Подготовка к олимпиаде по истории
олимпиадные задания по истории

Зеленцова Анастасия Александровна

Методические материалы для подготовки к региональному этапу ВСОШ по истории

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исторический проект

Слайд 2

Максимальная оценка – 50 баллов, минимальный балл – 30 (чтобы считался проект успешно выполненным) Время – 90 минут Самое важное в профессии историка – анализ источник а, умение извлечь из него необходимую информацию . Требуется умение самому находить информацию в предлагаемых заданиях (изображения, карты, миниатюры, тексты и т.д.) В отличие от профессионального историка, у вас преимущество – ваша задача точно решится Проект – открытие неизвестного знания

Слайд 3

В чем сложность исторического проекта? Трудный, непривычный язык (см комментарии!) Нет прямых ответов (удивляйтесь!) Понимание противоречивости исторического процесса – нет готовых выводов (исследуйте!) Самым эффективным методом подготовки к проекту – практика с его последующим разбором

Слайд 4

Что необходимо понимать при работе с проектом? Новые данные, полученные из источника, могут скорректировать устойчивые положения исторической науки Выводы могут дополнить общую историческую картину , поэтому будут противоречить привычным фактам Однако новые данные должны строго следовать из текста источника (делайте ссылки и цитаты в работе) Основа работы – самостоятельная интерпретация малоизвестны фактов, а НЕ воспроизведение все известного материала Язык – научный, без оценок

Слайд 6

Исторический проект На основе документов написать работу по теме Дается план (четко следуйте пунктам плана, нумеруя их в работе) Будьте внимательными, дотошными, знать основные факты и события в рамках курса истории Характеристика исторического момента Проблема (должна соответствовать теме и опираться на источник) к ем был создан, когда, где, зачем, какие хронологические рамки охватывает Законодательные акты Летописи Делопроизводственные Публицистические Личного происхождения Статистические Вывод – это ответ на ваш вопрос- проблему. Даже можете выдвинуть собственную теори ю

Слайд 7

Практический совет – начинайте формулировку цели со слов «выяснить», «определить» Проект «Князья, города и дружина в Ростовской земле в конце XII века» 1. «Нам предстоит выяснить, какую роль играли в политической жизни Ростовской земли конца XII века разные города и дружина, в частности, какова была их роль в наследовании княжеского престола». 2. «Мы попытаемся понять, что такого особенного было во Владимирском княжестве, что в будущем именно на его основе выросло Российское государство». Удачная формулировка Неудачная формулировка

Слайд 8

Проект «Хлопководство в Российской империи в конце XIX – начале XX века». 1. «Цель этой работы – выяснить, какие факторы – внутренние и внешние, влияли на развитие хлопководства в Средней Азии в период его бурного роста в 1890-1914 гг ». 2. «Зачем же правительство Николая II стремилось развивать хлопководство на этой дальней окраине империи»? Удачная формулировка Неудачная формулировка

Слайд 9

Характеристика исторического момента Например, проект «Хлопководство в Российской империи в конце XIX – начале XX века » связан с 3 процессами: Интеграция Средней Азии в состав Российской империи Промышленный подъем 1890-х годов Начало соперничества мировых держав за рынки сырья Средняя Азия включена недавно, в результате кампаний 1850-1870-х гг., а Туркмения в 1 половине 1880-х гг. в состав Российской империи. Экономически была слабо связана с другими регионами. Понятия «промышленный подъем», «борьба за рынки сырья», «протекционизм».

Слайд 10

Проект «Хлопководство в Российской империи в конце XIX – начале XX века» В представленном для работе источнике ведётся речь о развитии хлопководства в Российской империи в конце XIX - начале XX века. Это период промышленного переворота, в которой хлопок становится стратегически важным материалом. Происходит борьба ведущих держав за рынки сырья. После присоединения к России Средней Азии и его интеграции мы уменьшаем количество экспортируемого хлопка и постепенно заменяем его на отечественный. Перепутан целый ряд пунктов плана – элементы характеристики исторического момента, характеристика источника, даже наблюдения за ним, которым место в основной части работы.

Слайд 11

Проект «Хлопководство в Российской империи в конце XIX – начале XX века» В конце XIX – XX века между крупнейшими мировыми державами обострилась борьба за рынки сырья. Сырье стало стратегическим товаром: тот, кто владел им, мог развивать свою промышленность. Поэтому все ведущие страны стремились иметь собственное сырье и использовали протекционизм, чтобы развить его производство. Между тем хлопок для своей текстильной промышленности Российская империя могла получить только из Средней Азии – в других районах нашей страны он не растет. Проблема обострилась с началом промышленного подъема 1890-х годов. Во-первых, промышленность выросла, а мировые рынки стали нестабильными и не могли обеспечить её потребности. Кроме того. 1890-е – время «железнодорожного бума», строительство железных дорого позволило подвозить хлопок в центральную часть страны. Проблема была в том, что Средняя Азия только во 2 половине XIX века вошла в состав России. За 20 лет, остававшихся до начала Первой мировой войны, наладить массовое выращивание хлопка на этой дальне окраине было непросто, а привезти его – еще сложнее. Тем не менее русская промышленность в 1913 году уже больше чем наполовину потребляла собственный хлопок. Автор выделил основные процессы

Слайд 12

Перед Вами – документы, характеризующие взаимоотношения местной власти и населения г. Тотьмы и Тотемского уезда. Напишите на их основе работу на тему: «Бунташный век» глазами воеводы: местная власть и протесты тяглого населения в первой половине XVII века». 7147-5508=1639 .147-5508=16. . 7155-5508=1647 .155-5508=16. .

Слайд 13

Рекомендованный план работы: 1 . Введение (5 баллов ). 1. Кратко опишите социально-политические проблемы в стране в период, описанный в источниках (1 балл). Укажите наиболее значимые события (не менее 3) (1 балл), термины и понятия (не менее 2) (1 балл ), характеризующие данный период в контексте задания (всего – 3 балла). 2. Опираясь на тему, план и содержательные особенности документов, сформулируйте проблему , которая может быть рассмотрена в Вашем сочинении (2 балла). 2 . Характеристика источников и возможностей, которые они дают для освещения проблемы (5 баллов). 1. Датируйте предложенные документы с точностью до года в современном летоисчислении . Датировку обоснуйте (2 балла). 2. На основе текстов документов предположите, какую цель преследуют воеводы, составляя свои отписки (1 балл)? 3. Какой из воевод более подробно описывает конфликт? Свой ответ обоснуйте ( 2 балла ). 3. Характеристика управления городом и уездом в рассматриваемый период ( 9 баллов ). 1. На основе текста документов опишите структуру административного аппарата Тотемского уезда (2 балла). Какими возможностями обладал воевода, располагая таким аппаратом управления (2 балла)? Дайте Вашу оценку эффективности местной власти на основе документов (1 балл). 2. Что собой представляла система местного самоуправления в Тотемском уезде ( 2 балла )? Какова была ее практическая роль в управлении уездом (2 балла)? 4 . Общая характеристика противостояния воевод и тяглых людей (7 баллов). 1. Определите, являются ли описанные в документах ситуации двумя эпизодами одного конфликта или двумя разными конфликтами, не связанными между собой ( 1 балл )? Обоснуйте свой ответ (2 балла). 2. В чем сходство и различие в причинах возникновения первой и второй ситуации (назовите одно сходство и одно различие) (2 балла)? 3. Определите, насколько длительной была каждая из описанных ситуаций противостояния (2 балла)? 5. Характеристика действий тяглых людей (7 баллов). 1. Какие категории тяглого населения участвовали в протесте в первом и во втором случаях (1 балл)? 2. Каковы были действия тяглых людей в первом и во втором случае (5 баллов)? В каком случае эти действия были более агрессивными (1 балл)? Свой вывод обоснуйте текстами документов. 6 . Действия воевод и результат противостояния (13 баллов). 1. Сравните, в чем заключались конкретные меры, предпринятые воеводами в каждом из двух описанных случаев (2 балла)? Почему воевода был вынужден действовать именно так (1 балл)? Какова была эффективность этих мер (1 балл)? 2. На чьей стороне был перевес в противостоянии власти и тяглых людей Тотемского уезда (1 балл)? Приведите 2 аргумента (4 балла). 3. Можно ли говорить о том, что власть полностью утратила контроль над ситуацией в уезде применительно к обоим случаям (4 балла)? Свой ответ обоснуйте. 7. Заключение (4 балла ). Обобщите сделанные ранее наблюдения. Сформулируйте Ваши главные выводы с учетом поставленной проблемы и свяжите их с особенностями данной эпохи.

Слайд 14

В характеристике социально-политической ситуации в стране могут быть упомянуты  налоговая реформа;  рост цен на соль;  общий рост налогов;  утверждение крепостного права. 1 балл за характеристику социально-политической ситуации в стране в предложенном виде или близко к нему; *** В связи с темой проекта в ответе могут быть упомянуты следующие события:  Соляной бунт 1648 г.,  Земский собор 1648 – 1649 гг.,  Соборное Уложение 1649 г.,  Хлебный бунт 1650 г. во Пскове. 1 балл за 3 даты . 1. Введение (5 баллов) На основе знаний курса истории России кратко опишите социально-политические проблемы в стране в период, описанный в источниках (1 балл). Укажите наиболее значимые события (не менее 3) (1 балл), термины и понятия (не менее 2) (1 балл ), характеризующие данный период в контексте задания (всего – 3 балла ) В ответе могут быть упомянуты и определены такие термины и понятия, как  черносошные крестьяне,  белые слободы,  урочные лета,  прямые и косвенные налоги,  земский собор,  сословно-представительная монархия. 1 балл за 2 термина. Можно предложить следующий вариант постановки проблемы: « Каковы были главные причины конфликтов между воеводской властью и тяглым населением и как эти конфликты разрешались?»

Слайд 15

Датируйте документы с точностью до года в современном летоисчислении. Датировку обоснуйте (2 балла). 2. Характеристика источников и возможностей, которые они дают для освещения проблемы (5 баллов). Документ 1 – 1639 год , а не 1640, как получается при отнятии 5508. Обоснование: датировка по последнему описанному событию, т.е. 24 сентября 7148 года. В XVII веке новый год начинался 1 сентября, а не 1 января (1 балл). Документ 2 – 1647 год. Обоснование: датировка по последнему описанному событию, т.е. 22 декабря 7156 года. (1 балл). 2. На основе текстов документов предположите, какую цель преследуют воеводы, составляя свои отписки (1 балл)? Алексей Большой очень тщательно воспроизводит имена всех участников событий ( посыльщиков , рассыльщиков , присутствовавших в приказной избе, крестьянских челобитчиков в Москве) (1 балл). Лев Микулин менее конкретен и лишь взывает к сочувствию в связи с тяжелыми обстоятельствами своей службы (болезнь, большие расстояния, плохое состояние путей сообщения) (1 балл). Главная цель переписки – объяснить длительную задержку с уплатой налогов (1 балл). 3. Какой из воевод более подробно описывает конфликт? Свой ответ обоснуйте (2 балла).

Слайд 16

Воевода – глава уезда и города, его аппарат управления – приказная изба (1 балл), в его распоряжении есть также подчиненные в виде подьячих и/или рассыльщиков (1 балл ). Этот аппарат выглядит малочисленным, у тотемского воеводы даже нет своих стрельцов, за ними он отправляется в Великий Устюг. У воеводы также нет никакого аппарата управления в волостях, он может полагаться только на выборных волостных посыльщиков (2 балла).  Эффективность в сборе налогов (одна из главных функций воеводской власти) в этот период исключительно низкая. Из Документа 1 понятно, что налоги не платятся уже 2 года (146 и 147 годы), а из документа 2 следует, что уезд и город не платили уже 12 лет (со 143 по 155 год), недоимки составили огромную сумму почти в 2000 рублей. (1 балл). 2 . Что собой представляла система местного самоуправления в Тотемском уезде (2 балла)? Какова была ее практическая роль в управлении уездом (2 балла)? 3. Характеристика управления городом и уездом в рассматриваемый период (9 баллов). 1. На основе текста документов опишите структуру административного аппарата Тотемского уезда (2 балла). Какими возможностями обладал воевода, располагая таким аппаратом управления (2 балла)? Дайте Вашу оценку эффективности местной власти на основе документов (1 балл). Посадские люди Тотьмы выбирали земских старост, земских судей и целовальников, которые должны были помогать воеводе собирать налоги (Документ 2, 1 балл). Крестьяне Тотемского уезда выбирали посыльщиков , которые отвечали по налогам перед воеводой от имени своей волости (Документ 1, 1 балл). Фактически налоги собирали не подчиненные воеводы, а именно выборные от общин, без них сделать это малочисленным аппаратом воеводы было бы невозможно в принципе (2 балла).

Слайд 17

4. Общая характеристика противостояния воевод и тяглых людей (7 баллов). 1. Определите, являются ли описанные в документах ситуации двумя эпизодами одного конфликта или двумя разными конфликтами, не связанными между собой ( 1 балл )? Обоснуйте свой ответ (2 балла). Перед нами 2 эпизода одного и того же конфликта (1 балл).  Обоснование: первопричина этого конфликта прослеживается в обоих документах, это неуплата налогов за 146 и 147 годы, эта проблема перешла Льву Микулину от Алексея Большого, следовательно, так и не была решена (2 балла). 2. В чем сходство и различие в причинах возникновения первой и второй ситуации (назовите одно сходство и одно различие) (2 балла)? Общее в том, что в обоих случаях причина противостояния – неуплата налогов ( 1 балл ).  Различие в том, что в Документе 1 речь идет об уплате текущих налогов и недоимок всего за 1 год с крестьян, а в Документе 2 – о выбивании недоимок за длительный период и с крестьян, и с посадских людей (1 балл). 3. Определите, насколько длительной была каждая из описанных ситуаций противостояния (2 балла)? В Документе 1 описывается неповиновение, длившееся более года: о неуплате крестьянами налогов воевода писал 18 августа 147 года, а уход волостных посыльщиков с правежа произошел 24 сентября 148 года (1 балл).  Из Документа 2 следует, что 22 декабря 155 года воевода Лев Микулин покинул Тотьму под угрозой расправы, а 22 декабря 157 года к нему вновь приходили тотьмичи и угрожали, т.е. события также развиваются на протяжении года (1 балл).

Слайд 18

5. Характеристика действий тяглых людей (7 баллов) 1. Какие категории тяглого населения участвовали в протесте в первом и во втором случаях (1 балл)? В Документе 1 показаны действия только крестьян, в Документе 1 – и крестьян, и посадских людей (1 балл). 2. Каковы были действия тяглых людей в первом и во втором случае (5 баллов)? В каком случае эти действия были более агрессивными (1 балл)? Свой вывод обоснуйте текстами документов. В Документе 1 описаны такие протестные действия, как (до 2 баллов):  «Уход с правежу»;  Открытый отказ платить налоги и/или демонстрация неуважения воеводе, непризнание его власти;  Избиение рассыльщика при попытке правежа. В Документе 2 описаны такие протестные действия, как (до 3 баллов):  «Уход с правежу»;  Отказ в письменной форме и с подписями платить налоги;  Оскорбления и угрозы в адрес воеводы («на меня, холопа твоего, лаели … и хотели убить»);  Нападения на дом воеводы;  Изгнание из Тотьмы присланных воеводой из Устюга 10 стрельцов; Эти примеры показывают, что в Документе 2 описаны более агрессивные действия протестующих (1 балл).

Слайд 19

6. Действия воевод и результат противостояния (13 баллов). 1. Сравните, в чем заключались конкретные меры, предпринятые воеводами в каждом из двух описанных случаев (2 балла)? Почему воевода был вынужден действовать именно так (1 балл)? Какова была эффективность этих мер ( 1 балл )? 2. На чьей стороне был перевес в противостоянии власти и тяглых людей Тотемского уезда (1 балл)? Приведите 2 аргумента (4 балла). В документах главной мерой был вызов представителей тотемских крестьян (Док. 1) или посадских людей (Документ 2) на правеж. Посыльщики от крестьян или представители посада играли роль заложников, которые будут подвергаться наказанию до тех пор, пока общины не заплатят недоимки . В Док. 2 упоминается дополнительная мера: присылка 10 стрельцов , а через год еще 10 неких «человек» из Великого Устюга (до 2 баллов).  Воевода вынужден действовать так , потому что на территории уезда у него нет полицейского аппарата, все уездная администрация сосредоточена только в уездном городе (1 балл).  Неэффективны, поскольку у воеводы не было в подчинении достаточно людей, чтобы заставить крестьян пройти через процедуру правежа, даже если они на нее являлись. Не помогли даже устюжские стрельцы (1 балл). На протяжении всего противостояния перевес был на стороне тотемских тяглых людей ( 1 балл). Могут быть приведены следующие аргументы : На их стороне количественное, информационное и эмоциональное превосходство

Слайд 20

3. Можно ли говорить о том, что власть полностью утратила контроль над ситуацией в уезде применительно к обоим случаям (4 балла)? Свой ответ обоснуйте Хотя сбор налогов и попытка правежа провалились в 1639 г., нельзя говорить о полной утрате контроля над ситуацией:  воевода смог организовать приезд волостных посыльщиков в Тотьму,  он по-прежнему управляет городом и уездом лично. До 2 баллов. Согласно Документу 2, в 1646 – 1647 гг. этот контроль был утрачен:  недоимки не уплачены за 12 лет;  воевода сам не может организовать эффективное воздействие на подвластное население – в дело вынуждена вмешаться центральная власть, именно поэтому « по государеву указу» у тотемского воеводы появились стрельцы из Устюга;  воевода фактически сбежал из Тотьмы на целый год, передав город и уезд подьячему Саблину и устюжским стрельцам, а сам отсиживался в Устюге под малоубедительными предлогами. До 2 баллов.

Слайд 21

Обобщите сделанные ранее наблюдения. Сформулируйте Ваши главные выводы с учетом поставленной проблемы и свяжите их с особенностями данной эпохи. Если участник в Заключении просто перечисляет сделанные ранее наблюдения и выводы – до2 баллов в зависимости от объема. Если он возвращается к поставленной проблеме – плюс 1-2 балла. В целом при проверке проекта в пунктах 2 – 6 принимаются иные формулировки ответов , если они соответствуют 2 требованиям: 1) основаны на тексте источника и 2) соответствуют тематике данного пункта. 7. Заключение (4 балла). Типичная ошибка – только свой вывод без привязки к источнику и промежуточным выводам

Слайд 22

Типичные ошибки в проекте: Вместо информации из источника делается пересказ учебника ( по содержанию она может быть верной, но может не иметь отношения к проблеме) Нет пунктов Обильный пересказ, вместо анализа Слишком объемные цитаты. Главное – комментарии Не убирать «лишнюю информацию», её там нет Дается неполный ответ, часть пункта Нет обобщений-выводов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эссе по теме – «Царский манифест 17 октября 1905 года, при сложившемся к тому времени соотношении общественно-политических сил в стране был пределом уступок самодержавной власти российскому обществу» ( С.В.Тютюкин ).

Слайд 2

При выборе темы исходите из того, что Вы: Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает). 2. Можете аргументированно выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание). 3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии) по данной теме. 4 . Владеете терминами , необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Слайд 3

Критерии, по которым эксперт оценивает работу: 1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Оценивается вводная часть к работе - не более 10 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4 задач). 2. Оценка основной части к работе ( макс. 35 баллов): При оценке каждой из выделенных задач учитываются: грамотность использования исторических фактов и терминов; аргументированность авторской позиции. творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе. знание различных точек зрения по избранному вопросу.. 3. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении. Оценивается заключение к работе – не более 5 баллов.

Слайд 4

М.Нестеров «Святая Русь» Обоснованность выбора темы Народ пришел покаяться, рассказать о своих бедах к Христу

Слайд 5

Увлеченность Павлом идеями революции – возможность не повторить судьбу пьющего отца, фигура Ниловны символически сближается с самой Россией, которая постепенно «приходит к пониманию» революции как возможности новой - светлой и счастливой – жизни для всех свои «детей». «Петербург» И.Анненский ………………………………… Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. Сочинил ли нас царский указ ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были. Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета. А что было у нас на земле, Чем вознесся орел наш двуглавый, В темных лаврах гигант на скале, — Завтра станет ребячьей забавой . …………………………………… Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений . «9-е января» В.Маяковский О боге болтая, о смирении говоря, помни день - 9-е января. Не с красной звездой - в смирении тупом с крестами шли за Гапоном-попом.

Слайд 6

4 задачи: Проблема революционной ситуации Выяснить , какое было соотношение общественно-политических сил. Охарактеризовать причины создания Манифеста 17 октября. Описать уступки, изложенные в Манифесте – были ли они сделаны и раскрыть позицию автора о том, что Манифест был «пределом уступок »

Слайд 7

1 задача – Проблема революционной ситуации. 1 точка зрения ( В.И.Ленин, М.Нечкина , П.Зайончковский ) - Каждой революции предшествует революционная ситуация , характеризующаяся 3 признаками – обострением нужды угнетенных классов. Повышением в силу этого активности народных масс и кризисом «верхов», которые не могут управлять по-старому. Революционная ситуация может завершиться реформами, либо революцией, либо котрреформами . 2 точка зрения (современные историки В.Федоров , В.Тюкавкин ) – политический кризис более точно определял текущую ситуацию, который был вызван - экономическим кризисом 1900-1903 - началом мощного стачечного движения (« Обуховская оборона» в Петербурге, Ростовская стачка) и крестьянские восстания в Харьковской губернии с озданием первых революционных и оппозиционных партий (эсдеки и эсеры) л ихорадочное лавирование центральной власти от либеральных проектов П.Святополк -Мирского (ноябрь 1904 г.) до закручивания гаек и угроз в сторону либералов (Правительственное заявление 12.12.1904)

Слайд 8

2 задача – Охарактеризовать соотношение общественно-политических сил. «фиговый листок контрреволюции»

Слайд 9

3 задача – Причины создания Манифеста 17 октября 1905 г. Вынужденный ответ Николая II на ситуацию в стране (Всероссийская октябрьская стачка – около 3 млн.чел .) Готовившийся заранее документ Николаем II , понимавшим сложность и обострение проблем Либеральная оппозиция обязана С.Ю.Витте и его правой руке А.Оболенскому, которые несмотря на сильную оппозицию в правительстве со стороны, прежде всего К. Победоносцева, убедили царя издать этот документ Основные положения Манифеста были обсуждены и согласованны с царем еще на заседании «Комиссии Д.Сольского», которое состоялось накануне и в отставку были отправлены К.Победоносцев. Д.Трепов и А.Булыгин

Слайд 10

4 задача – Были ли сделаны уступки? 17.10.1905 г. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» – дарование гражданских и политических прав и свобод и создание первого в России законодательного органа власти – Государственной Думы

Слайд 11

Вывод Инициатор манифеста С.Ю.Витте полагал , что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить – и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем не было ничего сказано о главных рабочих требованиях - сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Никакого умиротворения, как известно, не наступило. Уступки власти оппозиция расценила как слабость власти. Все оппозиционные силы, включая либералов, увидев такую уступку, посчитали: если самодержавие идет на такие серьезные меры, это означает, что и дальше можно требовать новых уступок. Манифест 17 октября вызвал приступ бурного восторга, но как только эйфория прошла, оппозиция начала новые наступления . В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.

Слайд 13

Отображение в художественной литературе Рассказ Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных» (1908). В основу рассказа положены реальные события — повешение на Лисьем Носу, близ Петербурга 17.02.1908 г. (старого стиля) семи членов Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров. Повесть Леонида Андреева «Сашка Жегулёв » (1911). В основу повести положена история известного экспроприатора времён первой русской революции Александра Савицкого, убитого полицией в апреле 1909 года близ г. Гомеля. Статья Льва Толстого «Не могу молчать!» (1908) о смертных казнях. Сборник рассказов Власа Дорошевича «Вихрь и другие произведения последнего времени». Стихотворение Константина Бальмонта «Наш царь» (1907). Ставшее знаменитым обличительное стихотворение. Поэма Бориса Пастернака «Девятьсот пятый год» (1926-27). Роман Михаила Осоргина «Сивцев Вражек» (1928). Роман Бориса Житкова «Виктор Вавич » (1934). Романы Максима Горького «Жизнь Клима Самгина», «Мать». Роман Бориса Васильева «И был вечер, и было утро» Рассказы Евгения Замятина «Непутёвый» и «Три дня». Варшавянка — революционная песня, ставшая широко известной в 1905 году На задворках Великой империи — исторический роман Валентина Пикуля в двух книгах. Роман Александра Степанова «Семья Звонарёвых ».

Слайд 14

Разбор других тем для эссе « Культурная деятельность Ярослава преследовала ту же цель, что и внешняя политика , - преодоление центробежных тенденций, укрепление государства и его границ, противодействие всяким попыткам внешнего влияния на русские дела, рост международного авторитета Киевского государства» (М.Ю. Брайчевский ).

Слайд 15

Культура - что создано руками человека

Слайд 17

ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НЕОБХОДИМО: - рассмотреть деятельность Ярослава в сфере развития культуры; - проанализировать внутреннюю политику в контексте борьбы с центробежными тенденциями ; - рассмотреть характер взаимоотношений с соседними государствами; - на основе проделанного анализа определить ключевую цель политики Ярослава Мудрого .

Слайд 18

2. «Чувство принадлежности к единой державе, несмотря на противоречия и неразбериху Смутного времени, объединяло русских людей под знаменами национально-освободительной войны против интервентов в начале XVII столетия… Этот могучий патриотический заряд в конце концов обеспечил победу » (В.В. Каргалов). Проблема . Факторы победы над интервентами в годы Смуты.

Слайд 19

Фильм «1612. Хроники Смутного времени» Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина . Памятник патриарху Гермогену в Москве

Слайд 20

ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НЕОБХОДИМО: - проанализировать внутреннее состояние государства в период Смуты; - привести и проанализировать основные факты, связанные с участием интервентов в событиях Смуты; - выявить факторы, объединяющие людей того времени (помимо « чувства принадлежности к единой державе», могут быть рассмотрены национальное и религиозное самосознание и др.); - определить значение патриотического подъема для успешной борьбы с интервентами.

Слайд 21

3. «В течение всей войны мне пришлось быть непосредственным участником многих крупных и важных наступательных операций, но предстоящая битва за Берлин была особой, ни с чем не сравнимой операцией… В ходе войны нам вообще еще не приходилось брать такие крупные, сильно укрепленные города, как Берлин» ( Г.К. Жуков). Проблема . Оценка особого исключительного места битвы за Берлин в истории Великой Отечественной войны .

Слайд 22

Песня «Дорога на Берлин» С боем взяли мы Орёл, город весь прошли, (………..) Брянская улица на запад нас ведёт. С боем взяли город Брянск, город весь прошли, (…………..) Значит, нам туда дорога Минская улица на запад нас ведёт. (…………………..) Значит, нам туда дорога Брестская улица на запад нас ведёт. С боем взяли город Брест, город весь прошли, (………………….) Значит, нам туда дорога Люблинская улица на запад нас ведёт С боем взяли город Люблин, город весь прошли, (………………) Варшавская улица на запад нас ведёт С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли, На Берлин ! Фильм «Освобождение. Битва за Берлин»

Слайд 23

ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НЕОБХОДИМО: - рассмотреть другие наступательные операции Великой Отечественной войны; - проанализировать примеры взятия других крупных городов во время Великой Отечественной войны; - проанализировать состояние берлинских укреплений, степень концентрации войск противника и другие факторы, влиявшие на подготовку, ход и итоги битвы за Берлин; - сравнить битву за Берлин с другими важнейшими наступательными операциями Великой Отечественной войны.

Слайд 24

Домашнее задание Написать эссе по высказыванию: "Происходит борьба не одних земных армий а сил небесных и преисподних... если бы суждено было победить нам то несомненно это означало бы быстрое торжество христианства в Китае и Японии если победят они значит совершается последняя глава Истории человечества". ( Л.А.Тихомиров 19.01.1904)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение познавательных задач при подготовке к олимпиаде по истории

Слайд 2

Задача 1. «Не передавивши пчел, меду не есть», очень часто говорил утвердившийся в Галиче Роман Мстиславич Волынский. Что он имел в виду? Ответ: Под «пчелами» Роман Мстиславич имел в виду бояр, политическое значение которого было очень велико и с которыми ему приходилось постоянно бороться.

Слайд 3

Задача 2. Каким образом русско-турецкие войны XVIII века влияли на изменение фамилий русских людей? Ответ: П.А.Румянцев получил к фамилии приставку «Задунайский». Г.А. Потемкин – «Таврический». А.В.Суворов – «Рымникский».

Слайд 4

Задача 3 . На ярмарке в Нижнем Новгороде в 1863 г. встречаются два помещика. Один рассказывает другому, что размеры земельных наделов, которыми владели его бывшие крепостные крестьяне до 19.02.1861г. превышали высший размер земельного надела, установленный «Положением о поземельном устройстве крестьян». Этот помещик сохранил за собой больше половины вей земли и отрезал излишек в свое распоряжение. «А в нашей местности порядок не такой – отвечал другой помещик – мои бывшие крестьяне тоже получили надельной земли больше, чем до реформы. И у меня осталось больше половины всей земли, но отрезать излишки в свою пользу мне не удалось». Вопрос: Почему первый помещик имел согласно условиям крестьянской реформы 1861 г. право на «отрезки», а второй не имел? Ответ: первый помещик имел земли в нечерноземной или черноземной полосе, а второй в степной.

Слайд 5

Задача 4. В царствование Николая I судят надворного советника Сольского за нанесение тяжелых телесных повреждений коллежскому асессору Петрову. Свидетелем обвинения выступает генеральша Гагина. Суд не признал Сольского виновным, но оставил его в подозрении, чем очень обрадовал полицейских. Ответ: Женщины не считались в те времена надежными свидетелями, их мнения не брали в расчет Не прекращать дело окончательно Появилась возможность, угрожая новым судебным делом брать взятки с Сольского. Вопрос: Чем вызвано такое решение суда, несмотря на наличие свидетеля избиения Петрова? Что значило «оставить в подозрении»? Почему полиция обрадовалась решению суда?

Слайд 6

Задача 5. В 17 веке возникла насмешливая поговорка; «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала? Ответ: В 17 веке. Так насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте.

Слайд 7

Задача 6. Перед вами изображения короны, державы и скипетра. Какое отношение имеют эти регалии царской власти к гербу Российской империи? Что каждая из них символизирует? Ответ: На гербе было три короны ( две на головах орлов и две между ними), а в лапах орел держит скипетр и державу. Корона – венок (венец) римских цезарей, держава – подвластное монаху государство, скипетр – посох пастыря.

Слайд 8

Задача 7. Внимательно рассмотрите фрагмент иконы «Знамение» (битва новгородцев с суздальцами, осадившими Великий Новгород). Вопрос: Кто побеждает в битве? На основании чего вы так решили? Ответ: Побеждают новгородцы На их стороне мученики – Борис, Глеб, Дмитрий Солунский и Архангел Михаил в образе херувима – т.е. небесное покровительство, во-вторых, суздальцы обращены в бегство

Слайд 9

Задача 8. Определите, кто (что) изображено. Классифицируйте изображения по одному выбранному вами критерию. 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 10

Задача 9 . Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные факты биографии П.И.Пестеля . Однако некоторые эпизоды не имеют отношения к нему, а к другим политическим деятелям. Напишите фамилии этих деятелей и фрагменты, которые к ним относятся. Убежал из дома, чтобы драться с Наполеоном, но был задержан подмосковными крестьянами, чуть не казнившими его, приняв за французского шпиона. Считал, что только диктатура революционного правительства и благодарность крестьянства за переданную ему помещичью землю позволят осуществить прогрессивные перемены в России. По его выражению: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из него». Михаил Лунин упрекал его, что он хочет «наперед енциклопедию написать, а потом к революции приступить». В своем конституционном проекте явно опирался на широкую демократию и поддержку среднего просвещенного дворянства. Его отец – выходец из остзейских немцев – храбро сражался с турками, а возвысился в царствование Павла I благодаря женитьбе на любимой фрейлине императрицы Марии Федоровны. 2, 4 1, 5 3, 6

Слайд 11

Задача 10. Расположите термины в хронологической последовательности, по мере их возникновения, исключив тот, что выпадает из представленного логического ряда. Полюдье Соха ( посошное обложение) Стрелецкие деньги Тамга Гривна Подушная подать Кормление (корм) IX-XII вв. X IV-XVII вв. 1614-1724 гг 1667 г. Ответ - 1, 7, 4, 2, 3, 6 Лишнее - гривна XVIII - XIX вв. XII -X I II вв.

Слайд 12

Задача 11. Знание истории помогает разоблачить фальсификации. Перед вами три письма. Какое( ие ) из них подлинник(и), какое( ие ) – филателистическая подделка?

Слайд 13

Задача 12. В отрывках из стихотворений даны 6 черт характера русского народа. Найдите, пронумеруйте и поставьте номер около отрывка, который свидетельствует о данной черте. «По причинам историческим Мы совсем не снабжены Ясным смыслом юридическим, Сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские – Нашей правды идеал Не влезает в формы узкие Юридических начал». Б.Н.Алмазов «И во гневе за меч ухватился Поток, Что за хан на Руси своеволит ? Но вдруг слышит слов: «То земной едет бог, То отец наш казнить нас изволит». А.К.Толстой «Богатством своим ты меня не держи, Все роскоши эти и неги Я б отдал за крик перепелки во ржи, За скрип новгородской телеги». А.К.Толстой 1 2 3 4 5, 6 1 – равнодушие к закону 5 – бессребреничество 6 - патриотизм, любовь к малой родине 2 – широта русской натуры, души 3 - вера в божественное происхождение царской власти 4– рабская покорность царской власти

Слайд 14

Задача 13. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался на высоте. Вместо 4 ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил 7. Ваша задача – написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если это верное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить ошибочные утверждения. « Реформа 1906 г. была реализацией идей Столыпина «о ставке на крепких и сильных крестьян (1). Суть её заключалась в том, что селянин, не выходя из общины (2), получал право стать собственником земельного надела (3). Этот надел он мог продавать кому угодно (4), а также завещать общине или государству (5). Каждый крестьянин мог покупать до десяти наделов земли (6). По мнению Столыпина, новое положение дел в деревне решало сразу и экономические, и политические проблемы (7) ». 1 – да 2 -нет 3 - да 4 - нет 5 - нет 6 - нет 7 - да

Слайд 15

Задача 14. Соотнесите имена императоров и известные фразы из их манифестов и указов. Высказывания Император А «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах … неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 1 Петр I Б «Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления …с верой в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять от всяких поползновений». 2 Екатерина II В «Крестьяне, верный наш народ да получит мзду свою от Бога…» 3 Александр I Г «Правда и милость да царствуют в судах». 4 Николай I Д «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют» 5 Александр II Е «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». 6 Александр III Ж «Разумейте, языцы , и покоряйтесь: яко с нами Бог!» 7 Николай II 1 2 3 4 7 6 5

Слайд 16

Задача 15. Рассмотрите плакаты и определит время их создания (в пределах 5 лет). 1 2 3 4 5 6 7 1920 1945 1917 1930 1943 1954 1977

Слайд 17

Задача 16. Перед вами архитектурные сооружения XX века. Сгруппируйте их по архитектурным стилям. Укажите название архитектурного сооружения и стиль, в котором оно построено. 1 2 3 4 5 6 Русский стиль (1,5) Модерн (2,4) Конструктивизм (3,6)

Слайд 18

Задание 17. Перед вами миниатюры из одного очень известного источника, посвященного древнерусской истории. Ваша задача назвать этот источник, опознать изображенные на миниатюрах события и расположить их в хронологической последовательности.

Слайд 19

Задача 18. Зачастую, писатели, посвящая книгу выдающемуся человеку, стремятся обыграть в названии какую-то часть его биографии, его характерную черту. Ваша задача состоит в том, чтобы соотнести название книги и человека, о котором в этой книге говорится.

Слайд 20

Задача 19. Прочитайте пословицы и поговорки. 1) Реакцией на какие события явилась эта пословица (поговорка)? Объясните ее смысл. 2) Когда произошли эти события (датировка с точностью до года, если не сказано иного)? 1. Лучше грозный царь, чем семибоярщина. 2. Отогрелся в Москве, да замерз на Березине (Датировка с точностью до месяца). 3. Крепкий орешек, сразу не раскусишь. 4. Была коптилка да свеча - теперь лампа Ильича. 5. Была бабе дорога от чугуна до корыта, а теперь женщинам и в космос дорога открыта. 1) Имеется в виду правление Семибоярщины 2 ) Имеется в виду Наполеон и, с одной стороны, пожар в Москве (сентябрь 1812 г.), с другой - сражение во время переправы французской армии через р. Березину в условиях сильнейших морозов (ноябрь 1812 г.). 3) Имеется в виду взятие русского города Орешка (Шлиссельбурга – «новое» название города может не быть указано) в период Северной войны. 1702 г. 4) Имеется в виду план ГОЭЛРО – план электрификации страны. 1920 г 5) Имеется в виду полет в космос Валентины Терешковой. 1963 г.

Слайд 21

Задача 20. Верно ли, что: 1. В домонгольской Руси из камня строились только храмы? 2. Московский белокаменный Кремль впервые выдержал осаду во время похода великого князя литовского Ольгерда на Москву? 3. Иван III первым из московских князей женился на иностранке? 4. При Петре I в России действовала система майората? 5. Со смертью Петра II пресеклась прямая мужская линия Романовых? 6. Петр III являлся внуком Петра I и внучатым племянником КарлаXII ? 7. К.В. Нессельроде был единственным министром иностранных дел в царствование Николая I? 8. В царствование Александра III были отменены выкупные платежи? 9. Болгария была единственной союзницей Германии, официально не воевавшей против нашей страны, ни в Первую, ни во Вторую мировые войны? 10. При Временном правительстве действовал совещательный орган – т.н. «Предпарламент»? 11. Н.И. Бухарин в разные периоды своей жизни был лидером оппозиции «левых коммунистов» и лидером т.н. «правого уклона»? 12. Мирный договор между нашей страной и Японией по итогам Второй мировой войны не подписан? 13. Встреча Н.С. Хрущева и Дж. Кеннеди была первой встречей лидеров СССР и США по завершении Второй мировой войны? 14. Конституция РФ 1993 г. была принята всенародным голосованием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по истории

В данном документе предлагаю вашему вниманию расписание дополнительных занятий для подготовки к 3 этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории ....

Подготовка к олимпиаде по истории

Презентация - помощник в подготовке к олимпиаде по истории...

подготовка к олимпиаде по истории

Материал для подготовки к олимпиаде по истории...

Программа для подготовки к олимпиаде по истории

Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных исто...

Подготовка к Олимпиаде по истории Санкт-Петербурга

Перечень тем и вопросов для подготовки учащихся...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ

Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний.  Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто...

задания для подготовки к олимпиадам по истории 8-11 классах

задания для подготовки к олимпиаде по истории 8-11 классах...