Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Шкаева Юлия Сергеевна

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», показать связь математики и истории.

Задачи урока:

образовательные:

·        повторить и обобщить основные знания по теме «Древний Рим»;

·        повторить действия с десятичными дробями;

·        повторить основные геометрические фигуры и их свойства;

·        применить перенос знаний в новую ситуацию.

развивающие:

·        развитие познавательного интереса к истории и математике;

·        развитие логического мышления и внимательности;

·        развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

·        привитие навыков работы в группе;

·        уважительное отношение к римской культуре, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_uroka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока по истории и математике в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»

Урок подготовили: Шкаева Юлия Сергеевна

Тема урока: Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», показать связь математики и истории.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторить и обобщить основные знания по теме «Древний Рим»;
  • повторить действия с десятичными дробями;
  • повторить основные геометрические фигуры и их свойства;
  • применить перенос знаний в новую ситуацию.

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к истории и математике;
  • развитие логического мышления и внимательности;
  • развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

  • привитие навыков работы в группе;
  • уважительное отношение к римской культуре, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры в целом.

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем по математике и по истории

Тип урока: интегрированный, урок-путешествие

Методы обучения: коммуникативный, преобразовательный, систематизирующий.

Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Класс: 5

Оборудование:

  • персональный компьютер с проектором;
  • плакаты по архитектуре;
  • карточки с заданиями.

Новые термины:

1) форум (Forum) - рыночная площадь;

2) бетон;

3) ротонда (rotundus) - круглая;

4) амфитеатр (amphi) - около, вокруг, около;

5) Колизей (Colosseum) - исполинский;

6) триумфальная арка (arkus) - дуга;

7) аркада;

8) акведук (aquaeductus) - воду веду;

9) Пантеон (Panteon) - все боги;

10) термы (thermae) - тёплый, горячий.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель истории. Сообщение темы, цели урока. Приветствие гостей.

Сегодня у нас в 5 классе необычный урок – урок истории и математики, который будут проводить сразу два учителя нашей школы. Мы рады приветствовать ребят учащихся 5 класса и пожелать всем, чтобы этот урок прошел с пользой для всех присутствующих.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель математики.  Мы придумали для вас несколько примеров на действия с десятичными дробями, но  стёрли  в них запятые. Вот какие равенства у нас получились. Они записаны на доске. Запишите эти равенства в тетрадь, поставив в нужном месте запятые. Выполнив задание, вы узнаете понятие, но только после проверки.

 

1) 32 + 18 = 5;                 е                    8) 23+37=5               у

2) 736 – 336 = 4;              р                   9) 68 – 38 =2            р

3) 3 + 108 = 408;              т                  10) 46+24 = 7            а

4) 42 + 17 = 212;              х                 11) 11+19 =3               т

5) 57 – 4 = 17;                   и                

6) 63 – 27 = 603;               к                

7) 58 + 29 = 609               А

Выполняется проверка. На доске расставляются запятые. В случае правильного ответа учитель сообщает, какая буква соответствует выражению.

Затем нужно составить из них слово, расположив их в следующем порядке:

7), 2), 4), 5),3), 1), 6)  11), 8), 9), 10),

Учитель математики. Итак, ребята, что вы получили? (Учащиеся называют «Архитектура».)

Учитель истории. Кратко об особенностях архитектуры…

Доклад учащихся.

3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Учитель математики. Найдите значение выражения

    2+0,8                            

             -0,5                                          

               +2                                        

            +0,7                                        

             -4,2                                   

             *100                                         

             ?

Что получилось?  (80)

Учитель истории. Это не просто число, это – историческая дата. Строительство какого сооружения было закончено в этот год?

Рассказ про Колизей.

А теперь представим целые ряды арок - аркады. И самый знаменитый пример - акведуки - многоярусные мосты, проводящие по трубам воду в город. Не просто красиво, но и практично! Аркады применялись в строительствах галерей (внешние стены театра).

Посмотрите на внешние стены Колизея.

Но самый знаменитый храм Рима явил не только пример искусства римлян, но и чудо инженерной конструкции - Пантеон.

Этот "храм всех богов", соединил греческий портик и римскую купольную конструкцию. И тут мне не обойтись без помощника, собственными глазами видевшего эту великолепную постройку.

С распространением своего владычества в Греции римляне начали увлекаться искусством Эллады. На рубеже III - II вв. римляне изобрели бетон! Благодаря бетону они использовали купол и арки.

Учитель математики. А какую геометрическую фигуру напоминает Колизей (цилиндр).

Учитель истории. Ребята скажите, а есть ли еще известные архитектурные строения в форме цилиндра? (Колонна)

Рассказ о колонне.

Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, слово.

Чтобы расшифровать каждое слово, необходимо правильно решить уравнение и выбрать букву, соответствующую правильному  ответу из таблицы.

1) 48,36 + х =78,5;

2) у + 0,896 = 1,07;

3) 7,36 – х = 3,04;

4) 9 – у = 1,5;

5) 0,74 – х = 0,25;

6) х + 0,563 = 0,863;

7) 2,9 х =2,9

.

1

0,3

7,5

0,49

30,14

0,174

4,32

к

у

е

д

а

к

в

Учитель истории. Вы знаете, что такое акведук?

Рассказ о водопроводе.

Учитель математики: Общая протяженность 11 водопроводов древнего Рима составляет 500 км. А сколько это будет в метрах?

Учитель математики. Выполнив действия,  и, воспользовавшись таблицей, вы расшифруете  слово.

  1.  3,1*100;   2) 0,1 *100;   3) 0,125*100;    4)0,5*100;  

5) ,008*100;   6) 4*100;   7)0*100;    8)8,53*100;

   

10

50

853

0,8

400

310

12,5

0

а

и

а

л

и

б

з

к

Учитель истории. Кто нам подготовил доклад о базилики?

Рассказ о базилики.

Учитель истории. И последнее сооружение, которое мы с вами рассмотрим это собор.

Рассказ о соборах.

Рим – столица Римской империи (а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности) и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На иллюстрации вы видите макет города, воссоздающий центр Рима в годы расцвета империи. На макете особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка, где проводились колесничные соревнования. Левее Колизея расположены шесть императорских форумов. Справа извивается многоарочный акведук императора Клавдия – один из 11 акведуков, удовлетворявших потребности города в воде. Большое здание, обнесенное стеной, между Колизеем и акведуком – храм Божественного Клавдия.

В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. Триумфальные арки установлены в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.

Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров. На фотографии – колонна императора Траяна, сохранившаяся до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.

Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.

Именно благодаря этим технологиям в 118-128 гг. при императоре Адриане был построен Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Купол Пантеона возносится на 43 метра ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета, диаметром 8,5 метров. Тяжесть свода была учтена при строительстве: по мере подъема купола к вершине, его бетонная масса, составляющая 5000 тонн, постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 метра, а в бетон на куполе добавлено больше вулканической пемзы – легкого и прочного материала. Это здания, предназначенные для торжеств и религиозных церемоний.

Учитель математики: Давайте с вами посмотрим на след. фотографии. Скажите какая геометрическая фигура видна на всех изображениях? (Треугольник) Вспомним, что мы знаем про треугольник.

4. Подведение итогов урока.

Учитель истории.  И так мы заканчиваем. И повторяем, то, что узнали на уроке - путешествии.

- Какие памятники Древнего Рима вы узнали, и какое у них было назначение?

- Что именно позаимствовали римляне из архитектурных элементов?

- Как римляне применяли эти элементы?

- Какие постройки или изобретения свойственны только римской архитектуре?

- Какую идею, главную мысль носили римские постройки?

Учитель математики. Скажите, что из математике вы сегодня повторили на уроке? (дей        ствия с десятичными дробями и понятие треугольника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Урок-презентация по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме Архитектура Древней Греции

Данная презентация позволяет выявить влияние пространственного образа мира на античную архитектуру. Знакомит учащихся с понятием «пространственный образ» и с особенностями его проявления в антич...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"

Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...