Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Тушнова Ольга Михайловна

Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера: так кто же он _Павел I: император-тиран или император-романтик? Презентация выстроена по следующему плану:

1.Личность императора Павла I:

1.1. Взаимоотношения в императорской семье.

1.2. Воспитание и образование Павла I.

1.3. Семейная жизнь.

2. Основные направления внутренней политики Павла I.

3. Основные направления внешней политики Павла I.

4. Противоречивость политики Павла I.

5. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.:

5.1. Формирование заговора.

5.2. Место гибели императора Павла I.

5.3. Смерть Павла I.

6. Оценка деятельности Павла I. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskaya_imperiya_v_kontse_xviii_veka._pavel_i.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему « Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I » Автор разработки: Тушнова Ольга Михайловна, учитель истории ГБОУ СОШ № 608 Кировского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, 2015 г.

Слайд 2

О ком так говорили современники, историки и литераторы? «...увенчанный злодей…» А.С.Пушкин (1817 г.) За ним закрепилась репутация самодура, тирана и деспота «…Говорили много о …, романтическом нашем императоре.» А.С. Пушкин (1834 г.) «Коронованный Дон Кихот» А.И.Герцен Русский Гамлет … Отвергнутый император И почему их мнения так противоречивы? Павел Петрович Романов (Павел I )

Слайд 3

«Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I ». Личность императора Павла I : 1.1. Взаимоотношения в императорской семье. 1.2. Воспитание и образование Павла I . 1.3. Семейная жизнь. 2. Основные направления внутренней политики Павла I . 3. Основные направления внешней политики Павла I . 4. Противоречивость политики Павла I . 5. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г .: 5.1. Формирование заговора. 5.2. Место гибели императора Павла I . 5.3. Смерть Павла I . 6. Оценка деятельности Павла I . План урока: Тема урока:

Слайд 4

1.1. Взаимоотношения в императорской семье Екатерина II Елизавета I Петровна Павел I Петрович Александр I Павлович Елизавета Петровна собиралась объявить Павла наследником престола вместо его отца Петра Федоровича (будущего императора Петра III ). Будущий император Павел I родился в 1754 году и был сразу отнят от родителей и взят на воспитание императрицей Елизаветой Петровной. В конце жизни Екатерина II составила завещание, согласно которому престол передавался внуку Александру Павловичу. Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу Вскоре история с наследником престола повторится, но уже в отношении старшего сына Павла I – Александра…

Слайд 5

1.2. Воспитание и образование Портрет Павла Петровича в детстве (Неизвестный художник. 2-я половина 18 века) Первый воспитатель – дипломат Ф.Д.Бехтеев , который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это убедило впечатлительного мальчика в том, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Наставник Формирование личности Павла I

Слайд 6

1.2. Воспитание и образование Портрет великого князя Павла Петровича в детстве ( Ф. Рокотов, 1761 г.) С 1760 года новый воспитатель - сторонник Просвещения Н.И.Панин . Он мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. По его рекомендации Павлу был назначен ряд учителей «предметников»: митрополит Московский Платон (Закон Божий), С. А. Порошин (естественная история), Гранже (танцы), Дж. Миллико (музыка) и др. Павел Петрович получил блестящее образование: владел латынью, немецким и французским языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Павел имел широкий кругозор и уже тогда пришел к рыцарским идеалам, свято верил в Бога. Наставник Формирование личности Павла I

Слайд 7

1.3. Семейная жизнь Портрет Павла I с семьёй (1800 г.) Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской , в православии Марии Федоровне Романовой. В этом браке у них родилось 10 детей: 4 сына и 6 дочерей. В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской , в православии Наталье Алексеевне Романовой. Но спустя три года она умерла при родах вместе с младенцем.

Слайд 8

2. Основные направления внутренней политики Государственное устройство и управление Политика в отношении дворян Политика в отношении крестьян Реформирование армии

Слайд 9

3. Основные направления внешней политики Борьба с революционными идеями французской революции Сближение с Пруссией , Данией, Швецией Ухудшение англо-русских отношений. Сближение с Францией Формирование второй антифранцузской коалиции 1762-1798 гг. 1798 г. 1799-1800 гг.

Слайд 10

4. Противоречивость политики Павла I Указ об ограничении барщины тремя днями в неделю (1797 г.) Массовая раздача казенных земель с крестьянами феодалам Смена сенаторов и высокопоставленных сенатских чиновников Попытки восстановления обязательности дворянской службы Установление налога с дворян Введение телесных наказаний для дворян и офицеров Проведение бессмысленных реформ вооруженных сил по образцу прусской армии Указ о престолонаследии (1797 г.), устранивший неясные моменты в этом вопросе Заключение мира между Россией и Францией (1800 г.) Разрыв дипломатических и торговых отношений с Англией. Обострение отношений с Австрией Ограничение привилегий, непредсказуемость и опасность политики императора вызывало недовольство

Слайд 11

5. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Кто мог быть недоволен политикой Павла I ? Дворяне Англичане Члены императорской семьи Состоя в высоких чинах …я принадлежал к числу тех, кому более всего угрожает опасность» Граф Пален «Разрыв с Англией наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле». М.Фонвизин Непредсказуемость царя привела в число его противников даже его старших сыновей – Великих князей Александра и Константина. Александр Павлович Константин Павлович

Слайд 12

5.1. Формирование заговора Граф П.А.Пален получил от Павла I повеление в случае необходимости арестовать императрицу и великих князей. Этот письменный приказ Пален показал Александру. Великий князь дал согласие на свержение Павла, но с клятвой сохранения ему жизни. Граф П.А.Пален, петербургский генерал-губернатор

Слайд 13

Молчит неверный часовой, Опущен молча мост подъемный, Врата отверсты в тьме ночной Рукой предательства наемной ... О стыд! О ужас наших дней! Как звери, вторглись янычары!.. Падут бесславные удары... Погиб увенчанный злодей . (А.С.Пушкин. Ода «Вольность») Михайловский замок построен в 1797-1801 гг. 5.2. Место гибели императора Павла I

Слайд 14

5.3. Смерть Павла I Убийство императора Павла I . Гравюра из французской книги. 1880-е годы. По одной версии, Павел был убит Н.Зубовым (зятем А.В.Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой По другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков. Приняв одного из убийц за сына Константина Павел закричал: «Ваше Высочество, и Вы здесь ? Пощадите. Воздуху, воздуху Что я вам сделал плохого ? » Это были его последние слова. Официальной причиной гибели Павла I был объявлен апоплексический удар

Слайд 15

6. Оценка деятельности Павла I «Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий». Н.М. Карамзин (1766-1826) историк

Слайд 16

6. Оценка деятельности Павла I «Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царившей в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Из письма Великого князя Александра Лагарпу (1797 г.) Великий князь Александр Павлович. Художник Ж.Л. Вуаль. 1792 г.

Слайд 17

6. Оценка деятельности Павла I «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления». Современный американский историк Р.Мак-Грю

Слайд 18

Сам же Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так: "Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моём характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось, и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое!"

Слайд 19

В чем вы видите причины столь разных подходов к оценке царствования Павла I? Реформатор ? Деспот ? Домашнее задание: § 29, ответить на вопросы после параграфа. Проектно-исследовательская деятельность: подготовить эссе на тему «Павел I – реформатор или деспот?» Какова ваша позиция в этом вопросе?

Слайд 20

Источники: История России: конец XVI-XVIII века: учеб. Для 7 кл . общеобразоват . учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014 г. История России: конец XVI-XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной / авт.–сост. Н.Ю.Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008. Таблицы по отечественной истории: http://xn--e1aogju.xn-- p1ai/shemy/istorija Гатчина3000 : http://gatchina3000.ru/literatura/obolenskii_g_l/imperator_pavel_i_10.htm Кроссворд-кафе: http://www.c-cafe.ru/days/bio/45/paul.php Википедия : свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_I#.D0.9C.D0.BD.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BE_.D0.9F.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5 Русский Гамлет. Павел I, отвергнутый император. Отрывки из книги: http://www.chaskor.ru/article/russkij_gamlet_pavel_i_otvergnutyj_imperator_24227


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе по теме "Российская империя в начале XIX века"

Конспект и самоанализ урока в 8 классе по теме  «Российская империя в начале XIXвека»...

Презентация к уроку истории 9 класс на тему "Российская империя в начале ХХ века"

Данная презентация содержить материалы к уроку по истории России ХХ в. В ней содержиться информация, раскрывающая основные вопросы развития нашего государства в начале прошлого века, а именно: террито...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 10 классе на тему «Героические страницы обороны города Севастополя»

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 10-м классе на тему «Героические страницы обороны города Севастополя»...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...