Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"
план-конспект урока по истории

Ковалев Андрей Викторович

Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. 

ТЕМА: Французская революция конца XVIII века

Урок изучения новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vfrr.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ

Урок 44

Французская революция конца XVIII века

Цель: Выявить причины, следствие революции, уяснить особенности социально- экономического и политического развития Франции

Задачи:

* Образовательная: Познакомить учащихся с основными причинами революции, с ходом событий и значением революции

* Развивающая: учить применять и объяснять на примерах термины и понятия, самостоятельно оценивать факты и явления, анализировать исторические события.

* Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование. Выставка научно-популярной литературы по теме урока. Распечатанный раздаточный материал (листы с кроссвордом). Распечатанные эпиграфы.

Ход урока

1 Организационный момент

2. Мотивация.

- связь с профессией повар-кондитер /бриоши, фраза «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»

- беседа о символике современной Франции, которая возникла в период ВФР: национальный праздник 14 июля, гимн «Марсельеза», трехцветный флаг, девиз «Свобода, равенство, братство».

3. Запись темы урока на доске.

Великая Французская буржуазная революция (14.07.1789 – 09.11.1799)

4. Актуализация знаний обучаемых.

- значение понятий «монархия абсолютная», «монархия конституционная» и «монархия парламентская», «республика», «декларация», «конституция», «революция», «реформы».

- «Мозговой штурм». Составление алгоритма изучения революции (причины, участники – сторонники и противники, их цели, основные события и этапы, результаты и последствия).

5.Изучение нового материала.

В ходе объяснения – краткие записи на доске.

Эпиграфы к уроку:

«Эта великая революция обойдется без злодеяний и слёз» (граф Мирабо)

«Все люди рождаются свободными и равными в правах»

(Декларация прав человека и гражданина, 1789 г.)

«Революция, как бог Сатурн, пожирает собственных детей»

(один из руководителей жирондистов)

План

1.Причины революции.

Составляется таблица, вначале заполняется 1-й столбик. После рассказа об этапах – 2-й.

Причины революции

Результаты и значение

Кризис Старого порядка.

Политические: кризис феодально-абсолютистской системы, произвол и расточительность королевской власти на фоне их непопулярности.

Экономические: непосильные налоги, ограничение оборота земли, внутренние таможни, финансовый кризис 1787 года, неурожай 1788 года, голод 1789 года.

Социальные: бесправие народа, роскошь аристократии на фоне народной нищеты.

Духовные: идеи Просвещения, пример войны за независимость в США.

Уничтожение Старого порядка (свержение монархии, разрушение феодального уклада).

Утверждение буржуазного общества и расчистка путей для дальнейшего капиталистического развития Франции (ликвидация феодально-сословных порядков)

Сосредоточение политической и экономической власти в руках буржуазии.

Возникновение форм буржуазной земельной собственности: крестьянская и крупная собственность бывших дворян и буржуазии.

Создание предпосылок для промышленного переворота.

Дальнейшее формирование единого национального рынка.

Влияние идей Французской революции. Идеи об освобождении человека, о свободе, равенстве всех людей нашли отклик и развивались на всех континентах.

УЧАСТНИКИ РЕВОЛЮЦИИ: крестьяне, буржуазия, депутаты (в основном 3-е сословие)

2. Ход и этапы революции.

В процессе рассказа ведутся краткие записи на доске в виде Линии времени с разбивкой на 4 этапа.

1-й этап. Май 1789 – Июль 1792.

Начало революции, свержение абсолютизма

1789, 5 мая - Созыв Генеральных штатов

1789, 17 июня - Превращение Генеральных штатов в Национальное учредительное собрание.

1789, 14 июля - Парижское восстание. Взятие Бастилии. Начало революции.

1789, 4 августа - Ликвидация абсолютизма. Утверждение конституционной монархии

1789, 24 августа - Утверждение Учредительным собранием Декларации прав человека и гражданина.

В течение 1789 – 1792  - беспорядки по всей стране. Угроза интервенции.

1791, 3 сентября - Утверждение королем конституции, разработанной ещё в 1789г.

1791, 1 октября - Открытие Национально законодательного собрания, установление конституционной монархии.

1792, 11 июля - Объявление Законодательным собранием призыва «Отечество в опасности».

2-й этап. Август 1792 – Май 1793.

Установление республики.

1792, 10 августа Свержение монархии (Людовик XVI арестован). «Марсельеза».

1792, 21 сентября - образование Национального конвента

1792, 22 сентября – Конвент объявил Францию республикой.

1792, 22 сентября - введен новый календарь.

1792, 6 октября - победа революционных войск над австрийской армией.

1793, 21 января  казнь короля

1793, 1 февраля  объявление войны Англии

1793, весна - поражения французских войск в битвах с армиями коалиции, ухудшение экономического положения народа

1793, 6 апреля - создан Комитет общественного спасения во главе с Дантоном

3-й этап. Июнь 1793 – Июнь 1794.

Революционный террор

1793, 31.05-02.06 - восстание в Париже, приход к власти якобинцев, арест и изгнание из Конвента жирондистов

1793, 24 июня якобинский Конвент принял новую Конституцию

1793, конец июля Вторжение войск антифранцузской коалиции во Францию, занятие англичанами Тулона

1793, 23 августа – мобилизация.

1793 создание революционной армии, декрет о «максимуме» на хлеб

1793, 10 октября Закон о временном революционном порядке (якобинская диктатура)

1793, 16 октября Казнь королевы Марии-Антуанетты на гильотине. Начало Большого террора

1793, 18 декабря Революционные войска освободили Тулон. В битве капитаном артиллерии участвовал Наполеон Бонапарт (для него «взошло солнце Тулона»)

1794, январь - территория Франции очищена от войск коалиции

4-й этап. Июль 1794 – Ноябрь 1799.

Установление диктатуры Наполеона Бонапарта

1794, 27 июля (9 Термидора 2-го года респ.)  - Термидорианский переворот, вернувший к власти крупную буржуазию. Отмена закона о «подозрительных» и максимуме цен, роспуск Революционного трибунала.

1794, 28 июля казнь Робеспьера и его сторонников - якобинцев.

1794, конец августа - парижская Коммуна была упразднена

1795, 22 августа - Конвент принял новую Конституцию (Республика, отмена всеобщего изб. права. Законодательная власть у двухпалатного органа - Совет пятисот и Совет старейшин. Исполнительная у Директории

1795, 26 октября самороспуск Конвента, уступив место Директории

1795 – Франция заставила Испанию и Пруссию подписать мирный договор

1796 – 1799 войны с войсками коалиции. Итальянский поход

1799, 9-10 ноября (18 брюмера) Гос. переворот, власть передана трём консулам (1-й Консул – Наполеон)

3. Итоги и значение революции.

Заполняется 2-й столбик таблицы. Обсуждение результатов, соотнесение с причинами.

6. Обобщение:

Почему революция названа Великой?

Работа с эпиграфами (можно в группах).

Все ответы – с использованием ПОПС-формулы.

 «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слёз»

Граф Мирабо, выразитель интересов 3-го сословия, сказал эти слова в начале революционных событий, веря в цивилизованность людей эпохи Просвещения.

Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможности быстрого и бескровного разрешения всех назревших во Франции проблем? Оправдались ли его надежды?

«Революция, как бог Сатурн, пожирает собственных детей»

Фразу, произнесенную перед казнью, приписывают одному из жирондистов, Дантону, Пьеру Верньо или Демулену.

Как вы понимаете слова Дантона?

 «Все люди рождаются свободными и равными в правах»

(Декларация прав человека и гражданина, 1789 г.)

Соответствовали ли действия якобинцев правам человека, провозглашенным в Декларации?

Каково историческое значение революции?

Тестирование (ответы – «Да» или «Нет», записываются в таблицу значками – и +)

  1. Самым многочисленным сословием во Франции накануне революции было дворянство.
  2. Началом революции считается созыв Генеральных штатов.
  3. Крепость – символ абсолютизма во Франции  - Версаль.
  4. В Декларации прав человека и гражданина провозглашалась свобода личности.
  5. Жирондисты после свержения монархии в 1792 году не хотели, чтобы король был казнен.
  6. Якобинцы - это самое радикальное течение в ходе революции, сторонники республики.
  7. Политика якобинцев отличалась установлением широких демократических свобод.
  8. После вторжения австро-прусских войск в 1792 году гимном всех патриотических сил Франции стала боевая песня марсельского батальона.
  9. В результате государственного переворота 18-19 брюмера в 1799 году к власти пришли якобинцы.
  10. 26-летний генерал Наполеон Бонапарт в годы правления Директории занял области Италии и Египта.

Ключ

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

7. Подведение итогов урока, выставление отметок.

8. Домашнее задание.

Изучить материал конспекта. Творческое задание по выбору. Написать эссе о Наполеоне Бонапарте или подготовить устное выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»

Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...

Таблица "Внешняя политика середины XVI – конца XVIII века"

В данной таблице собран материал по внешней политике Российского государства середины 17 века - конца 18 века. Данная таблица поможет систематизировать внешнюю политику России в указанный период....

Саратовская губерния в конце XVIII века

презентация к уроку краеведения в 9 классе...

"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс

Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ....