Итоги Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс)

Ибатуллина Гузель Салаватовна

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

- воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_seminar_istoriya_vov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны

Цель урока:

- сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

- воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

- причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники ( Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги ; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

   «Никто не забыт и ничто не забыто»

  « Для нашей Родины всегда будет светлым День 9 Мая»

                                ( Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

II. Обобщение и систематизация знаний.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

     Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война , убито 10 млн.; Вторая мировая война  унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет  цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.                                                                                        Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги , последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей , сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

     А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные  на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.    

     Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века  в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните,  какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

  Отв.: Демократический- Англия, США, Франция;

            Авторитарный – Япония, Испания;

             Тоталитарный -  СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

  Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

    Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

    Отв.: 29-30 сентября 1938 г. состоялся «Мюнхенский сговор».

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

     Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

      Отв.:  в случае отказа,  Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

    Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

    Отв.: 1 сентября 1939 года. Германия начала агрессию против Польши.

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

  Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 %  населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война . Когда началась ВОВ ?

      Отв.: 22 июня 1941 г.

11. Масштабность ВОВ.

       Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

        Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

  • Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.
  • Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).
  • Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.
  • Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.                

13. Групповая работа.

Дайте название логическим рядам.

                    I- ряд

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

                   II- ряд

А) 28 ноября-1 декабря 1943 года - Тегеранская конференция;

Б) 4-11 февраля 1945 года – Ялтинская конференция;

В)17 июля -2 августа 1945 года – Потсдамская конференция.

  Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

  • План «Тайфун»
  • «Барбаросса»
  • «Ост»
  • «Цитадель»
  • «Багратион»

15. Когда состоялась?

  • Крымская конференция.
  • Ялтинская конференция,
  • Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

  • Англия - У.Черчилль
  • США – Ф.Рузвельт
  • СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

      Отв.: Потсдамская,  США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки».  Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

       Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о после -военном  мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

  • Битва за Москву- с 30 сентября 1941 г. по 7 января 1942г
  • Сталинградская битва- с 19 ноября 1942 г.- по 2 февраля 1943 г.
  • Курская битва- 5 июля-23 августа 1943 г.
  • Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.
  • Берлинская операция- 20 апреля-8 мая 1945 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

     Отв.: 8 мая 1945 г., Германия - фельдмаршал Кейтель, СССР – маршал Жуков.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

    Отв.: 9 мая, 24 июня 1945г.

23. Когда закончилась ВМВ?

     Отв.: 2 сентября 1945 г. после разгрома Японии.

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

      Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему  «112-я Башкирская кавалерийская дивизия».

2. Сообщение ученика на тему «Башкирия в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

  Вторая мировая война  продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн.чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

     Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным., был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение  колониальных империй, создание ООН.

     Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

 V. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

 «Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VI. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Материалы к уроку истории по теме "Итоги Великой Отечественной войны" (конспект урока, презентация)

Данная методическая разработка предназначена  для проведения урока по истории на тему «Итоги Великой Отечественной войны». (9,11 класс)....

Итоги Великой Отечественной войны: цена победы

Работа предназаначена для учащихся старших классов. Урок проводится после изучения темы "Великая Отечественная война". Урок предполагает работу по группам, с использованием статистических данных, с по...

Итоги Великой отечественной войны. Попытки фальсификации истории войны.

Урок по истории в 11 классе. Урок завершает изучение темы. Урок носит проблемно-дискуссионный характер. Учащиеся вступают в дискуссию с теми, кто пытается пересмотреть историю войны, ее итоги, причины...

Итоги Великой отечественной войны в победе над фашистской Германии

итегрированный урок по английскому языку и истории...

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

Презентация - Итоги Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.

В презентации показаны итоги , значение и последствия  Великой Отечественной Войны для СССР всего мира....