Зарождение демократии в Афинах
план-конспект урока по истории (5 класс)

В данной разработке содержится методическая помощь преподавателям, которая включает схемы и задания к уроку в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarozhdenie_demokratii_v_afinah.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

В переводе «демос» - это простой народ, а «кратос»- это власть. Если мы сложим два этих понятия, то мы получим «власть народа». 

 В чем же проявляется демократия?

(Выбор, власть, свобода)

Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции.

2.Актуализация знаний.

Для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. (Работа с wardwall)

Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

hello_html_5c844e1b.png

Вопросы к схеме

Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе (причины восстания):

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ?

Конечно же не могло. Все эти проблемы конечно же привели к выступлению демоса против знати.

Это выступление получило название смута.

Смута – это борьба между аристократией и демосом за получение последними политических прав.

А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов.

Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, несправедливое отношение к бедноте привело к восстанию демоса против знати. Смута продолжалась долго, ни одна из сторон не могла одержать верх. Наиболее благоразумные люди решили начать мирные переговоры. Роль посредника между знатью и демосом сумел выполнить Солон – поэт и воин, которого афиняне избрали главным архонтом.

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

(Чтение текста – стр. 143-144, пункт 1).

Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов.

Ребята, а кто являлся автором первых законов в Афинах?

Почему их называли «кровавыми законами»?

Почему, по словам греков, они были «писаны не чернилами, а кровью»? Какие законы можно назвать «драконовскими»?

Давайте посмотрим, что же важного было в законах Солона?

Заполнение таблицы.

Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Таблица «Законы Солона 594 г. до н.э.»

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Отпустить всех рабов- должников

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Обсуждение результатов работы каждой группы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями

«Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?
  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

И сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

- запрет брать людей в рабство,

-рабы- должники становились свободными,

- судьи выбирались из всех граждан Афин,

- богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

ВАЖНЫЙ ИТОГ В управлении государством после реформ Солона стали участвовать все граждане страны (независимо от знатности и богатства).


Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1.передел земли

2.долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

  1. Закрепление

Кто является основателем демократии в Древней Греции?

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

1)запрет брать людей в рабство,

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех граждан Афин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

 Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Зарождение демократии в Афинах

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...