Из опыта работы учителя истории и обществознания
учебно-методический материал по истории (6 класс)

Казакова Татьяна Николаевна

Копилка методических материалов для преподавания истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя  общеобразовательная  школа № 8 г. Томмот»  МО «АР»

Из опыта работы учителя истории и обществознания, Казаковой Т.Н.

Современный урок в школе имеет ряд особенностей, одной из которых является организация урока, обеспечивающая не только усвоение учебного материала, а также и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Учитывая эти особенности, моя педагогическая деятельность делает упор на практико-ориентированный, деятельностный подхода к преподаванию предметов «История и обществознание».

Для решения этой задачи я работаю над темой самообразования: «Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетенций обучающихся».

Работаю в кабинете истории, где есть компьютер, информация на разных электронных носителях, необходимая методическая литература, предметные газеты и журналы, словари, справочники, карты, наборы таблиц по истории и обществознанию, иллюстрации, репродукции картин, тесты.

Развитию учащихся способствует и применяемые мною формы организации обученияОсновной формой является урок. Нетрадиционные формы урока способствуют появлению интереса у учеников , а также мотивируют к получению новых знаний:

  1. Урок формирования новых знаний:

- урок-исследование (лабораторные работы),

- урок- путешествие во времени (например, урок в 5 классе «Путешествие по Древней Греции» ,

- урок- экскурсия (5класс – «Двуречье»),

- урок-презентация ( 9 класс – «Государство», 11 класс – «Отрасли права» и другие.)

  1. Уроки проверки знаний – викторины, игры, соревнования, зачеты.

Применение различных форм уроков дают возможность ребятам проявить способности, быть активным участником учебного процесса, выражать свою точку зрения, вступать в диалог. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью.

Осуществляю систематический контроль за уровнем развития полученных знаний каждого учащегося путем устных и письменных многоуровневых заданий.

Применение на уроках текстов художественной и научно – популярной литературы, материалов периодической печати, исторических и обществоведческих документов, иллюстративных материалов, средств наглядности, а также фрагментов документальных и художественных фильмов активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Очень важна работа с текстом при помощи продуктивных и проблемных вопросов, побуждающих учащихся мыслить, рассуждать, выдвигать предположения. Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.

Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме.

В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу детей обобщать, делать выводы и заключения. Часто использую такой прием, как «мозговой штурм», в ходе которого приходим к истине.

Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ). Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектный метод обучения, информационно- коммуникативные технологии. Приобретенный учениками опыт проектной деятельности  способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне закрепляется и развивается умение выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Учащиеся получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках истории и обществознания применяю как способ достижения высокого качества образования. В этой области я остановилась, прежде всего, на программе PowerPoint из пакета MicrosoftOffice. Почти вся моя работа в 5-11 классах сопровождается презентациями, созданными в этой программе. Это, с одной стороны, упрощает подачу материала на уроке, а с другой стороны ,расширяет познавательные возможности учеников, повышает их мотивацию к изучению истории и обществознания. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. ИКТ применяю на всех типах урока и на всех его этапах, так как смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности. Учебные проекты на уроках истории помогают создать ситуации , в которых учащиеся с интересом работают с дополнительной информацией, творчески подходят к ее оформлению и публичному представлению в виде коллажей, презентаций, буклетов.

На уроках обществознания в 6-11 классах проекты направлены на решение социальных проблем поселения, благоустройство и, в первую очередь, профессиональную ориентацию старшеклассников.

Для ученика проект- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Для учителя проект- это интегративное дидактическое средство развития УУД, таких как проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации и практическое применение знаний. Тема проекта должна обязательно нести в себе интригу, как бы приглашать будущих слушателей принять участие в решении проблемы. Работа над проектом предполагает тесное сотрудничество учителя и ученика, здесь важно, чтоб ребенок чувствовал свое авторство, поэтому учителю необходимо сдерживать себя, чтоб постоянно не контролировать и не подсказывать.

Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию.

Современные технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, так как учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся.

Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на разные политические лидеры.

На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках истории и обществознания применяю как способ достижения высокого качества образования. В этой области я остановилась, прежде всего, на программе PowerPoint из пакета MicrosoftOffice. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания является одним из важных средств формирования информационных компетенций учащихся. На таких уроках они не получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. ИКТ применяю на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в подходах оценивания и предлагают внедрить систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

- оценивание является постоянным процессом, т.е. осуществляется на каждом уроке;

-основным критерием является ожидаемый результат, соответствующий учебным целям;

- критерии оценки и алгоритм оценивания заранее известен учителю и ученикам и может разрабатываться совместно;

-результат оценивается самим учеником;

То есть мы говорим о формирующем оценивании. Оно способно сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в учебе.

К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее.

  Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету стараюсь заметить и обязательно его отметить в присутствии других учеников. В свою очередь, могу сказать, что большинство моих учеников с удовольствием посещают уроки, о чем может свидетельствовать их активность на уроках.

Анализируя учебную деятельность по предметам, можно выделить следующие проблемы:

-Качество знаний у некоторых учеников только удовлетворительное;

- Низкий уровень сформированных УУД у отдельных учащихся;

- Низкий уровень исполнительской дисциплины по выполнению домашнего задания, что влияет на формировании базовых компетенций у большинства учащихся.)

Практика показала, что добиться качественных знаний только через урок невозможно, поэтому для формирования познавательной мотивации к изучению предмета я задействовала ресурсы внеурочной деятельности в форме элективного курса. Но, к сожалению, толь в 10-11 классах. Актуальные вопросы обществознания, практические задания, выполняемые на этом курсе углубляют знания обучающихся, способствует развитию их дарований, расширяют кругозор, стимулируют интерес к изучению предмета.

Также активно использую внеурочное время для подготовки ребят ко Всероссийской олимпиаде школьников». Сложность подготовки еще заключается в том, что предметы «Экономика» и «Право», как отдельные предметы, учебным планом школы не предусмотрены, но участие во ВОШ обязательно.

В будущем планирую подготовку учеников к участию в научно-практических конференциях - проектная деятельность «Работа с одаренными детьми» . 

Также планирую формирование предметных компетенций у учащихся 5-11 классов во внеурочной деятельности через:

  • участие учащихся в творческих конкурсах по истории, обществознанию;
  • предметные декады;
  • организацию тематических выставок художественной , публицистической литературы;
  • организация тематических выставок.

Моя деятельность в школе не заканчивается учителем истории и обществознания. Я- классный руководитель, а также педагог-психолог. Совмещая разные виды образовательной деятельности, стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию.

Я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

  1. продолжать работать над повышением качества образования, применяя современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности;
  2. формировать предметно-информационные компетенции учащихся: через систему знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с древнейших времен до современного состоянии и перспективах развития РФ ;
  3. формировать деятельностно-коммуникативные компетенции учащихся: т.е формировать активную гражданскую позицию;
  4. формировать ценностно-ориентационные компетенции учащихся : быть патриотом и гражданином своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания.

Для представления в областном конкурсе "Учитель года"....

Из опыта работы учителя истории и обществознания Батяркиной Ирины Евгеньевны

Данный материал освещает работу педагога в школе по избирательному праву....