ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9, 11 класс)

Газахова Сабина Бахрузовна
В статье исследуется дидактические возможности учебников истории для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проанализированы были линейки учебников, учебные пособия, узнали по каким материалам лучше готовиться выпускнику к экзамену. В отечественной педагогике разработаны вопросы отбора содержания учебника и соответствующие ему виды учебных текстов, имеющих различное функциональное предназначение. Грамотная дидактическая интерпретация текста учебника не только облегчает его прочтение, она повышает способность школьника к ориентации в учебном материале, создает благоприятные условия для решения на основе предъявляемого материала различных познавательных задач. Одной из проблем при подготовке к ЕГЭ является многовариативность учебников, что вызывает затруднения у школ при выборе учебной линии. Сейчас множество издательств предлагают свои линии учебников. Ключевые слова: учебник, образование, выпускник, история, подготовка к экзамену, задания, аттестация, ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gazahova.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКОВ  ПО ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Газахова С.Б.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

sabina2307gazahova@mail.ru

В статье исследуется дидактические возможности учебников истории для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Проанализированы были линейки учебников, учебные пособия, узнали по каким материалам лучше готовиться выпускнику к экзамену. В отечественной педагогике разработаны вопросы отбора содержания учебника и соответствующие ему виды учебных текстов, имеющих различное функциональное предназначение. Грамотная дидактическая интерпретация текста учебника не только облегчает его прочтение, она повышает способность школьника к ориентации в учебном материале, создает благоприятные условия для решения на основе предъявляемого материала различных познавательных задач. Одной из проблем при подготовке к ЕГЭ является многовариативность учебников, что вызывает затруднения у школ при выборе учебной линии. Сейчас множество издательств предлагают свои линии учебников.

Ключевые слова: учебник, образование, выпускник, история, подготовка к экзамену, задания, аттестация, ЕГЭ.

DIDACTIC POSSIBILITIES OF HISTORY TEXTBOOKS FOR PREPARING FOR THE UNIFIED STATE EXAM

The article examines the didactic possibilities of history textbooks for preparing for the final certification in the form of the Unified State Exam. We analyzed the lines of textbooks, study guides, and found out what materials are best used to prepare a graduate for the exam. In Russian pedagogy, the issues of selecting the content of the textbook and the corresponding types of educational texts with different functional purposes have been developed. Competent didactic interpretation of the text of the textbook not only facilitates its reading, it increases the student's ability to navigate in the educational material, creates favorable conditions for solving various cognitive tasks based on the presented material. One of the problems in preparing for the Unified State Exam is the multivariability of textbooks, which causes difficulties for schools when choosing a training line. Now many publishers offer their own lines of textbooks.

Key words: schoolbook, education, graduate, history, exam preparation, assignments, certification, USE.

В связи с введением ЕГЭ учителям пришлось пересмотреть систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Методистами разрабатываются различные программы подготовки учащихся к аттестации, выпускаются пособия, рекомендации и т.д. На уроках упор делается на курс Истории России, это и понятно, ведь экзамен проводится именно по материалу этого предмета. Основной задачей экзамена является определение уровня освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Главным источником для подготовки к экзаменам для учеников служат учебники Истории России.

Переход к ФГОС нового поколения поставил перед нашим образовательным учреждением задачу осуществления новых подходов к содержанию и результатам образования учащихся, и, соответственно, к выбору учебника по истории, который бы соответствовал всем требованиям, предъявляемым современными руководящими документами.

УМК Н.М.Арсентьева, А. Данилова, И. Курукина, А. Токарева «История России. 6-10 классов» издательства «Просвещение» 2016., под редакцией А. Торкунова[2]. Линия УМК по Отечественной истории включает в себя помимо данного учебника: рабочую программу курса с тематическим планированием, поурочные рекомендации с планированием и готовыми технологическими картами урока, рабочую тетрадь по истории России, рассказы по истории, атласы и контурные карты, справочник по терминам и персоналиям, хрестоматию в двух частях в электронном виде, электронную форму учебника.

Анализируя содержания учебника, хотелось бы выделить следующие аспекты: содержание материала учебника адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся, нет академизма в изложении материала; в содержании материала учебника показаны роль и место отечественной истории в русле мировых событий; в основу линии УМК положен культурно-антропологический принцип.

Основой методического аппарата учебника заложен системно- деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий. Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических сочинений, темы для проектов, исследований, творческих работ; вопросы и задания предлагаются по ходу изложения текста учебника, а также к источникам и иллюстрациям; есть вопросы разной степени сложности. Вопросы разделены на два уровня: вопросы, направленные на закрепление материала и задания, нацеливающие на размышления.

В рубрике «Изучаем документ» представлены отрывки из исторических источников. Работая с ними, ученик выступает в роли историка-исследователя; в рубрике «Историки спорят» есть некоторые спорные вопросы истории; большое значение уделяется работе с картой. Этому посвящена рубрика «Работаем с картой». Умения работы с картой проверяется в задание №16 ЕГЭ.

Рубрика «История в лицах: современники» содержит краткие сведения о видных исторических деятелях разных стран мира, живущих в одно время, помогает установить связь истории России с мировой историей; при создании методического аппарата авторами делался акцент на деятельностный подход. Например, при выполнении заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» школьникам нужно будет поразмышлять о какой-то исторической проблеме, рассказать, что-то описать, предложить свою точку зрения, а не просто заучивать содержание параграфа;  большинство заданий учебника побуждает учащихся к самостоятельному рассуждению, стимулирует на получение исторических знаний из других источников, учит анализировать исторические тексты, сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации, способствует формированию навыков исследовательской деятельности и развитию критического мышления учащихся;  в конце учебника имеется словарь основных исторических понятий и терминов, имен исторических деятелей. Дополнительной литературы и интернет-ресурсов.

Учебник соответствует требованиям историко-культурного стандарта и в плане единого перечня исторических имен и персоналий, единства терминологии, событий и исторических источников. Эти требования и их соблюдение – залог успешной подготовки к ЕГЭ.

В то же время предложенный учебник не лишен и некоторых недостатков. В учебнике не хватает текстов, содержащих мнения историков, различные версии на одну и туже проблему, а выпускнику в задании 24 нужно продемонстрировать знания различных версий и доказать или опровергнуть их, используя исторические факты. Крайняя упрощенность подачи материала может негативно сказаться на результатах подготовки к ЕГЭ.

Подводя итог вышеуказанным достоинствам и недостаткам, мною был сделан следующий вывод: этот учебник может быть использован для подготовки, т.к. в нем реализованы основные требования концепции нового учебно- методического комплекса и историко-культурного стандарта. Так же учтены и требования ФГОС, достижения как предметных, так и метапредметных результатов.

Анализу подверглась следующая линейка школьных учебников, издающаяся еще с 1990-х гг. под редакцией А.Н. Сахарова[8]. Простое и доступное изложение исторических событий. Материал выдаётся в форме тезисов без подробного объяснения. Устаревший и упрощенный подход к истории образца XIX века, в рамках которого она понимается как летопись событий, которую надо выучить наизусть. Некоторые темы, в том числе, и те, что спрашиваются на ЕГЭ и ОГЭ, в этих учебниках просто отсутствуют. Отсутствует разъяснение сложных вопросов и дискуссионных проблем истории, не приводятся точки зрения историков. Хотя, казалось бы, это обязательный компонент школьного исторического образования, в этом учебнике про них нет ни слова. Пропущены простейшие, но очень важные факты. Бывает пропадают целые войны, реформы, исторические деятели, которые, кстати, входят в задания ЕГЭ.

Учебники, серии пособий под авторством Л.А. Кацвы. Учебники «История России VIII-XV вв.» [3,848 с],  «История России XVI-XVIII вв.» [4, 412 с],  «Советский период. (1917-1991)» [5, 240 с].

Пособия очень информативные. По части полноты информации превосходят все школьные учебники. Автор приводит мнения историков, различные точки зрения, аргументы «за» и «против», оценки и причинно-следственные связи, что очень важно для понимания истории и незаменимо для ответа на задания ЕГЭ.

Учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала ХХ века» по учебному предмету «Россия в мире» позволяет организовать изучение курса истории в 11 классе на базовом уровне[1, 385с]. Курс систематизирует знания, полученные учащимися в основной школе, дает возможность старшеклассникам повторить главные события отечественной и мировой истории, определить роль и место России в историческом процессе. Наличие заданий разного уровня сложности, проблемных вопросов, тем для обсуждения поможет учителю реализовать дифференцированный подход к обучению. Учебник подходит для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории.

Методический аппарат учебников включает следующие компоненты: рубрики «Подведем итоги», «Вопросы», «Задания» в конце каждого параграфа, вопросы и задания к главам, словарь терминов, хронологическую таблицу, список литературы для дополнительного чтения, карты и задания к ним, иллюстрации. Учитывая индивидуальные особенности школьников, в учебниках даны задания разного типа (репродуктивные и творческие) и разного уровня сложности. Карты, иллюстративный ряд четко увязаны с текстом, вопросами и заданиями.

Изучение истории в старшей школе предусматривает знакомство с историческими источниками и историографическим материалом. Поэтому в заданиях сделан акцент на анализ документов, статистического материала, выдержек из исторических трудов. Методическая часть учебников ориентирована на усвоение учащимися обязательного содержания исторического образования, формирование у них навыков и умений, соответствующих требованиям, предъявляемым к выпускникам школы, развитие исторического мышления, творческой и поисковой деятельности, на подготовку к ЕГЭ. В программе учтена возможность работы с учебниками «Россия в мире» в классах как базового, так и профильного уровня.

При подготовке к заданию 20-22 следует обратить внимание на дополнительные тексты, размещенные почти после каждого параграфа. Учащимся авторы учебника предлагают отрывки из документов. Вопросы к предлагаемым текстам в большинстве случаев носят репродуктивный характер, но также присутствуют вопросы и задания, требующие самостоятельного анализа или оценки явлений, событий.

Большое внимание уделено трудным вопросам в истории и особенно внешней политике - вечной проблеме всех учебников. Материал подаётся в форме курса лекций, т.е. длинного текста мелким шрифтом, восприятие которого требует большого интереса к истории. Отсутствуют вспомогательные материалы. Нет картинок, карт, отрывков из документов, таблиц и т.п. Отсутствует материал по Всеобщей истории. В формате справочника его вполне можно было бы добавить, но это почему-то не сделано. А ведь в ЕГЭ по истории зарубежный материал тоже есть.

Продолжаем разбор учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ.  Например, учебное пособие: Пазин Р.В., Ушаков П.А. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажёр[7, 272 с].

Это ценный сборник карт и заданий к ним, для отработки соответствующих заданий тестовой части ЕГЭ по истории. Карты-это проблемное место в школьной подготовке (задание №16). Материал разбит по хронологии от древности к современности, что позволяет использовать книгу одновременно с освоением общего теоретического курса.

Но в учебниках не хватает биографических справок, нет акцентов, на кого надо обратить внимание учащихся. Таким образом к заданию 25 не готовит школьников.

Если говорить в общем, учебники для подготовки к ЕГЭ по истории должны быть тематические. Учебник должен быть не один, а нужно использовать несколько разных пособий по разным темам, практикумы по решению разных типов заданий. Нам нужен учебник по истории Древней Руси, учебник по Истории России, Всеобщая история, атласы с историческими картами, практикумы по решению заданий с историческими картами, заданий по культуре, исторических текстов и сочинений.

Проанализировав учебники, можно сделать вывод, что подготовиться выпускнику к единому государственному экзамену, используя только учебник, сложно. Ученик не может иметь сразу несколько учебников под рукой для подготовки. Учителя или ученик самостоятельно для подготовки к экзамену вынуждены использовать дополнительные материалы, источники информации, что, к сожалению, приводит к трате времени, которое можно было бы сэкономить, если бы в учебнике все это было. Эта ситуация дает пищу для размышления и повод к написанию хорошего учебника, готовящего к экзаменам и отвечающего всем требованиям.

Литература и источники:

  1. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В.11 кл. Россия и мир. XX в. М.: Дрофа, 2014. 385 с.
  2. История России. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева] ; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. - 5-е изд. перераб.М: Просвещение, 2019.Ч. 1.112 с.
  3. Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-пресс, 2012. 848 с.
  4. Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991). М.: РГУ, 2003. 412 с.
  5. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.М.: МИРОС, «Вентана-Граф»,1997. 240 с.
  6. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. М.: МИРОС, «Вентана-Граф» ,1998. 594с.
  7. Пазин Р.В., Ушаков П.А. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажёр.Ростов-н/Д;Легион, 2020. 272 с.
  8. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. М.: 2010.; Т.1 - 544с., Т.2 - 720 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы по истории (для подготовки к ГИА и ЕГЭ)

Каждая таблица представляет собой модуль, в котором в кратком виде отражены основные направления внутренней и внешней политики правителей, особенности экономической и социально-политической жизни, тер...

таблицы по истории для подготовки к ЕГЭ

сводные данные по правлению императоров 18-19 века...

История военной подготовки в системе образования в послевоенный период

Законодательные акты СССР и Российской Федерации по вопросам военной подготовки в системе образования...

Проектирование межпредметных связей по дисциплине «История», при подготовке специалистов в ОУ СПО (ССУЗ)

Межпредметные связи на занятиях по УД "История"и особенности их применения при работе со студентами первых курсов техникума...

Значение истории в подготовке кадров гостиничного сервиса.

В данной статье раскрывается значение истории в подготовке кадров гостиничного сервиса...

Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории

Справочник предназначен для учащихся 10-11 классов. Материал систематизирован, структурирован....

Справочник по истории для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории

Справочник по истории предназнчаен для учащихся 10-11 классов. В нем систематизирован, структурирован исторический материал по истории с древнейших времен до конца 20в....