Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по истории (9 класс)

Корнева Светлана Николаевна

Ф.И.О. Корнева Светлана Николаевна
Предмет: история России
Класс :9

УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.   

Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли  в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

Воспитательные: способствовать духовно – нравственному  развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма,   приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники   победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль народного ополчения в выполнении задач, которые необходимых для победы.

 Уметь   анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать  причинно- следственные связи.

       Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся

      стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,

       стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

 

Тип урока: урок получения новых знаний.

 

Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.

 

Межпредметные связи: география, экономика, литература.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран для просмотра презентации.
  • Компьютер.
  • Диск с материалами урока (презентация).
  • Индивидуальный раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. Корнева Светлана Николаевна
Предмет: история России
Класс :9

УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Цель урока: Сформировать у учащихся знание и понимания ими значимого события истории России - Отечественной войны 1812 года.

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся умения отбирать нужный материал, выделять главное, определять признаки, работать по плану.    

Развивающие: развивать критическое мышление, способность правильно формулировать свои мысли  в процессе обобщения изученного; уметь вести диалог, отстаивая свою точку зрения; воспринимать историческую эпоху, представленную докладчиками; сопереживать людям, прошедшим испытания судьбы, формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

Воспитательные: способствовать духовно – нравственному  развитию личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма,   приобщению к культурным ценностям, развитию коммуникативных способностей во время работы на уроке; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы

Планируемые результаты

Предметные:

Знать историю Отечественной войны, её причины и предпосылки, источники   победы в этой войне; историческую роль Александра I, Барклая де Толли и Кутузова, роль народного ополчения в выполнении задач, которые необходимы для победы.

 Уметь   анализировать текст; определять важность информации, раскрывающей особенность данного исторического события; устанавливать  причинно- следственные связи.

       Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся

      стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,

       стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Технология: проблемно - поисковое обучение, технология сотрудничества.

Межпредметные связи: география, экономика, литература.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран для просмотра презентации.
  • Компьютер.
  • Диск с материалами урока (презентация).
  • Индивидуальный раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Форма организации взаимодействия

Промежуточный контроль

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организа-ционный момент

 Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

 Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

Коммуникатив-ные:  умение слушать учителя.
Регулятивные: нацеливание на успешную работу.

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Подготовка к изучению нового материала.

Ребята, взгляните на карикатуру, как она связана с событиями

XIX века?

Что означает ошейник на шее медведя?

Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался?

Стал ли Тильзитский договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на поставленные вопросы.

Подписание Тильзитского мира, 1807 год

Что Россия оказалась в невыгодном, подчинённом положении, «на поводке» у Наполеона

Нет (Континентальная блокада экономически не выгодна), условия нарушались Россией.

                           

Не стал, отношения ухудшались, обе стороны готовились к новой войне. В 1812 году начался новый военный конфликт.

 Отвечают на поставленные вопросы, заполняют маршрутный лист, комментируют свои записи, и ответы других ребят, оценивает свою работу.

+ правильно ответил на поставленный вопрос.

 - неправильно ответил на поставленный вопрос.

 На доске представлена карикатура  

C:\Users\Сева\Desktop\Без имени.pnghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Peace_os_Tilsit_-_Charles_Williams.jpg/1600px-Peace_os_Tilsit_-_Charles_Williams.jpg

На слайде вопросы, на которые ученик должен ответить.

Индивидуальная

Самопроверка

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России

Коммуникатив-ные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание.

Познавательные:

сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование духовно  -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки.

 Постановка проблемы. Формулиров-ка темы и цели урока

Подводит к формулировке темы и цели урока.

Итак, отношения между Францией и Россией неуклонно ухудшались.   Не прошли незаметно и грандиозные военные приготовления Франции к войне. на востоке.

О чём сегодня нам предстоит поговорить?

Уважаемые ребята, прослушайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова:

Война 12-го года настала. Кто тут нам помог: остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?  и ответьте на вопросы:

- Какую проблему сегодня нам предстоит решить?

Для решения проблемы какие задачи необходимо поставить? Какие вопросы потребуется рассмотреть?

 

Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Ученики формулируют проблему:

В чём заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.?

Выяснить планы сторон, соотношение сил двух армий, оценить их боеспособность, определить преимущества и недостатки.

На презентации появляется тема урока: «Отечественная война 1812 года».

Фронтальная

Устные ответы

Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, проблему поставить цель.

Коммуникатив-ные: умение вести диалог.

Регулятивные:

планирование деятельности на уроке.

Познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели.

Мотивация учебной деятельности для решения поставленной проблемы.

Мы знаем, что в этот период армия Наполеона считалась самой сильной в Европе, она покорила значительные территории, превратив Францию в могущественную империю. Европейские державы были разобщены, а силы России были отвлечены на войну с Турцией. Тем не менее, России удалось нанести поражение Франции. Как удалось достичь победы?

- Чтобы в этом разобраться, мы проведем исследование: Какие события произошли в ходе войны 1812 года и что определило её исход.

Мы разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в рабочем листе.

-Для удобства работы, вы можете воспользоваться кроссенсом, который поможет вам провести свое исследование.

Ученики делятся на группы. Получают задания.

Ставят задачи:

1.Проанализиро-вать представленный исторический материал;

2.Найти ответы на вопросы задания в тексте учебника.

3. Оценить военное искусство русских полководцев

3.Сделать выводы о том, каковы источники и причины победы России в Отечественной войне

4.Какую роль в военных действиях сыграло партизанское движение

Обращаются к учебнику и к заданиям, которые есть у каждой группы

На слайде появляется кроссенс.

Группо-вая

Письмен-ные ответы

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать роль и значение деятельности Барклая де Толли, Кутузова, народного ополчения.

 Коммуникатив-ные: уметь слушать мнение других, излагать свое в диалоге, аргументировать ,подтверждая текстом.

Регулятивные:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением: вычитывать фактуальную информацию в тексте, представлять информацию в разных формах.

Личностные: воспитывать патриотическое отношение, осознавать целостность мира и многообразия взглядов, формировать духовно-нравственное отношение к людям.

Самостоя-тельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

Каждой группе даются карточки с заданиями, для выполнения можно использовать учебник, интернет- ресурсы, результатом работы станет составление тематического сообщения для класса.

Учитель смотрит, как проходит работа в группах, отвечает на отдельные вопросы ребят, если они появляются

Ученики обсуждают в группах поставленные задания, находят в тексте учебника и в интернете ответы.

Вписывают в маршрутном листе

Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

 

На слайде кроссенс

1

  Задание для группы №1. Оцените  внешнеполитичес-кие успехи России накануне вторжения армии Наполеона. Каковы были цели Франции в войне с Россией (дополнительный материал)

Задание для группы №2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон накануне войны. Сравните численность армий Наполеона и русской (пункт 2)

Задание для группы №3. Какие событие на начальном этапе войны позволили усомниться в непобедимости французов. Оцените Смоленское сражение (пункт 3)

Задание для группы №4.  Почему в ходе войны было принято решение о смене командующего русской армией. Как это событие отразилось на моральном состоянии русских войск и общества в целом? (пункт 4.)

Задание для группы №5. Опишите ход, основное значение и итоги Бородинской битвы. Дайте военно-политическую оценку этого сражения.

Задание для группы №6.

Кто такие партизаны? Каков их вклад в достижение победы? Назовите прославленные имена партизанского движения. Вспомните из истории, когда народное ополчение уже играло ведущую роль в исходе военного конфликта в России?

Группо-вая

Письмен-ные ответы

 Уметь охарактеризовать событие, правильно подбирать признаки, характеризующие данное мероприятие,  видеть историческую

значимость данного мероприятия, видеть историческую роль  русского народа, владеть  историческими терминами.

 Коммуникатив-ные: организовывать работу в группе, вырабатывать с ней решения, излагать свое мнение в диалоге, понимать позицию как  участников, так и автора, преодолевать конфликты, различать в речи другого мнения.

Познавательные:

находить информацию, владеть смысловым чтением, определять понятия, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные:

 определять проблему, выдвигать версии, работать по плану, сверяясь с целью.

Личностные:

аргументированно оценивать поступки исторического лица, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, учиться осмысливать чужие поступки, патриотически относиться к истории своей страны.

Физкультминутка

Итак, время работы групп подошло к концу, чтобы дать небольшую передышку перед презентацией результатов работы, проведём физкультминутку.

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

Слайд с упражнениями для глаз.

Группо-вая

.

Устные ответы, движения учащихся

Коммуникатив-ные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства.

Познавательные:

логически мыслить, находить пути решения.

Личностные: стремление к здоровому образу жизни.

Защита проектов.

Организует работу по подведению итогов работы в группах, отмечает наиболее активных учащихся. Заслушивает выводы по итогам работы групп

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают выводы значимости грамотного стратегического планирования русского верховного командования, указывают роль  Барклая де Толли и Кутузова, самоотвержен-ности простых солдат и офицеров, оценивают вклад партизанского движения. Делают вывод, что победа в Отечественной войне – это результат усилий всего русского народа, его героизм.

Остальные группы вписывают информацию в рабочие тетради, создают кластер.

 Работа с  маршрутным листом и с текстом учебника

Группо-вая  и индивидуальная

Определение группы, которая

наиболее полно справилась с заданием

 Умение применять теоретические знания на практике.

 Коммуникатив-ные: умение комментировать свои записи, использовать речевые средства в зависимости от поставленной задачи.

Познавательные:

устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

Регулятивные:

осуществлять контроль; редактирование, оценивание качества и уровня усвоения поставленной цели.

Личностные:

стремление к трудолюбию, взаимопомощи.

Закрепление     нового материала

Почему мы сегодня начали урок с английской карикатуры?  Какие внешнеполитические цели стояли перед Россией после Тильзитского мира? Удалось ли их достичь? Какие задачи в ходе войны стояли перед русской армией, удалось ли их решить?

Вспомним, какую проблему мы определили в качестве ключевой на этом уроке? Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?

 Ученики   отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

Обращаемся к слайду с кроссенсом

1

Фронта-льная

 

Устные ответы

Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, события

Познавательные:

вычитывать подтекстовую и концептуальную информацию.  

Коммуникати-вные:

умение вести диалог с учителем.

Личностные:

стремление к соблюдению норм литературного языка, формирование уважительного отношения  к религиозной символике.

Подведение итогов

Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.

Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке.

Фронта-льная

Устные ответы

Коммуникатив-ные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Рефлексия

Вак вы думаете, какими черты русского характера проявились в этой войне?

 Подумайте, какие личные качества Александра I проявились в этот период.  Придумайте синквейн про Бородинское сражение

- Оцените работу каждого в группе.

Ученики составляют синквейн про Бородино

Обсуждение и заполнение листов самооценки.

  Представляются синквейны

Листы самооценки.

Индиви-дуальная

Устные ответы

Листы обратной связи

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные:

аргументированная оценка своей деятельности.

Домашнее задание

Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.

Слушают объяснение учителя.

Базовый уровень.

1.Базовый уровень.

Прочитать параграф 4.   Ответить на вопросы.

2 Повышенный уровень.

Подготовить сообщения о героях Отечественной войны 1812 года.

Раздаточный материал.

11. Наполеон с 300тысячной армией, перейдя через Неман, вторгся в пределы Российской империи. 2. Александр I получил известие об этом, когда находился на балу. Бал отменен не был. 3. Главнокомандующим русской армией в начале войны был назначен М.Б. Барклай – де – Толли, который намеренно отводил русскую армию «назад», чтобы соединиться с армией Багратиона. 4. Первый крупный отпор соединенными армиями был дан французам в Смоленске 4-5 августа, 5. самым крупным сражением Отечественной войны было Бородино, 6. Главнокомандующим русской армии назначен Кутузов, на Совете в Филях, было решено оставить Москву и сжечь.7. благодаря такому решению, тактике французов удалось «изгнать» из пределов России, 8. изгнание по Старой Смоленской дороге 9. Изгнать французов, дать им отпор удалось благодаря мужеству и стойкости русских солдат, офицеров, партизан и всего русского народа.

Маршрутный лист

Задания маршрутного листа

Вопрос

Ответ ученика

Самооценка + +/ - +/ -

1

Каким событиям посвящена карикатура?

2

Что означает ошейник на шее медведя?

3

Был ли договор выгоден для России? Как соблюдался?

4

Стал ли договор прочной основой для дружеских взаимоотношений между Россией и Францией? Аргументируйте свою точку зрения

5

Условные обозначения.

Оцениваю сам себя

++ у меня всё получилось

 -+ были затруднения, но я справился

 - у меня не получилось

Лист самооценки

Ф. И. ________________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ____________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру

2 шаг

Постановка проблемы. Формулировка темы и цели урока

быстро справился с поставленными задачами

попробовал выполнить задание, но допустил ошибки попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не смог выполнить задание

3-4 шаг

Самостоятельное усвоение новых знаний

и создание проекта.

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

5 шаг

Защита проектов

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе быстро

6 шаг

Самостоятельная работа заполнение маршрутных листов, создание кластера.

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог выполнить задание, так как не успел

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Данные материалы позволяют провести урок по теме "Отечественная война 1812 года" и на следующем уроке закрепить изученное, а так же проверить домашнее задание, используя интерактивную форму электронно...

Презентация к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку по истории в 8 классе. Тема урока "Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка к уроку по истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Урок по истории "Отечественная война 1812 года" разработан с использованием ИТ обучения....

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"

урок по Истории России 8 класс "Отечественная война 1812 г"...