"Социально-бытовые проблемы населения СССР в 1920-е гг., уровень доходов и семейный бюджет"
статья по истории (10 класс)

Аминова Юлия Евгеньевна

Статья расскрывает основные аспекты дифференциации доходов представителей различных профессий, существовавших в СССР в 1920-е гг. Также в статье поднимается вопрос основных статей бюджета среднестатистической советской семьи, проживающей в рассматриваемый период. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aminova_yu.e.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-бытовые проблемы населения, уровень доходов и семейный бюджет

Одним из основных социально-экономических показателей уровня жизни населения является дифференциация доходов. Большую часть в доходе городского рабочего составляла заработная плата. В. И. Ленин придерживался идеи о постепенном выравнивании уровня заработной платы работников различных категорий. Уравнительная политика не касалась высококвалифицированных рабочих. Декретом от 27 июня 1918  г. максимальный уровень зарплаты специалистов устанавливался в 1200 рублей ежемесячно, для народных комиссаров данная сумма доходила до 800 рублей. Минимум для персонала устанавливался в 350 рублей ежемесячно, средняя заработная плата для учителей устанавливалась в диапазоне 150-200 рублей.  Со временем данные суммы менялись, подстраиваясь под снижение стоимости советского рубля. Данные меры предпринимались для того, чтобы поддержать привилегированное положение специалистов.[1] 

Ограничения в заработной плате, вводимые в 1920 г., касались всех коммунистов, включая высших партийных работников. Так, например, в 1924 г. коммунист, директор предприятия, получал заработную плату в размере 187.9 рублей, а такой же директор, не имевших партийного билета, зарабатывал 309.5 рублей. Коммунисты, получающие высокую зарплату, в обязательном порядке должны были перечислять денежные средства в фонд помощи нуждающимся коллегам по партии. Количество пожертвований определялось уровнем заработной платы.[2] 

С введением новой экономической политики ушла в прошлое система распределения, существовавшая в годы военного коммунизма. Размер продовольственного пайка, получаемого на карточку в предшествующий период, при переводе на рыночные цены в 4-5 раз превосходил денежные выплаты.[3] С 1921 г. уровень заработной платы стал постепенно возрастать. Средняя заработная плата городских служащих составляла в 1923 г. 20.54 бюджетных рубля, в конце 1924 г. – 28.36 рублей. Кроме нормированной заработной платы вводилась премиальная система.[4] 

После денежной реформы 1922-1924 гг. заработная плата исчислялась в червонных рублях. В 1925 г. заработная плата населения, работающего в промышленности, равнялась 46.4 червонным рублям, в 1926 г. –  52.5 рублей, в 1927 г. – 56 рублей. Служащим, обеспечивающим работу железнодорожных путей, платили в 1924-1925 гг. 44 рубля, в 1926 г. – 72 рубля, в 1927 г. – 87.6 рублей.[5] 

Зарплата служащих всех учреждений и предприятий составляла в 1925 г. 61.6 червонных рублей, в 1926 г. 81.5 рублей, в 1927 г. – 84.6 рублей. В Дальневосточном округе заработная плата служащих превышала общесоюзные показатели на 10-12%.[6] 

В 1921-1922 гг. после принятия новой системы оплаты труда, заработная плата высококвалифицированного рабочего не могла превышать заработную плату неквалифицированного более чем в 3.5 раза. Специалисты инженерно-технических профессий получали от 135 до 200 рублей в зависимости от сферы деятельности. Однако уже в 1924 г. на VI съезде профсоюзов была принята особая шкала оплаты для квалифицированных специалистов, для сохранения их привилегированного положения. Теперь оплата труда главного инженера превышала оплату труда обычного рабочего более чем в 8 раз.[7] 

Как уже было сказано, большую часть в доходе городского рабочего составляла именно заработная плата.  Если в 1924 г. заработная плата в доходе рабочего-одиночки составляла 72.1%, то в 1928 г. её доля составляла около 80%. Вследствие несвоевременной оплаты труда и постоянной варьированности заработной платы населению приходилось брать денежные средства в долг,  а также закладывать и продавать имущество.[8] 

В начале 1920-х гг. в некоторых областях наибольшие траты семейного бюджета приходились на покупку дров. Для того чтобы отопить жилье в холодное время года, требовалось 1-3 кубометра дров. 1 кубометр в середине 1920-х гг., согласно ведомостям, стоил примерно 48 рублей. После строительства системы отопления в 1928 г. большая часть семейного бюджета городских жителей уходила на покупку продуктов питания, одежды, обуви и предметов первой необходимости. На Урале уже в 1922 г. траты на продукты питания составляли 44.6% от размера общего семейного бюджета, на одежду и обувь – 18.8%, на жилище – 15.6%, на домашнее хозяйство – 5.1%.[9] 

Весомым образом на городских жителях сказалась борьба большевистской власти с хлебной спекуляцией. Если раньше, отсутствие хлеба на прилавках магазинов можно было компенсировать покупкой его на черном рынке. То с 1928 г. против спекулянтов вводилось уголовное преследование.[10] 

Таким образом, в 1920-х гг. наблюдалась дифференцированность оплаты труда, сохранялось привилегированность высококвалифицированных специалистов. Заработная плата играла всё большую роль в семейном бюджете. Основной статьей расходов во второй половине 1920-х гг. является покупка продуктов питания. К концу 1920-х гг. разразился продовольственный кризис, что в большей мере отразилось на жителях города.


[1] Мэтьюз М. Становление системы привилегий в Советском государстве // Вопросы истории. 1992. № 2–3. С. 48.

[2] Справочник партийного работника.  Вып. 7. Ч. 1.  М.; Л., 1930. С. 371.

[3] Ольденбург С.С. Экономическое положение и общественные классы советской России // Русская мысль. София, 1921. С. 160-187.

[4] Прокопович С. Н. Народное хозяйство СССР. Т. II.  Нью-Йорк, 1952. С. 98.

[5] Рашин, А.Г. Заработная плата за восстановительный период народного хозяйства СССР / А.Г. Рашин. М., 1928.  С. 78.

[6] Югов А. Народное хозяйство Советской России и его проблемы. Экономические проблемы. Берлин, 1929.  С. 208–209.

[7] Мэтьюз М. Становление системы привилегий в Советском государстве // Вопросы истории. 1992. № 2–3. С. 73.

[8] Гухман Б. А. Численность и заработная плата пролетариата СССР. М., 1925. С. 36.

[9] Фельдман М.А. К вопросу об уровне жизни уральских рабочих в 1922–1928 гг. // Гуманитарный сервис: Кн. 1. История повседневности. М., 2003. С. 56.

[10] Стеблев Э. А. Экономика российской повседневности // Российская повседневность 1921-1941 гг.: новые подходы / Сост. А. И. Муравьев, Б. А. Старков. СПб., 1995. С. 120.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10-11-й классы

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 9,10–11-й классыРазделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Экономика, Конкурс «Презентация к уроку», а также Информат...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.

 Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному уча...

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке по теме: «Экономика домашнего хозяйства. Расчет бюджета семьи».

laquo;Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»....

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...

Финансовая грамотность. Семейный бюджет: доходы и расходы.

Данный материал актуален для обучающихся по АООП (вариант 2 ).На уроке обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет", закрепляют понятия "доходы" и "расходы", знако...