Итоги Великой отечественной войны. Попытки фальсификации истории войны.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок по истории в 11 классе. Урок завершает изучение темы. Урок носит проблемно-дискуссионный характер. Учащиеся вступают в дискуссию с теми, кто пытается пересмотреть историю войны, ее итоги, причины победы над фашизмом. Ребята выссказывают свое аргументированное мнение.
Занятие посвящено 70-летию Победы в Великой отечественной войне, имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоги Великой отечественной войны.
Попытки фальсификации истории войны.
Урок истории в 11 классе. Март 2015г.
Унжакова Ольга Анатольевна,
учитель истории высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г.Казани.
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, ее итогах и последствиях.
- Рассмотреть попытки фальсификации и пересмотра событий и итогов ВОВ
- Опираясь на знания по истории, дополнительную информацию дать достойный
ответ и отпор попыткам переписать историю войны.
Развивающие:
- Развитие умений учащихся искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях истории ВОВ; способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
- Формирование умений участвовать в исторической дискуссии, отстаивать свое мнение, твердо и последовательно противостоять попыткам фальсификации истории.
- Формирование умений применения знаний для осмысления сущности современных общественно-политических событий и явлений.
Воспитательные:
- Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у старшеклассников, гордости за великий подвиг и великую Победу советского народа в ВОВ, чувства благодарности ветеранам войны и тыла.
- Формирование истинных духовно- исторических ориентиров, ценностей; готовности противостоять зарождению неофашистской идеологии и ее проявлений.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции у учащихся, стремлению принимать активное участие в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в ВОВ.
Тип урока: урок – дискуссия
Оборудование:
- Учебник В.С.Измозик, С.И.Рудник История России Москва «Вентана-Граф» 2012г.
- Материалы СМИ
- Раздаточный материал по теме урока.
- Презентация по теме.
Понятия: Фальсификация истории, историческая память, патриотизм, неофашизм, коллаборационизм.
Ход урока
Ровно месяц остался до нашего великого праздника – Дня Победы. Россияне и весь мир готовятся достойно встретить эту дату, чествовать ветеранов войны и тыла, вспоминать погибших героев войны. Последнее время и особенно последний год распространились попытки фальсификации истории ВОВ. Это стало одним из главных направлений современной информационной войны. В России еще в 2009г. была создана Комиссия по противодействию Фальсификации, пересмотру итогов войны. Большое внимание уделяется этой работе и в сегодняшние дни. Наш сегодняшний урок завершает изучение темы по истории ВОВ. Давайте поговорим по очень важным вопросам, выскажем свои суждения, аргументы и оценки. Ведь наш священный долг - защитить наследие Победы от искажений и политических спекуляций.
- Кто и с какой целью пытается переписать историю войны? - Почему мы должны говорить об этом, обсуждать и давать ответы? -Фальсификация истории – это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете. - История Великой отечественной войны все 70 лет подвергается попыткам фальсификации, особенно они усилились в настоящее время. Некоторым хотелось бы совсем стереть из памяти историю войны. Кто-то хочет оправдать недостойную политику своих правительств в годы войны. Чаще всего ставится цель – ослабления России, замалчивания решающей роли СССР в разгроме фашистской Германии. -Граждане России, историки, не должны замалчивать факты фальсификации истории войны. Необходимо давать им твердый и аргументированный отпор в память о героях и ветеранах войны.
- Немецкий фашизм сравнивают и приравнивают к советскому тоталитарному режиму Сталина. Насколько допустимо такое сравнение? - На СССР возлагается равная с Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны. На основании чего делаются такие заявления? Выскажите свое мнение. - Развенчание характера ВОВ как освободительной, отечественной. Сталинский советский режим категорически нельзя сравнивать с фашистскими режимами в Европе, но нельзя замалчивать и бесчеловечные проявления этого режима в СССР. У сталинского режима и режима Гитлера есть общие черты, но нацистская, расистская идеология, открытая агрессивная политика – это характеристика только немецкого фашизма. Пакт Молотова - Риббентропа, подписание секретных протоколов стало возможным только после Мюнхенского сговора и отказа ведущих стран Европы выступить вместе против Германии. СССР не несет ответственности за развязывание Второй мировой войны, но события осени 1939 и 1940 годов требуют более тщательного изучения и оценок историков. Российская история анализирует и дает соответствующую оценку сталинскому тоталитарному режиму, осуждая его крайние проявления. Однако фашизм характеризуется человеконенавистническими идеями, агрессивной внешней политикой, геноцидом и расовой ненавистью к другим народам. Накануне войны СССР не добившись успехов в борьбе за создание системы коллективной безопасности против фашизма, действовал в своих национальных и государственных интересах, старался не допустить покорения братских народов нацистами.
- Кого пытаются представить героями войны на Украине и в Прибалтике? Зачем? Попытки представить Бандеру, Шухевича и других коллаборационистов героями, борцами со сталинским режимом, за свободу и независимость. Примеры преступлений этих людей в Волынской резне, в Хатыни, на Украине. - Кто для вас настоящие герои войны? Почему? Настоящие герои войны - это те, кто сражался на фронте, приближал победу в тылу, партизанил в лесах, перенес блокаду, ждал с войны своих родных и близких. Примеры подвигов. Судьба войны в судьбе семьи.
Мы будем помнить настоящих героев войны, победивших фашизм. Не позволим отодвинуть их имена и сделать героями предателей и преступников. 3) Итоги войны. Лишение СССР и России статуса победителя и права утверждать о решающей роли в Победе над фашизмом в Европе - Как пересматриваются основные итоги войны? - Назовите причины победы над фашистской Германией в Европе? Патриотизм и героизм советских людей. Полководческий талант военачальников. Партизанское движение в тылу врага. Единство фронта и тыла. Поддержка и участие антигитлеровской коалиции. Мобилизационный ресурс советской экономики. Роль Сталина в руководстве страной. Нам очевидны итоги войны и роль Советского Союза в достижении Победы. СССР заплатил высочайшую цену за Победу. Об этом надо помнить всегда и не позволить украсть у нас Победу.
- Какова ваша правда о войне? - Есть ли угроза возрождения фашизма? Как этому противостоять? - В чем должна проявляться ваша активная позиция, связанная с историей Великой отечественной войны?
- Федеральный закон № 128-ФЗ об ответственности за посягательства на историческую память россиян.
Это надо не мертвым, это надо живым» | Вступительное слово учителя. Выступление Путина В.В. на заседании комиссии по празднованию 70-летия Победы. (видеофрагмент) (слайд) Вступительная беседа (слайд) Некоторые примерные, краткие ответы учащихся включены в конспект после проведения урока. Работа по таблице раздаточного материала (приложение) и по подготовленным конспектам. Учащиеся участвуют в дискуссии, высказывают свои суждения и оценки. Примерные ответы учащихся. Вывод и обобщение учителя Использование материалов СМИ. Примеры мужества и героизма советских людей, партизан, тружеников тыла и др. Вывод и обобщение учителя. Использование материалов СМИ и других источников Запись причин Победы на доске, в соответствии с высказываниями учащихся (слайд) Завершающая беседа Заключительное слово учителя. Минута молчания. |
Приложение.
История Великой Отечественной войны как объект информационного противоборства
Направления фальсификации | Искажаемые исторические события, ложные факты (подделки) истории |
Возложение на СССР (Россию) равной с Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны 1939–1945 гг.
| Замалчивание об аншлюсе Австрии, захвате Чехословакии, Мюнхенском сговоре, «странной/сидячей войне» в Европе, их причинно-следственной связи с советско-германскими договорами 1939 г., в том числе пактом Молотова–Риббентропа «Захватническая политика СССР в отношении Польши и Прибалтики» «Подготовка Сталиным упреждающего удара по Германии в 1941 г.» Уравнивание фашизма и сталинизма посредством признания подобия внутригосударственных явлений в Германии и СССР, а также сходства управленческих подходов Сталина и Гитлера во внешнеполитической деятельности |
Развенчание характера Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. как народной, освободительной, отечественной | Преувеличение масштабов коллаборационизма на территории СССР, оккупированной нацистскими агрессорами Депортация советских народов как «месть за национально-освободительную борьбу» Причисление предателей Родины к рангу «борцов за независимость народов, борцов со сталинским, большевистским режимом»
|
Лишение России статуса победителя и права утверждать о ее решающей роли в Победе над фашизмом в Европе | «Слабость советского военного искусства, советских полководцев и военачальников» (посредством преувеличения потерь, масштабов репрессий накануне войны) «Экономическую основу Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне составили поставки по ленд-лизу» Занижение «цены» Победы, заплаченной советским народом (потери), в том числе ее влияния на современную демографическую ситуацию в России
|
Лишение России, ее Вооруженных Сил и народа ранее всемирно признанного статуса Освободителя | Замена понятия «освободительная миссия» СССР на – «оккупация» Советским Союзом
«Экспорт социализма из СССР в страны Восточной и Центральной Европы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-140265-1352399966.jpg)
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-290418-1396030237.jpg)
Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593495-1423925190.jpg)
Итоги Великой Отечественной войны: цена победы
Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...
Итоги Великой отечественной войны в победе над фашистской Германии
итегрированный урок по английскому языку и истории...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418009-1394571308.jpg)
урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"
Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-912915-1491282004.jpg)
Презентация - Итоги Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.
В презентации показаны итоги , значение и последствия Великой Отечественной Войны для СССР всего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662518-1441525798.jpg)
Итоги Великой Отечественной войны
Тема урока: Итоги Великой Отечественной войныЦель урока:- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над ф...