Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.
рабочая программа на тему

Сиваева Светлана Васильевна

   Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Процесс этот осуществим только в специальных учреждениях –  таковыми являются ГБУ ЦССВ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_metody_raboty.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.

Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Процесс этот осуществим только в специальных учреждениях –  таковыми являются ГБУ ЦССВ.  В связи с этим цели и задачи учреждений ГБУ ЦССВ   имеют социальную направленность. Как я уже писала в своей предыдущей работе, учреждения ГБУ ЦССВ  готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни, корригируя при этом недостатки психофизического развития.  

Содержание работы имеет решающее значение, прежде всего для осуществления социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. Под содержанием понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие  умственных и физических способностей, а также формирует соответствующее общественным нормам поведения и готовит детей к труду. Содержание работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации младших школьников определяется программой, которая строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью программы по социально – бытовой адаптации является своеобразие содержания материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденному, обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний умений и навыков. Программа состоит из разделов:

  • Личная гигиена
  • Одежда и обувь
  • Питание
  • Культура поведения
  • Жилище
  • Транспорт
  • Торговля
  • Средства связи
  • Медицинская помощь
  • Учреждения, организации и предприятия

Эффективное усвоение воспитанниками программы предполагает использование соответствующих методов, приемов и средств. Прежде нужно определить, что такое метод, прием и средства? Метод - это способ работы педагога, при помощи которого  достигается усвоение воспитанниками ЗУН, формируется их мировоззрение, развиваются способности. Прием – это часть метода.  Средства (с помощью чего)  – это все то, что помогает педагогу  и детям: слово, учебные пособия, справочная литература, технические средства, наглядные пособия, дидактические игры и т. п. Существует множество классификаций методов. Одна из них – классификация в зависимости от источника знаний:

Рис. 1

Следует заметить, что все три метода могут быть между собой связаны. К словесным методам относятся:  рассказ, устное изложение, объяснение, работа с книгой. К наглядным методам: демонстрации, экскурсии, самостоятельные наблюдения. К практическим относят: устные и письменные упражнения, практические работы. Рассмотрим лишь те методы, которые наиболее часто используем в работе и на занятиях.

На занятиях, семейных часах, да и в жизни широко применяется метод объяснения. Педагог объясняет отдельные понятия, правила поведения, приемы работы с определенными инструментами, электроприборами, содержание не понятных слов, терминов. В связи с имеющимися отклонениями в речевом развитии, ограниченностью словарного запаса, проблемами  в использовании многосложных слов и распространенных предложений дети часто не понимают сложных инструкций. Объяснение проводится при четком соблюдении некоторых принципов:

  • Должно быть небольшим по объему и непродолжительным;
  • Доступным;
  • Может сопровождаться демонстрацией наглядности, показом и действиями;
  • Допустимо задавать вопросы, анализируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого.

                    Рассказ – повествовательное изложение содержание материала                                            (темы). На занятиях и семейных часах используют:

  • рассказ-вступление,
  • рассказ – изложение, раскрывающий содержание;
  •  рассказ-заключение, обобщение темы.

Рассказ должен быть не большим по объему, излагаемые факты должны быть достоверны и научно проверены и количество новых сведений строго ограничены, а термины разбираются предварительно. Обязательно проявление эмоционального и заинтересованного отношения педагога к сообщаемому. Возможно использование наглядности, прослушивание звукозаписи или просмотр фильмов. На занятиях рассказ может проводиться в начале или в конце, как обобщение. Можно разбить рассказ на логически завершенные части, каждая из которых продолжается выполнением практической работы. В последнем случае в конце занятия необходимо провести беседу, подводящую к обобщению знаний.

        Беседа – это вопросно-ответный метод педагогического процесса. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Беседы могут быть:

  • Вводными;
  • Текущими;
  • Заключительными.

Для сообщения новых знаний на занятиях и семейных часах беседа может использоваться только в том случае, если у воспитанников уже есть некоторые сведения по сообщаемой теме. Метод беседы имеет существенное значение в процессе обучения и воспитания, и в коррекционном процессе детей с нарушением интеллекта. Беседа учит их анализировать, сравнивать, делать обобщения, формировать диалогическую речь и логически ее строить. Этот метод способствует пробуждению у детей с нарушением интеллекта интереса и активности, умения задавать вопросы, быть активными в общении со сверстниками и взрослыми. Для построения беседы педагог выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирая вопросы. Вопросы должны быть четкими, короткими, доступными по содержанию, учитывать предыдущие ЗУН воспитанников. Это могут быть: вопрос-альтернатива; вопрос, содержащий в себе ответ; вопрос-побуждение, активизирующий память и внимание детей; развернутый вопрос, сопровождаемый жестом для привлечения внимания к наглядности. Умелое варьирование основных и дополнительных вопросов включает в активную беседу всех детей.

        Беседа будет более успешной не только при правильной постановке вопросов. Важно и своевременное исправление неудачных ответов. Необходимо объяснять отвечающему причину неправильного ответа, создать условия для самостоятельного осознания ошибки.  

        Лучшему усвоению материала служит использование наглядности, которая может быть следующих видов:

  • Натуральная;
  • Образная;
  • Символическая;
  • Схематическое изображение;
  • Графические средства;
  • Технические демонстрационные средства.

Семейные часы и занятия предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах работы. Наглядность может служить  опорой воспитанникам при самостоятельной деятельности.

        Пользуясь наглядными средствами, необходимо соблюдать следующие требования:

  • подбирать только такую наглядность, которая служит решению основных задач;
  • заранее определять место и вид наглядности;
  • строго ограничивать количество наглядности;
  • всю подобранную наглядность необходимо демонстрировать последовательно;
  • необходимо подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя детей к умению пользоваться более сложными ее видами.
  • самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно и соответствовать требованиям (размер, четкость и т.п.)
  • демонстрируя наглядность должна быть хорошо видна всем детям, а объемные предметы рассматриваются со всех сторон.

На семейных часах и тематических занятиях воспитанникам приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, расписание, инструкции и рецепты. Простая демонстрация не всегда дает желаемых результатов, так как воспитанникам сложно представить, о чем идет речь, выделить необходимые сведения.

Особое внимание на занятиях следует уделять использованию  практических методов работы, обеспечивающих выработку  определенных ЗУН. Почти каждый  раздел  программы  требует выполнения практических работ воспитанников, которые весьма разнообразны. Педагог должен помнить, что знакомство  с объектами работы должно проходить  в определенной последовательности, тем самым у воспитанников будет вырабатываться  планомерность и полнота анализа и последовательность ответа. Ребенку с нарушением интеллекта  в силу недостатков развития познавательной деятельности овладение операцией «планирование»  дается с трудом, что требует от педагога постоянной и целенаправленной работы над формированием этого «умения».  Практические работы завершаются оценкой сделанного. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку.

Из игровых методов обучения и воспитания социально-бытовой адаптации необходимо поговорить о методе моделирования реальных ситуаций. Это вариант сюжетно-ролевых игр и может применяться по усмотрению педагога. Давайте рассмотрим, что такое ситуация – это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Модель реальных ситуаций имеет определенную структуру. Характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации, выражающихся в репликах и действиях. Применение этого метода на занятиях и семейных часах позволяет решить ряд важных задач. Поскольку не все дети с нарушением интеллекта живут в семьях, то в этих условиях не возникает необходимости посещать различного рода учреждения и организации, предприятия службы быта и магазины. Следовательно, они мало имеют возможности для приобретения социального опыта. Нужно научить детей умению участвовать в моделировании реальных ситуаций соблюдая последовательность:

  • предварительное разучивание с педагогом всех ролей, руководство педагогом действиями детей во время игры;
  • предварительное разучивание главных ролей и руководство действиями детей во время игры;
  • руководство действиями детей со стороны педагога;
  • самостоятельное разыгрывание с помощью педагога только по необходимости.

Использование метода моделирования реальных ситуаций должно быть не только методически верным, но и постоянным. При систематическом обучении созданию реальных ситуаций воспитанники в процессе игр ведут себя свободнее, общаются друг с другом, вносят свои дополнения, успешно применяют полученные ЗУН в дальнейшей самостоятельной жизни.

МОСКВА 2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Развитие социально-бытовых навыков детей с РАС

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями конт...

Российские педагоги получили новый комплекс инструментов для работы по развитию социально-бытовых навыков обучающихся

Современные педагогические технологии активного и интерактивного обучения для развития бытовых навыков школьников и детей из организаций дополнительного образования разработаны АНО ДПО «Просвеще...

Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности...

Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС

Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...

«Формы и методы работы по формированию и развитию математических представлений у обучающихся с ТМНР» (из опыта работы)

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей, реализующих II вариант учебного планаНа выступлении были продемонстрированы дидактические игры, различные пособия по каждо...