«Гендерный подход в преподавании истории: семейные ценности и миссия полов в контексте прошлого»
статья по истории

Слесарева Юлия Викторовна

При изучении Гендерного подхода в современном образовании, прослеживается влияние современных тенденций жизни и общества на полоролевое воспитание детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

Статья

Тема: «Гендерный подход в преподавании истории: семейные ценности и миссия полов в контексте прошлого»

Подготовила: учитель Слесарева Ю.В

2019

При изучении Гендерного подхода в современном образовании, прослеживается влияние современных тенденций жизни и общества на полоролевое воспитание детей. Дискуссия вокруг вечной темы «гендера» особенно актуальна сегодня в свете проявления мощного социального движения сексуальных меньшинств, пересмотра незыблемости понятий «брак» и «семья», значительного усиления роли женщины в общественной и частной жизни, нарастания феминистского движения во всех странах.
«Гендер» в переводе с латинского означает род, пол, в современной трактовке различие между полами мужчины и женщины, которое проявляется в их социальной и частной жизни. Осознание миссии мужчины и женщины и воспитание подрастающего поколения в контексте готовности их к реализации этой миссии является важной задачей школы. Наиважнейшей проблемой современной школы является воспитание гендерной устойчивости детей, под чем подразумевается усвоение системы ценностей мальчика – мужчины, а девочки – женщины, эталонов их поведения и деятельности в социуме, интересов, потребностей, вкусов и предпочтений, свойственных той или иной гендерной роли.
Все же выход детей из семейного круга в социальный мир, консолидация подростков в интернет-пространстве, расширение среды их общения по мере взросления порой несет в себе прямо противоположные семейным ценностям идеалы. В связи с нарастанием таких негативных тенденций учителю истории необходимо определять семейные ценности, показывать на конкретных примерах роль семейных союзов в разные эпохи, выявлять полоролевую миссию мужчины и женщины в повседневной жизни в исторических контекстах. Именно в школьном возрасте самоидентифицируются различия между мальчиками и девочками, накладывают отпечаток на их поведение, эмоциональную сферу, на их познавательные возможности и особенности общения со сверстниками в условиях совместного обучения.
Проблема гендерного воспитания в образовательном процессе и в жизни детей служит поводом для дискуссии. Первая точка зрения заключается в том, что для формирования гендерной устойчивости школьникам нужно разнополое окружение и ежедневное общение с противоположным полом. Вторая точка зрения
 для реализации гендерного подхода необходимо вернуться к раздельному обучению в школах. Третья точка зрения исходит из того, что в современном социуме различия между мужчиной и женщиной практически утрачены, более того, есть мужеподобные женщины и рафинированные мужчины с женскими чертами. В связи с этим гендерный подход не имеет особого смысла, а вот воспитание уникальности и индивидуальности личности очень важны.
Нарушение неписанного гендерного кода и отклонение от него в одну и другую стороны школьники отвергают и жестоко наказывают нарушителей. Мальчики не признают женственных феминизированных мальчишек, а девочки, наоборот, не принимают в свою среду женоподобных и мускулистых одноклассниц, которые, в свою очередь, находят поддержку в мальчишеской среде. На уроках истории учителю необходимо опираться на уже открытые психологами особенности поведения и деятельности мальчиков и девочек. Все же стоит принять во внимание их достаточную условность. Многие психологи считают, что мальчики в большей степени испытывают влияние окружающей среды, а девочки – семьи. Но семьи разные. Положение о том, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчишки – в визуальных и пространственных умениях, тоже весьма спорно. Психологами был развенчан во многих исследованиях и третий постулат о преобладании слухового восприятия у девочек и зрительного у мальчиков. Восприятие бывает смешанное во многих случаях – это индивидуальный показатель познавательных процессов отдельного обучающегося. Исходя из выше сказанного, учителю истории необходимо представлять проблемы, которые связаны с гендерным воспитанием.
На уроках истории в целях гендерного образования и воспитания необходимо не только расставлять акценты по укреплению семейных отношений в различные эпохи, но и предлагать ученикам участвовать в дискуссии, выполнять познавательные задания, создавать проектные работы.
Первой темой в контексте гендерного подхода выступает тема с реформами Петра I. Данные реформы затронули не только патриархальные семейные отношения, но и проложили прямую дорогу к укреплению молодых дворянских семей. Указ 1722 года об образовании жениха и невесты для вступления в брак и указ 1724 года о запрещении выдавать дочерей замуж насильно без их согласия свидетельствовали об образованности супругов и относительной свободе брачующихся. Петром I был сделан первый шаг к созданию семьи по любви и согласию между супругами. Кроме законодательства этому способствовали ключевые документы этой эпохи нравственного характера.
Первым гендерным документом можем считать «Юности честное зерцало», который не только определяет качества мальчиков и девочек, но и программу их обучения. Так, в документе говорится: «Младой отрок может быть добр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, как в часах маятник… Младой шляхтич или дворянин, ежели в обучении совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцах, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому ж красноречив и начитан, – может с такими достоинствами придворным человеком быть. Младой отрок должен учиться всякому добру и тому, что прилично».
Особым разделом в документе является четкая программа воспитания и поведения девочек: «Исповедание веры, почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрость, правосердие, молчаливость – это девической чести добродетельный венец». Согласно установкам того времени, девочек учили светскости, умению танцевать, знанию литературы и умению вести беседы. Если мальчиков учили ремеслам, то девочек – рукоделию. Можно полагать, что «Юности честное зерцало» заложило основы гендерного подхода. Документ обозначил идеалы дворянина и дворянки, на которые общество ориентировалось в образовании.
На уроках истории при обсуждении данного документа и последующего его обсуждения с учениками можно предложить следующее задание: мальчикам надо составить список учебных предметов, предназначенных для изучения девочками, а девочкам – список предметов для мальчиков и аргументированно обосновать эти списки в процессе дискуссии о направленности гендерного воспитания. Стороны представляют списки и далее корректируют их вместе с учителем. При изучении следующей темы, посвященной правлению Екатерины II, ученики при изучении документов смогут проверить правильность своих предположений и списков.
Вторая половина XVIII века – «золотой век» частной жизни – внесла значительный вклад в укрепление семьи и решение гендерных вопросов. Императрицу Екатерину II можно поистине назвать царицей гендера. Для этой эпохи брак по любви становился нормой, а сама любовь понималась как необходимая духовная связь. Законы Екатерины II не поощряли всевластия мужей, в них утверждались исключительные права женщин на приданое. Дворянки наряду с мужьями участвовали в наследовании имущества. В век Просвещения благодаря новым философским идеям, литературе, искусству, образованию сложился новый взгляд на женщину как деятельную творческую натуру, активно утверждающуюся в жизни. Характер женщины конца XVIII века отличался значительной самостоятельностью.
Для усвоения гендерного воспитания этой эпохи можно организовать с учениками сравнительный анализ двух документов, которые демонстрируют воспитание мальчиков и девочек. В 1764 г. Я. Штелин составил программу обучения молодых дворянских людей «План воспитания молодого кавалера», предназначенный для молодого графа Н.П. Шереметева. Программа была сориентирована на мальчиков от 12 до 14 лет, то есть подростков. Впоследствии на эту программу ориентировались при создании программ как домашнего образования, так и специальных учебных заведений для мальчиков. В 1784 году сама Екатерина II написала «Наставление» Н.И. Салтыкову по поводу воспитания ее внуков – Александра и Константина. Для реализации программы укрепления семьи в 1764 г. императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. Это учебное заведение для девочек готовило выпускниц, будущих жен для создания прочной дворянской семьи. Вторым документом для анализа с учениками учитель может избрать программу обучения девочек Смольного института 1783 года.
В процессе сравнения двух документов школьники выявляют некий набор общих предметов, которые позволяли детям того времени стать христианами, просвещенными людьми, гражданами своей Родины и мира. К предметам такого плана можно отнести: Наставление в вере, Катехизис, языки, рисование, литературу, музыку, изящные искусства, историю и географию Российской империи, математику и натуральную историю. Однако при всем сходстве программ для мальчиков и девочек были и очевидные различия, преподавались «особые» предметы. Так, например, при достаточно ограниченном наборе предметов для девочек важное значение придавалось чтению книг, мифологии, переводам и чистописанию, которые не только давали пласт образованности будущим женам, но и помогали впоследствии вести приходно-расходные книги в хозяйственной деятельности, писать письма во все страны мира, а при отсутствии телефона это был основной способ коммуникации. Математика занимала в программах девочек весьма важное место, на нее отводили много часов, ибо хозяйка должна уметь безошибочно считать доходы и расходы семьи. Изучение физики и натуральной истории ставило своей целью предохранение от суеверий и рассеивание страхов. Девочек приучали к рукоделию и ведению домашнего хозяйства. Современник писал: «Девочек надлежит наставлять в правописании, арифметике, логике, нравоучении, поэзии, музыке». В то же самое время в программах мальчиков большое значение придавали всеобщей истории и географии, фехтованию, верховой езде, чтению газет, поощрялись физические нагрузки. Без этого воспитания трудно было вырастить военного человека и настоящего гражданина.
Различия в домашнем воспитании мальчиков и девочек даже в рамках одного дома, одной дворянской семьи отмечали все писатели и мемуаристы. Н.В. Давыдов отмечал: «Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепиано, рукоделие, прохождение краткого курса Закона Божьего, истории, географии, арифметики, литературы. Самостоятельно читать девицам разрешалось лишь английские романы, всегда отвечавшие своим содержанием требованиям общепризнанной морали. Ходить по улицам не полагалось не только девочкам, но и взрослым барышням, их сопровождали воспитательницы и ливрейный лакей… Мальчикам, как и девочкам, преподавались музыка и танцы, последние совместно с девочками под руководством учителя танцев, причем иногда в таких танцклассах, происходивших под звуки меланхолической скрипки с обязательным прохождением всех позиций, шассе, батманов и т. п. принимали участие и дети других семей, и подростки обоего пола заблаговременно обучались хорошим манерам и грации».
Для дворянской молодежи бал был важным шансом во всех житейских смыслах. Хорошо танцующие и умеющие себя подать в обществе молодые люди могли быть замечены высокопоставленными людьми и сделать карьеру. Для девушки-дворянки бал был экзаменом на аттестат зрелости, и если она его выдерживала, то могла блистать в свете и впоследствии очень выгодно выйти замуж. Кроме безупречного знания танцев надо было владеть этикетом, соблюдать приличия, но главное – уметь общаться с противоположным полом. Именно поэтому устраивали детские репетиционные балы, где девочки-подростки превращались в элегантных дам, а мальчики в галантных кавалеров. В книге В.В. Вересаева «В юные годы» Витя готовился к общению с девочками и заранее составлял примерный план разговоров с разными дамами во время танцев: «С Любой. Спросить, какие у них задают темы для русских сочинений. Высказать мысль, как глупо задавать сочинения на пословицы. Подробно доказать. С Катей. Спросить, почему она больше не надевает золотую рыбку, сказать, что очень к ней идет. С Наташей. Уверять, что очень обижен за рябчика. Веснушки. С Зиной Белобородовой. Как мы катались на ледяных горках». Это была важная школа воспитания этикета общения между полами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"

Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....

Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"

Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного...

Гендерный подход на уроках истории-презентация

Презентация- небольшой образец, как можно использовать гендерный подход на уроках истории...

Обобщение опыта работы на тему: "Инновационные подходы к преподаванию истории на основе использования опорных сигналов и видео материалов в рамках информационно коммуникативных технологий"

P { text-indent: 1.2cm; margin-bottom: 0.21cm; text-align: justify; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Проработав в школе в общей сложности одиннадцать лет и наработав...

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

Системно- деятельностный подход в преподавании истории и  обществознания....