Методическая разработка план конспект по истории 5 класс "В театре Диониса"
методическая разработка по истории (5 класс)

В данной методической разработке представлен урок истории в 5 классе, с его целями и задачами и с поэтапным и подробным планированием.

Главными целями урока являются:

Образовательная:

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.

-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.

Развивающая:  

-Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

-Сформировать умение отвечать на вопросы пользуясь текстом

-Сформировать умение составлять рассказ

Воспитательная:

- Пробудить познавательный интерес к предмету.

-Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_istorii.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

плана-конспекта  урока по истории древнего мира

Класс 5                                            

Тема:  В театре Диониса

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок беседа

Цели  урока:

Образовательная:

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.

-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.

Развивающая:  

-Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

-Сформировать умение отвечать на вопросы пользуясь текстом

-Сформировать умение составлять рассказ

Воспитательная:

- Пробудить познавательный интерес к предмету.

-Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые

создали шедевры мировой культуры.

                           

Дидактический материал: (учебник, программа, методические разработки, дополнительная литература, юридические документы, технические средства) учебник)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Опрос

Фронтальный устный опрос

Вопросы для устного фронтального опроса:

Какие учебные заведения существовали в Древней Греции?

Как проходили занятия в афинских школах?

 Расскажите о занятиях в палестрах?

 Что собой представляли афинские гимнасии?

 Чему учили выступавшие в гимнасиях ученые?

3. Новая тема

. Возникновение театра.

Слово театр греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимым зрелищем древних греков.

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звук флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия — Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры,
привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или
закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперед выходил
запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его встрече с
пиратами и других приключениях, а остальные ряженые хором подпевали
ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса,
то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись
актерами, а зрителями — все население города.

Древние греки могли посмотреть спектакли только на праздниках в честь Диониса, а их было два в году в марте и в январе. Только с конца 2 века до н. э. в греческих городах для театральных представлений стали строить специальные здания.

Греческие театры располагались под открытым небом на склоне холмов и вмещали тысячи зрителей. Представления происходили несколько раз году. Здание театра состояло из трех частей.

Одна часть театра – места для зрителей. Они разделялись проходами на секции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почетные гости: жрецы Диониса, победители Олимпийских игр, стратеги. Остальные места были платными.

Рассматривается рисунок «Кресло жреца Диониса в театре»
(с. 177); места в первом ряду были не только мраморными, но и
бесплатными, отводились они для почетных зрителей (жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх, стратегов).

Рассматривается рисунок «Древнегреческие «театральные билеты»» (с. 177).  

За вход в театр брали небольшую плату (желательно напомнить учащимся, что в Афинах власть принадлежала простому народу, демосу, поэтому государство, заботясь о беднейших гражданах, выдавало им деньги на покупку билетов). Билет был из свинца или обожженной глины. На билете видны буквы «бета»(В) и «эпсилон» (Е). Буквой указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, которую подкладывали под себя на каменную скамью.  Театр редко бывал полупустым. Большую часть зрителей составляли мужчины — граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.

Другая часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.  Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях. Без песен и танцев не проходило не одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан. Или воинов, а иногда животных – птиц, лягушек, и даже облака.

Третья часть театра называлась скене – примыкавшая к орхестре каменная постройка. Первоначально скене была простой деревянной палаткой, где актеры переодевались и хранили театральные костюмы и маски. К стене скене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.

В театре была прекрасная слышимость. Если бросить монету в
центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях.
Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор,
усиливала все звуки речи и музыки.

В греческом театре не было занавеса. Действие развертывалось
без антрактов, т. е. без перерывов.

Рассматриваются рисунки «Трагический актер... Древняя статуэтка...», «Трагическая и комическая маски» (с. 178—179).

Поскольку черты лица актеров были плохо видны из последних рядов театра, актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову.

? Определите, какая из масок трагическая, а какая комическая?

? Что изображали с помощью трагической маски, а что с помощью комической?

Актер изображен в особой обуви на толстой подошве.

? Почему актеры в греческом театре выступали в обуви на высокой подошве?

Поскольку черты лица актеров были плохо видны из последних рядов театра, актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову.

Прочитайте 3 пункт. И кратко перескажите его

Записывают понятие театр-место для зрелищ (по гречески)

Комедия - (с греч. «песни веселых поселян») веселые, забавные пьесы. (записываем в тетрадь)

Помимо комедии в древнегреческих театрах ставили трагедии. Как вы считаете, что такое трагедия?

Трагедия - (с греч. «песнь козлов») - пьеса с трагическим концом. (записываем в тетрадь)

Рассматривают иллюстрацию
описывают

Записывают Орхестра

Скене записывают

Отвечают

Чтобы казаться выше ростом)

Читают.
Кратко пересказывают

4. Закрепление

Скажите ,сильно ли театр в Греции отличается от современного?

Давайте проведем творческую работу.
Напишите небольшой рассказ от имени путешественника который посетил порт Пирей, Афины.

Отвечают.

5. Оценивание

Выставление оценок

6.Д/з