Урок по теме Армия Древнего Рима. Сценарий
методическая разработка по истории (5 класс)

Назаренко Татьяна Геннадьевна

Урок по теме Армия Древнего Рима. Всеобщая история. 5 класс. Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_armiya_drevnego_rima._stsenariy.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Армия Древнего Рима».

Тип урока – урок «открытия» нового знания (урок-исследование). Использование технологии критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом), проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем).

Урок рассчитан на интерес мальчиков к военной тематике и предлагает большой объем новой информации, которой нет в учебнике по истории Древнего мира для 5 класса. Поэтому на уроке привлекаются возможности компьютера и ресурсы Интернета.

Цель: формирование представления о том, что такое римское войско: структура, вооружение, боевая тактика римской армии; определение его сильных, слабых сторон и характера военных действий римской армии.  

Задачи: 1. Развивать у учащихся умения рассуждать,  аргументировать свою точку зрения,  анализировать, работать с текстом и использовать возможности компьютера.

2. учить ребят работать  в группе, в парах.

Дополнительная информация

Образовательные ресурсы, оборудование и материалы

карты «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи», учебник «История Древнего мира» для 5 класса, видеоролик на песню «Орёл шестого легиона», текст песни «Орёл шестого легиона» для каждой пары, компьютер с выходом в Интернет.

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая -М.: Просвещение, 2014

интернет-ресурсы

Видеоролик - https://www.youtube.com/watch?v=7UiBQr_PFVY

Дидактическое обеспечение урока

Учебные карты по истории Древнего Рима: «Древнейший Рим», «Завоевание Римом Италии», «Могущество Римской империи»  

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология критического мышления, диалоговое общение, групповая работа,  смысловое чтение (работа с текстом)  

Проектный метод с приемами исследования и поиска, интерактивный метод (работа в парах и с учителем) 

  Планируемые образовательные результаты:

предметные

метапредметные

личностные

Развивать умение искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий прошлого.

Характеризовать Римскую армию,  вооружение,  методы ведения боя, завоевания римлян.  

 

Регулятивные:  уметь определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, вносить необходимые коррективы.

Познавательные: уметь определять понятия, сравнивать объекты, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи,  логически рассуждать, делать выводы. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Коммуникативные: организовывать   сотрудничество с учителем и сверстниками;   аргументировать свою точку зрения, учитывая позицию собеседника.

Проявлять внимание, желание больше узнать.

Быть готовыми вести диалог со сверстниками и достигать в нем взаимопонимания, работать в паре.

 

Основные понятия

Легион, легионер, манипула, когорта, центурия, «черепаха», калиги, скутум, гладиус, aquila, пилум

Оборудование: Карта «Завоевания Римской республики», интерактивные карты «Битва при Каннах», « Битва при Заме» презентация по теме, презентация к игре «Исторический хоккей»

Образовательные технологии: технология развития критического мышления средствами чтения и письма, игровая технология, ИКТ -  технология

 

Форма урока: сценарий фильма «Армия Древнего Рима».

Этапы урока:

Сл. 1 Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Включение в систему знаний и повторение.

Сл. 2 Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

Прием «чистая доска» - называя термин, событие или дату, вы  снимаете его с доски и кладете мне на стол.

ЕГИПЕТ

МАКЕДОНИЯ

ЕВКЛИД

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ФАРОССКИЙ МАЯК

(Если забыли, можете посмотреть в учебнике)

Комментарии учителя

Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальная работа с классом)

Сл. 3

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю поработать с картами

 – Сравните две карты, какие изменения вы видите? Представлены карты «Древнейший Рим»  и «Завоевание Римом Италии».  (Рим завоевал весь Аппенинский полуостров –территорию современной Италии, создав мощное великое государство, историю которого вы начинаете сегодня изучать.

Сл.4 -  Что необходимо государству для успешных завоеваний? (подготовленная армия, хорошие командиры,  внешняя опасность, из-за которой государство создает сильную армию; иногда желание завоёвывать чужие территории)
СЛ.5 Сегодня мы будем писать сценарий кинофильма с рабочим названием

 Армия Древнего Рима ”.

Все мы – авторы сценария, и операторы и режиссеры. Есть у нас и художники по костюмам и консультанты. Закончив писать сценарий, вы предложите свои варианты названия кинофильма.

«Пишем сценарий» - Планирование вместе с детьми. 

 Учащиеся формулируют название кадров, учитель подводит к плану урока.

     1) Вооружение  и структура войска;

     2) Жизнь римских воинов в быту; (Комментарии учителя: Римляне, как никто, умели четко и стремительно перестроиться во время сражения: рассыпаться на мелкие подразделения, собраться воедино, закрыться в глухой обороне, перейти в сокрушительную атаку.

Поражает "чувство локтя" и дисциплинированность римских легионеров

Ребята, а вам интересно как жили в быту, чем  питалась воины этой дисциплинированной и сильной армии?)

     3) Историческое наследие римского военного дела

Включение в систему знаний.  

Кадр.1 Вооружение и структура войска

Сл.7 Для знакомства с вооружением римского воина и структурой войска я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент

Сл. 8. Ребята, найдите на слайде воинов римской армии. Как вы считаете желтая картинка – это армия Рима? А оранжевая? Зеленая? Голубая? Молодцы! Вы очень наблюдательны.

Сл. Вот вооружение римского воина, запишите в тетрадь.

Сл.9 Построение армии

Как и в других армиях древности у римлян главным родом войск была пехота. Основным боевым порядком пехоты была фаланга. 

Позже  была введение нового типа организации войска – манипулярного строя. 

     Основу военной мощи легиона составляла пехота, которая делилась на гастатов (самых молодых воинов 20-30 лет из первой линии), принципов (более опытных воинов 30-40 лет из второй линии) и триариев (самых опытных воинов 40-45 лет из третьей линии). В Риме говорили «Если в бой вступили триарии, значит была серьезная битва». Тяжелую пехоту прикрывала конница.

Давайте с вами расставим воинов римского легиона по местам.

На вашем столе лист самооценки, поставьте себе отметку в графу «Работа с видеоотрывком»

Ребята, первый кадр готов.

Кадр 2. Жизнь римских воинов в быту; 

    Жизнь солдата – это не только военные действия, но и тренировки, сон, питание, лечение, и другое.

Прочитайте  стр. 226 учебника пункт 3 Параграфа 46  5 и 6 абзац со слов «В походе, даже останавливаясь на одну ночь…» до конца параграфа.

? Как строился военный лагерь римлян?

В центре римского военного лагеря находились жилые и служебные помещения, склады оружия и храм. У воинов распоряжении были залы для тренировок, камеры хранения, госпиталь, термы (бани). 

? Вы, как люди 21 века как относитесь к таким методам поддержания дисциплины?

Сл.10 Рецепты. На слайде отражено меню  римской армии, оцените рацион римского воина. Назовите какие продукты употребляли римляне?

Выводы: римская армия отличалась дисциплиной, регулярными тренировками,  разнообразным питанием.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

В лист самооценки поставьте себе отметку в графу «Работа с учебником и источниками (по карточкам)»

Ребята, второй кадр готов.

Итого: соотношение деятельности учителя и учащегося, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Соотношение репродуктивной («прочитай») и поисковой («оцени») деятельности. Самостоятельность в работе. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

Кадр 3. Историческое наследие римского военного дела 

Наполеон Бонапарт говорил: «История Рима — история всего мира». Многое из того, что стало неотъемлемой частью современной жизни было если не придумано, то развито римлянами.

Ребята, на ваших столах карточки с иллюстрациями достижений. Ваша задача исключить те, которые, на ваш взгляд не относятся к Древнему Риму.  

Сл.

Римская армия вошла в историю как одна из сильнейших армий в мире.

 Дороги, госпитали,  двухъярусные койки, мосты – это только лишь малая часть того, что изобретено, благодаря римской армии. В том числе многие крылатые  выражения «Разделяй и властвуй» - divide et impera, «Хочешь мира  готовься к войне» - Si vis pacem, para bellum. Как вы понимаете последнее изречение?

Данная фраза означает, что лучший способ поддерживать мир и жить в безопасности – быть сильным, хорошо вооруженным и умеющим защитить свои земли государством. Т.е. надежная оборона гарантирует мир любому государству, есть русская народная мудрость Хочешь покою — готовься к бою.

Как вы считаете ребята, актуально ли это для современного общества? (мощное вооружение и подготовленные войска отбивают желание других государств нападать).

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Ребята, третий кадр готов.

В лист самооценки поставьте себе отметку в графу «Работа с иллюстрациями»

Закрепление материала.

Итак,  сценарий написан, кадры заполнили для нашего фильма.

Мы выделили три сюжета нашего фильма, давайте вспомним о чем эти сюжеты

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Итого: обобщение материала, тренировка памяти, осуществление обратной связи: ученик – учитель.

Домашнее задание. (Дублировано на доске)

Записи в тетради, соответствующий параграф или его пункт в учебнике (например, в учебнике А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» в § 46 есть пункт «Римское войско»). Дополнительно: узнать, что означает знак, изображенный на слайде и расположенные в нем буквы. По желанию сообщение по теме «Военная техника римской армии».

Итого: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.

Выставление отметок за урок. (1 мин)

Не забудьте подписать листы самооценки,  если у вас 5 баллов – это «5»,  если 4 балла -  «4».

Итого: Учащиеся деятельностно оценивают свою успешность, в результате чего учебная деятельность становится воспроизводимой и позволяет ученику самому  определять цели и проектировать индивидуальную или групповую траекторию своего обучения, учитывая при этом требования стандартов образования

Вы молодцы!  

Рефлексия (1 мин) Ребята, если вам на уроке все было понятно, вы берете себе на память желтый знак из домашнего задания, который изображали на штандартах римских легионов. Если урок вам был интересен – белый знак.

Итого: формирование положительного эмоционального фона урока, создание ощущения завершённости.

Спасибо за внимание!

 (Приложение 1)

Задание по учебнику

Прочитайте  стр. 226 учебника пункт 3 Параграфа 46  5 и 6 абзац со слов «В походе, даже останавливаясь на одну ночь…» до конца параграфа.

1. Как строился военный лагерь римлян?

2.  Вы, как люди 21 века как относитесь к таким методам поддержания дисциплины?

Приложение №2

Лист самооценки

Ф. И.

Задание

Работа с видеоотрывком

Работа с учебником и источниками

(по карточкам)

Работа с иллюстрациями

Отметка

Итого

Приложение №3

Ссылка на презентацию: https://nsportal.ru/node/5747661


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка уроков по теме "Цивилизация Древнего Рима"

Данную разработку уроков  можно использовать как в 5-м, так и в 10-м  классах. Она универсальна, но практические работы каждый учитель подбирает сам. В данных уроках  использовала схемы...

Урок истории. Рабство в Древнем Риме

Урок истории по теме: "Рабство в Древнем Риме"...

Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», пока...

Интерактивный тест по теме: Искусство Древнего Рима

Интерактивный тест по теме: Искусство Древнего РимаВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с тестом можно по ссылке:http://www.banktestov.ru/test/?id=30721    ...

Комплект интерактивных упражнений на сервисе "LearningApps.org" по теме: Искусство Древнего Рима.

Комплект  интерактивных  упражнений  на  сервисе "LearningApps.org"  по теме: Искусство Древнего Рима.ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться  с  упражнениями  можно...

Армия древнего Рима

Содержит иллюстративный материал и пояснительные тексты к внеурочному занятию....

Урок по теме Армия Древнего Рима. Презентация

Урок по теме Армия Древнего Рима. Всеобщая история. 5 класс. Презентация...