Разработка интегрированного урока по истории и математике с использованием ИКТ в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», показать связь математики и истории.
Задачи урока:
образовательные:
· повторить и обобщить основные знания по теме «Древний Рим»;
· повторить действия с десятичными дробями;
· повторить основные геометрические фигуры и их свойства;
· применить перенос знаний в новую ситуацию.
развивающие:
· развитие познавательного интереса к истории и математике;
· развитие логического мышления и внимательности;
· развитие умений рассуждать и анализировать;
воспитательные:
· привитие навыков работы в группе;
· уважительное отношение к римской культуре, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока по истории и математике в 5 классе по теме: «Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы»
Урок подготовили: Шкаева Юлия Сергеевна
Тема урока: Архитектура Древнего Рима и ее геометрические формы.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по истории по теме «Культура Древнего Рима» и математике по темам «Действия с дробями», «Геометрические фигуры» и по истории по теме «Древний Рим», показать связь математики и истории.
Задачи урока:
образовательные:
- повторить и обобщить основные знания по теме «Древний Рим»;
- повторить действия с десятичными дробями;
- повторить основные геометрические фигуры и их свойства;
- применить перенос знаний в новую ситуацию.
развивающие:
- развитие познавательного интереса к истории и математике;
- развитие логического мышления и внимательности;
- развитие умений рассуждать и анализировать;
воспитательные:
- привитие навыков работы в группе;
- уважительное отношение к римской культуре, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие мировой культуры в целом.
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем по математике и по истории
Тип урока: интегрированный, урок-путешествие
Методы обучения: коммуникативный, преобразовательный, систематизирующий.
Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Класс: 5
Оборудование:
- персональный компьютер с проектором;
- плакаты по архитектуре;
- карточки с заданиями.
Новые термины:
1) форум (Forum) - рыночная площадь;
2) бетон;
3) ротонда (rotundus) - круглая;
4) амфитеатр (amphi) - около, вокруг, около;
5) Колизей (Colosseum) - исполинский;
6) триумфальная арка (arkus) - дуга;
7) аркада;
8) акведук (aquaeductus) - воду веду;
9) Пантеон (Panteon) - все боги;
10) термы (thermae) - тёплый, горячий.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель истории. Сообщение темы, цели урока. Приветствие гостей.
Сегодня у нас в 5 классе необычный урок – урок истории и математики, который будут проводить сразу два учителя нашей школы. Мы рады приветствовать ребят учащихся 5 класса и пожелать всем, чтобы этот урок прошел с пользой для всех присутствующих.
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Учитель математики. Мы придумали для вас несколько примеров на действия с десятичными дробями, но стёрли в них запятые. Вот какие равенства у нас получились. Они записаны на доске. Запишите эти равенства в тетрадь, поставив в нужном месте запятые. Выполнив задание, вы узнаете понятие, но только после проверки.
1) 32 + 18 = 5; е 8) 23+37=5 у
2) 736 – 336 = 4; р 9) 68 – 38 =2 р
3) 3 + 108 = 408; т 10) 46+24 = 7 а
4) 42 + 17 = 212; х 11) 11+19 =3 т
5) 57 – 4 = 17; и
6) 63 – 27 = 603; к
7) 58 + 29 = 609 А
Выполняется проверка. На доске расставляются запятые. В случае правильного ответа учитель сообщает, какая буква соответствует выражению.
Затем нужно составить из них слово, расположив их в следующем порядке:
7), 2), 4), 5),3), 1), 6) 11), 8), 9), 10),
Учитель математики. Итак, ребята, что вы получили? (Учащиеся называют «Архитектура».)
Учитель истории. Кратко об особенностях архитектуры…
Доклад учащихся.
3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
Учитель математики. Найдите значение выражения
2+0,8
-0,5
+2
+0,7
-4,2
*100
?
Что получилось? (80)
Учитель истории. Это не просто число, это – историческая дата. Строительство какого сооружения было закончено в этот год?
Рассказ про Колизей.
А теперь представим целые ряды арок - аркады. И самый знаменитый пример - акведуки - многоярусные мосты, проводящие по трубам воду в город. Не просто красиво, но и практично! Аркады применялись в строительствах галерей (внешние стены театра).
Посмотрите на внешние стены Колизея.
Но самый знаменитый храм Рима явил не только пример искусства римлян, но и чудо инженерной конструкции - Пантеон.
Этот "храм всех богов", соединил греческий портик и римскую купольную конструкцию. И тут мне не обойтись без помощника, собственными глазами видевшего эту великолепную постройку.
С распространением своего владычества в Греции римляне начали увлекаться искусством Эллады. На рубеже III - II вв. римляне изобрели бетон! Благодаря бетону они использовали купол и арки.
Учитель математики. А какую геометрическую фигуру напоминает Колизей (цилиндр).
Учитель истории. Ребята скажите, а есть ли еще известные архитектурные строения в форме цилиндра? (Колонна)
Рассказ о колонне.
Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, слово.
Чтобы расшифровать каждое слово, необходимо правильно решить уравнение и выбрать букву, соответствующую правильному ответу из таблицы.
1) 48,36 + х =78,5;
2) у + 0,896 = 1,07;
3) 7,36 – х = 3,04;
4) 9 – у = 1,5;
5) 0,74 – х = 0,25;
6) х + 0,563 = 0,863;
7) 2,9 х =2,9
.
1 | 0,3 | 7,5 | 0,49 | 30,14 | 0,174 | 4,32 |
к | у | е | д | а | к | в |
Учитель истории. Вы знаете, что такое акведук?
Рассказ о водопроводе.
Учитель математики: Общая протяженность 11 водопроводов древнего Рима составляет 500 км. А сколько это будет в метрах?
Учитель математики. Выполнив действия, и, воспользовавшись таблицей, вы расшифруете слово.
- 3,1*100; 2) 0,1 *100; 3) 0,125*100; 4)0,5*100;
5) ,008*100; 6) 4*100; 7)0*100; 8)8,53*100;
10 | 50 | 853 | 0,8 | 400 | 310 | 12,5 | 0 |
а | и | а | л | и | б | з | к |
Учитель истории. Кто нам подготовил доклад о базилики?
Рассказ о базилики.
Учитель истории. И последнее сооружение, которое мы с вами рассмотрим это собор.
Рассказ о соборах.
Рим – столица Римской империи (а мы знаем, что Римская империя была самым крупным государством древности) и ее крупнейший город (до 1 млн. человек). Рим поражал своей величественностью и красотой всех: и приезжих, и самих горожан. На иллюстрации вы видите макет города, воссоздающий центр Рима в годы расцвета империи. На макете особенно выделяются здания Колизея и Большого Цирка, где проводились колесничные соревнования. Левее Колизея расположены шесть императорских форумов. Справа извивается многоарочный акведук императора Клавдия – один из 11 акведуков, удовлетворявших потребности города в воде. Большое здание, обнесенное стеной, между Колизеем и акведуком – храм Божественного Клавдия.
В Риме было построено огромное количество зданий, призванных подчеркнуть могущество империи. Триумфальные арки установлены в честь побед над врагами. Под ними победивший полководец входил в Рим вместе с войском, добычей, пленными.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров. На фотографии – колонна императора Траяна, сохранившаяся до сих пор. Тридцатиметровая колонна полая, внутри находится лестница, ведущая к фонарю на вершине. Вся она украшена мраморными барельефами о победах и деятельности императора Траяна.
Символом города стало здание Колизея (от латинского colosseum, что значит громадный, огромный), предназначенное для зрелищ: гладиаторских боев и театральных спектаклей. Оно вмещало около 50 тысяч зрителей. Такие большие здания, римляне смогли строить благодаря, изобретенным им, новому строительному материалу: бетону (смеси песка, камня, кирпича, вулканической пемзы и воды, которая, после высыхания воды, застывала и становилась очень плотной), а также новым технологиям строительства арок и куполов.
Именно благодаря этим технологиям в 118-128 гг. при императоре Адриане был построен Пантеон – храм, посвященный всем богам империи. Сюда могли прийти любые граждане Рима и поклониться своим богам. Купол Пантеона возносится на 43 метра ввысь к круглому окну-глазу (oculus), открывающемуся в центре пролета, диаметром 8,5 метров. Тяжесть свода была учтена при строительстве: по мере подъема купола к вершине, его бетонная масса, составляющая 5000 тонн, постепенно уменьшается: если в основании слой бетона достигает 6 метров, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 метра, а в бетон на куполе добавлено больше вулканической пемзы – легкого и прочного материала. Это здания, предназначенные для торжеств и религиозных церемоний.
Учитель математики: Давайте с вами посмотрим на след. фотографии. Скажите какая геометрическая фигура видна на всех изображениях? (Треугольник) Вспомним, что мы знаем про треугольник.
4. Подведение итогов урока.
Учитель истории. И так мы заканчиваем. И повторяем, то, что узнали на уроке - путешествии.
- Какие памятники Древнего Рима вы узнали, и какое у них было назначение?
- Что именно позаимствовали римляне из архитектурных элементов?
- Как римляне применяли эти элементы?
- Какие постройки или изобретения свойственны только римской архитектуре?
- Какую идею, главную мысль носили римские постройки?
Учитель математики. Скажите, что из математике вы сегодня повторили на уроке? (дей ствия с десятичными дробями и понятие треугольника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."
На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...
методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"
Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....
Урок-презентация по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме Архитектура Древней Греции
Данная презентация позволяет выявить влияние пространственного образа мира на античную архитектуру. Знакомит учащихся с понятием «пространственный образ» и с особенностями его проявления в антич...
Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»
Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»
Урок направлен на установление межпредметной связи с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также на у...
Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"
Разработка интегрированного урока швейного дела и математики. 6 класс. "Накладной карман квадратной формы"...
Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством работы с информацией ( раздаточный материал...