Для чего учить историю
статья по истории

Карпович Михаил Дмитриевич

Аргументы для изучения истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_uchit_istoriyu.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего учить историю

Часто можно слышать от разных людей, знаменитых в том числе, что история — это не наука, ведь она не точная и ее столько раз переписали. Что школьная история — суррогат, на который не нужно обращать внимания, и она нужна только для того, чтобы сдать ЕГЭ.

Но история — это наука становления настоящего в прошлом, и понять сложное настоящее, где нас окружает куча процессов, без нее нельзя. Что это за явления? Почему мы живем так, а не иначе? Откуда это взялось? Поэтому историю важно знать, а тем более в современной ситуации — для того, чтобы понять, что нас ждет в будущем.

Конечно, история — это не наука об угадывании того, что будет потом. История помогает лишь строить возможные варианты развития и определенную стратегию — в том числе своей жизни.

Если историю не знать, то иногда ты не сможешь сделать правильный выбор. Поэтому учи историю, понимай настоящее — и сделаешь свое будущее.

Например, можно с большой долей вероятности предположить, какая профессия будет востребована, какая нет. А можно и в более сложных процессах разобраться. Но если не пытаться, ничего не будет понятно, ты будешь воспринимать мир просто эмоционально.

Сейчас на повестке дня тема патриотизма. Но патриотизм, который часто определяется как «любовь к Родине», — это слишком простое его понимание. Патриотизм возник в Новое время, с появлением национальных государств, это гораздо более сложное понятие.

Патриотизм создавался как идея для сплочения только появляющихся наций в XVIII–XIX веках. Сейчас сплотить людей уже гораздо сложнее. Если человек XIX века имел мало источников информации, то сейчас это совсем по-другому.

В XX веке патриотизм смешали с национализмом, и очень трудно отделить одно от другого.

Игры с ярым патриотизмом опасны. Где найти золотую середину, вопрос очень сложный.

Именно история учит критическому мышлению — и тогда мы можем разобраться, что такое патриотизм, а что им не является, в чем подвох. Понять, что тебя ведут куда-то не туда. И вероятность того, что ты окажешься в какой-то непростой, неправильно выбранной ситуации снижается. Читайте книги, изучайте историю — там есть все ответы.

История не должна превращаться в набор фактов. Это все-таки наука, одной из главных задач которой является развитие критического мышления. Есть события, по которым есть более или менее твердое мнение. Но есть темы дискуссионные, и эту дискуссию нужно поддерживать и развивать, в том числе в школе.

Не всегда легко отстаивать свою точку зрения по некоторым вопросам. Есть вопросы сложные, противоречивые и болезненные для общества, не всегда получается на все темы открыто говорить. Не вышло бы так, что учитель навредил себе или дети навредили своим родителям.

Здесь нужно смотреть в первую очередь на себя: является ли вопрос, по которому ты хочешь спорить, для тебя принципиальным.

Иногда не стоит выдавать сразу быстрых эмоциональных ответов, надо посмотреть и подумать, кому это вообще нужно. Если ты считаешь, что та точка зрения, которую ты отстаиваешь, верна, то нужно сохранять смелость и отстаивать, не бояться учителя и вступать с ним в спор. Учителю нужно не бояться заявить в том числе в своем учительском сообществе о том, что что-то, наверное, происходит в историческом образовании не так.

Хотелось бы призвать учеников, родителей и общество в целом: на те вызовы и на то, что происходит вокруг нас, мы должны реагировать с холодным рассудком, критически оценивать ситуацию и не поддаваться эмоциональным всплескам.

Конечно, не всем событиям, которые происходят, мы можем дать оценку сейчас. Трудно говорить иногда даже о том, что произошло десятки лет назад, потому что еще не наступили последствия. Этот ответ мы получим позже.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить истории

Небольшая памятка по обучению истории...

История в жизни общества. Зачем учить историю?

Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение  о том, что  история краеугольный камень, формирующий  общественное соз...

Родительское собрание по теме "Зачем нужно учить историю и обществознание? Как правильно это делать? "

Часто возникают конфликты с родителями или из-за необъективно выставленных оценок, предвзятого отношения и непонимания. Я считаю, что для нормальной рабочей атмосферы все субъекты учебного процесса, у...

Родительское собрание. "Зачем нужно учить историю и обществознание. Как правильно это делать"

Данная презентация  помогает родителям и детям усвоить правила, действующие на уроках  истории и обществознания. Когда правила известны и не менеяются, всем заинтересованным сторонам легче ж...

Учим истории с интересом

Предмет история часто воспринимается школьниками неоднозначно, так как особую трудность вызывает анализ и систематизация большого количества данных. И если изучение древнего мира часто похоже на знако...

«Геродот: зачем нужно учить историю» эссе для конкурса педагогов

Эссе для  конкурса "Учитель года" 2022Ссылка на материал на странице "Академической гимназии": https://vk.com/@zaochnaya_onlayn_akademiya-zachem-uchit-istoriu...

Презентация Для чего учиться учиться

Презентация Для чего учиться учиться...