Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.
статья

Демьяненко Екатерина Дмитриевна

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.»

Демьяненко Екатерина Дмитриевна,

воспитатель

СПб ГБУ «Центр содействия

семейному воспитанию №10»

Аннотация: в повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Ключевые слова: творчество, самовыражение.

Творческая деятельность - одна из наиболее продуктивных деятельностей в детском возрасте.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации.

Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения.

В своей работе я часто использую неформальные способы развития детского творчества посредством развития наблюдательности и воображения: изучение, рассматривание различных предметов, явлений природы и определение, на что они похожи, например, облаков, листвы и т.д. Также активно использую словесные методы: различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету.

Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его общем уровне развития, в том числе и на его интеллектуальных способностях. И чем младше ребенок, тем продуктивнее будут занятия с ним, тем эффективнее будет он развиваться.

Поэтому творческими работами нужно начинать заниматься с того времени, как ребенок научится держать в руках какой-либо предмет. Вид деятельности определяется личными интересами ребенка, его способностями, его темпами развития, и его возрастом. В ходе творческого процесса происходит осуществление интересного и плодотворного досуга, развивается стремление к созданию чего-либо.

В творческом процессе происходит самовыражение ребенка, эмоциональное развитие, работа над различными отклонениями. Например, в процессе работы у ребенка может появиться страх, который он сразу может отреагировать - смять слепленного из пластилина волка, или порвать нарисованного. Или же наоборот обрадоваться рисунку или фигурке.

Во время работы дети начинают самостоятельно креативно мыслить, приобретают способность выходить за рамки стереотипов и шаблонов и развивают умение воплощать в готовый продукт свои творческие идеи.

Творчество помогает ребенку развить такие функции как память, моторика, внимание, мышление, интеллект в целом. В творческом процессе развивается тяга к прекрасному. Когда ребенок чем-то занят, вы можете подойти и помочь ему, или же если ему не нужна помощь, то это будет просто совместная деятельность. Ребенок оценит ваше внимание, он увидит заинтересованность взрослых в его детских занятиях. Так ребенок почувствует себя с вами на одном уровне, на него не будет давить ваш авторитет, он получит возможность посмотреть на вас другими глазами. И поэтому совместная деятельность всегда помогает вам стать с ребенком немного ближе.

Творчество сможет помочь ребенку пережить какие-либо сложности. Ведь творческая работа дает эмоциям выход наружу. Материалы творчества могут стать участниками любой игры, какими-либо героями или предметами. Нужно обязательно сделать выставку детских работ, так ребенок почувствует, что он действительно делает что-то значимое и это придаст ему уверенность в своей дальнейшей деятельности.

При подготовке и проведении занятий я всегда учитываю характер и темперамент ребенка, который определяет время, в течение которого он сможет чем-то заниматься. Поэтому от энергичного ребенка не ждите усидчивости и спокойствия. Но цените то небольшое по продолжительности время, которое он с удовольствием посвятил предложенному вами занятию. Скажите ему о том, как вы цените его вклад в общее дело, и возможно, окрыленный радостью, он в следующий раз сам придет на занятие и будет работать более продуктивно.

Для того чтобы не отбить желание у ребенка чем-то заниматься следует делать маленькие перерывы, например, физкультминутку, небольшую гимнастику. Больших успехов в творчестве ребенок добьется в том, что ему будет больше всего интересно. Никогда не принуждайте ребенка заниматься тем, чем ему не хочется заниматься вовсе. Лучше подождать того момента, когда ребенок сам захочет что-то делать. Во время рабочего процесса ни в коем случае нельзя ребенка ругать за то, что возможно он что-то делает не так. Наоборот хвалите его за все, что он делает, тогда у ребенка будет желание делать это еще, а со временем он научится делать все аккуратно и старательно. Начинать следует с более простых работ, и постепенно переходить к более сложным работам. Ни в коем случае не начинайте поучать ребенка, просто творите вместе с ним. После творческих занятий наведите порядок вместе. Так ребенок научится убирать всегда после себя.

Самое главное делать все вместе, чаще улыбайтесь и шутите, несите в себе позитивное начало, настрой. Тогда совместное творчество принесет радость и удовольствие и вам и ребенку.

Занятия рисованием и другими видами творческой деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, способствующая накоплению впечатлений, эмоций, опыта, последующее использование результатов детской художественной деятельности – необходимые условия формирования художественно-творческой деятельности.

Воспитатель так же активно привлекает детей к объяснению задания, обсуждению последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих поделках (работах), высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, любознательность.

Значение занятий художественно-творческой деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Групповые занятия творческой деятельностью содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений (обычно два ребенка пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д.). В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнение общей работы, возникает стремление помочь друг другу. В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарища и результат порадовал всех. Творческая деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

На занятиях детям предлагается создать поделку, открытку к празднику, приготовить подарок ко дню рождения товарища, или кого-то из родителей. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности.

Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку воспитателя. Похвала всегда радует (о том, что его работа отмечена воспитателем, рассказывает всем), отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицания следует очень осторожно: если все время хвалить ребенка у него может сформироваться завышенная самооценка, и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо, что-то сделал, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к творческой деятельности.

Очень важно правильно организовывать коллективные просмотры работ в конце занятия: приучать быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Творческая деятельность учит детей преодолевать трудности, проявлять трудовые умения, овладевать трудовыми навыками. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таким волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Занятия по творческой деятельности можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов: атрибутов для игр, коробочек для наглядных материалов и т.д. Старшие дети могут изготовить предметы для игр малышей: сделать игрушки из бумаги, сшить и т.д. Такая общественно-направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции и т.д. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Роль взрослых - участие в процессе творчества, помощь детям в осваивании необходимых техник.

Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного ребенком опыта, от его окружения и интересов. Особое значение творческая активность приобретает в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что изменение социальной позиции обучающегося в этом возрасте, его стремление занять определенное место в коллективе, в обществе и в жизни, подталкивают его к постоянному самовыражению и, как следствие, проявлению творческой активности и самостоятельности в решении проблем.

Но следует помнить, что главными противоречием подросткового возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации при отсутствии какого-либо опыта и внутренней готовности для осуществления данных позиций.

Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам, новым свершениям в жизни. И возможно в будущем поможет им определиться с выбором будущей профессии.

Я начала свою работу с послания нашего Президента, которое задает вектор развития для всей страны, всех специалистов, а завершить ее хочу стихами поэта Сергея Куценко:

«Твори всегда, твори везде без остановок и сомнений

Твори ища в себе Творца, а не стяжанье плотских мнений

Не бойся ничего творя, иди вперед с открытым взглядом

С любым, кто выбрал этот путь Творец всегда незримо рядом

Все то что нужно чтоб творить всегда в тебе, всегда с тобою

Не нужно много говорить - ручей силен своей водою

Что переполнив все края и отогнав былую сухость

Приносит жизнь к низинам дна в них размягчая засух глупость

Людей не слушай как творить, твори как Дух в тебе пророчит

Лишь Он способен сотворить из ничего всех дней и ночи

Лишь Царство полное в тебе Небес послание прямое

Твори, мой сын, и навсегда пребудет Бог тогда с тобою

Лишь Он в тебе достоин жертв, но сам Он просит только милость

Твори, мой сын, как Он творил чтоб верой Вечность искупилась.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Приводится  программа  корекционной  работы  для  детей с трудностями в обучении...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Организация работы с учащимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...

Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации

Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации...

Эффективное средство нравственного развития обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации

Актуальность применения форм  изобразительного искусства как эффективного средства в работе с детьми с трудностями в адаптации состоит в том, что на начальном этапе взаимодействия в основном испо...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими   трудности  в освоении образовательной                             ...