы на доске, в соответствии с высказываниями учащихся (слайд)

Завершающая беседа

Заключительное слово учителя.

Минута молчания.

                                                 Приложение.

     История Великой Отечественной войны как объект информационного противоборства

Направления фальсификации

Искажаемые исторические события, ложные факты (подделки) истории

Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны 1939–1945 гг.

 

     Замалчивание об аншлюсе Австрии,  захвате Чехословакии, Мюнхенском сговоре, «странной/сидячей войне» в Европе, их причинно-следственной связи с советско-германскими договорами 1939 г.,  в том числе пактом  Молотова–Риббентропа 

  «Захватническая политика СССР в отношении Польши  и    Прибалтики»

  «Подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.»  

  Уравнивание фашизма  и сталинизма посредством признания подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности

Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. как народной, освободительной, отечественной

    Преувеличение масштабов коллаборационизма на территории СССР, оккупированной нацистскими агрессорами

    Депортация советских народов как «месть за национально-освободительную борьбу»

   Причисление предателей Родины к рангу «борцов за независимость народов, борцов со сталинским, большевистским режимом»

 

 

Лишение России статуса победителя и права утверждать о ее решающей роли в Победе  над фашизмом    в Европе

     «Слабость советского военного искусства, советских полководцев и военачальников»     (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны)

     «Экономическую основу Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу»

    Занижение «цены» Победы, заплаченной советским народом (потери), в том числе ее влияния на современную демографическую ситуацию  в России 

 

 

Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее всемирно признанного статуса Освободителя

  Замена понятия «освободительная миссия» СССР на – «оккупация» Советским Союзом

 

«Экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Центральной Европы» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)

Данная методическая разработка предназначена  для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....

Итоги Великой Отечественной войны: цена победы

Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...

Итоги Великой отечественной войны в победе над фашистской Германии

итегрированный урок по английскому языку и истории...

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

Презентация - Итоги Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

В презентации показаны итоги , значение и последствия  Великой Отечественной Войны для СССР всего мира....

Итоги Великой Отечественной войны

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войныЦель урока:- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над ф...