Узелки памяти
методическая разработка по истории

Методические рекомендации в помощь ученикам для лучшего запоминания информации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzelki_na_pamyat.docx216.69 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитай и запомни.

  1. Запомни, что слово может обладать как созидательной, так и разрушительной силой, так как воздействует не только на разум собеседника, но и на сердце.
  2. Помни, что каждый человек слышит только то, что хорошо понимает, поэтому говори на понятном для собеседника языке.
  3. Говори только то, что хорошо знаешь и понимаешь.
  4. Думай, что говоришь.
  5. Не говори того, чего не думаешь.
  6. Не всё, что думаешь, говори. Каждому слову свое время.
  7. Думай, что говоришь, где говоришь, кому говоришь, и какие будут из этого последствия.
  8. Умей молчать, когда, нечего сказать.
  9. Знай, что по языку узнается народ, а по речи – человек.

Моим ученикам

  1. О науке истории
  • Историю нельзя изменить, вопросы типа «Что было бы, если…» бессмысленны.
  • Историю изучают, чтобы делать выводы на будущее.
  • Чтобы делать выводы, необходимо сопоставлять однотипные исторические события, анализировать их сходства и различия, их причины и последствия.
  • События в истории часто повторяются.
  • В истории нет ничего «без причины», «из ниоткуда», «просто так», «с бухты-барахты» и т.д.
  • Люди создают историю, а не история людей.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif Об исторических персонажах
  • Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было.
  • Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА.
  • Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше».
  • Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей.
  • Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».
  • У всех исторических персонажей обычно есть имена. Это значит, что их надо знать.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif О датах
  • Основные даты необходимо знать, просто чтобы не падать лицом в грязь.
  • Все даты связаны с событиями и историческими персонажами, а не существуют сами по себе.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif Об исторических материалах
  • К любому материалу, где об историческом персонаже говорится или только очень хорошо, или только очень плохо, следует относиться с сомнением и опаской.
  • Надо уметь пользоваться дополнительными источниками, т.к. на уроках есть время изучить лишь самое главное, а интересующие подробности можно найти в дополнительной литературе.
  • Даты и имена не всегда точно известны, поэтому в разных источниках бывают разными. Этому не нужно удивляться. Это нужно проверять и сопоставлять.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif Об исторических терминах
  • Исторические термины (словарные слова) знать необходимо, чтобы долго и запутано не объяснять то, что можно сказать одним словом.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif Об исторических картах
  • Изучая историю, необходимо ориентироваться в географии, чтобы египтяне не переправлялись через Темзу, а исследователи Сибири не блуждали по Греции в поисках реки Амур.
  • Исторические карты существуют для того, чтобы мы могли ярче представить то, что увидеть не можем. Они графически восстанавливают картины прошлого.
  1. http://spb160.narod.ru/5B1.gif И последнее...
  2. Лишь на первый взгляд история – наука простая и понятная.

Выделяем главное в тексте.

Помни, что главное – это мысль, которая выражает содержание текста.

1.Внимательно прочитайте весь текст.

2.Разделите текст на логические части.

3.Выделите в каждой части главную мысль, предложение.

4.Опираясь на свои записи, сформулируйте главную мысль своего текста.

Сравниваем.

Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.

1). Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:

— выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;

— установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.

2). Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.

3). Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.

Работаем с терминами.

1). Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в  учебнике (по заданию учителя).

2). Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.

3). Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.

4). Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.

Запоминаем даты.

Попытайтесь запомнить следующие даты в течение 1 минуты, а затем повторите их спустя 2 минуты:
1825 Восстание декабристов
1770 Год рождения Бетховена
1215 Подписание Великой хартии вольностей
1917 Великая Октябрьская революция
1799 Героический переход Суворова через Альпы
1815 Битва при Ватерлоо
1608 Изобретение телескопа
1905 Открытие Эйнштейном теории относительности
1789 Французская революция
1776 Подписание американской Декларации независимости

На самом деле…
Метод запоминания исторических дат не так уж сложен. Согласно основной концепции, каждой цифре от 0 до 9 соответствует определенная согласная буква. Например:

0 - н (ноль)
1 - к (у буквы "к" одна вертикальная палочка)
2 - л, р (у буквы "л" две вертикальные палочки, а у "р" - два пересечения)
3 - т (три)
4 - ч (четыре)
5 - п (пять)
6 - ш (шесть)
7 - с (семь)
8 - в (восемь)
9 - д (девять)


Теперь вы знаете как быстро запомнить даты. Достаточно составить слова или цепочки слов из согласных букв, соответствующих цифр запоминаемой исторической даты. Нет нужды запоминать ее первую цифру, определяющую тысячелетие (1), - обычно оно известно. Теперь попробуем применить этот метод к нашему списку:

1. В 1825 году в России произошло восстание декабристов. Эти люди были воистину борцами, сражались мужественно и самоотверженно погибли в борьбе с произволом и мракобесием. Поэтому число 825 можно представить фразой: "Все революционеры погибли".

2. Бетховен известен как выдающийся композитор. В последние годы своей жизни, будучи почти глухим, Бетховен, создавая свои великие произведения, пользовался только пером и нотной бумагой. Поэтому фраза: "Сколько сказочных нот!", соответствующая числу 770, запоминается очень легко.

3. Подписание великой хартии вольностей в 1215 году, открыло новую эру в развитии идей гуманизма и политических свобод. Поэтому число 215 можно представить фразой: "Либерализм, конечно, победит!"

Попробуйте применить данный метод к остальным историческим датам:

1799 Героический переход Суворова через Альпы.
1815 Битва при Ватерлоо.
1608 Изобретение телескопа.
1905 Открытие Эйнштейном теории относительности.
1789 Французская революция.
1776 Подписание американской Декларации независимости.

Источники: http://www.yugzone.ru/Supermem/history.htm

http://www.klex.ru/18m

http://blogyshka.blogspot.com/2007/09/blog-post.html

Работаем с таблицами.

1. Прочти текст.

2. Определи признаки по которым можно систематизировать материал (по цвету, запаху, географическому положению, характеру и т.д.).

3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

4. Впиши название признаков в графу.

5. Запиши в соответствующие графы материал из текста в сокращенном виде.

6. Сделай вывод.

Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Составляем синхроническую таблицу.

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Работаем над планом.

Как составлять простой план

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите план.

Запомните требования к плану:

а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Как составлять сложный план

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Составляем кластер.

1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.

2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.

3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.

4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

 

Составляем синквейн.

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Работаем с учебником истории.

1.      Прочитай название параграфа.   Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.

2.      Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.

3.      Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси на звание пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты.

При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.

Обрати внимание на то, какие события происходили в это время за рубежами России. Используй для этого синхронистическую таблицу.

4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.

5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.

Работаем с контурной картой.

1. Прочитай название карты.

2. Найдите объект в атласе, используя ориентиры, нанесите на контурные карты.

3. Всё, что показано на контурных картах, обозначьте и создайте свою легенду карты.

4. Контурные карты поместите в атлас и сдай учителю на проверку.

Прочитай и знай.

1.            В ходе работы с каждой контурной картой необходимо составить ее «легенду» (на специально отведенном на карте месте):

- обозначить условные знаки, которые вы применяли при ответе на вопросы, данные к карте;

- подписать, что обозначает каждый из условных знаков.

2.            Пишите разборчиво, небольшими по размеру буквами, чтобы они не занимали много места на карте. Кроме того, название реки не должно закрывать собой ее течение или пересекать его. Названия городов следует располагать поблизости от условного знака, который обозначает город – кружка.

3.            Используемые вами условные знаки также должны быть не очень большими и располагаться в пределах той или иной страны, вблизи географических объектов (городов, рек, морей и т.д.), с которыми они связаны.

4.            Закрашивайте, указанную в задании территорию, аккуратно цветными карандашами, а не красками или фломастерами. Закраска не должны быть слишком яркой, иначе не будут видны названия городов, рек, торговых путей и т.д. Следите чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок территории.

5.            На каждой карте (даже если нет таких заданий) обязательно подписывайте основные географические объекты: названия океанов, морей, рек, полуостровов и островов и т.д., контуры которых даны на карте. Они не только помогут вам более наглядно представить тот или иной район земного шара, ту или иную страну, но и дадут ориентиры для выполнения конкретных заданий.

Помни при работе с исторической картой.

1.     Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.

2.     Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями  и расскажи , о чем «говорит» карта.

3.     Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.

Прочитай и запомни.

  1. Запомни, что слово может обладать как созидательной, так и разрушительной силой, так как воздействует не только на разум собеседника, но и на сердце.
  2. Помни, что каждый человек слышит только то, что хорошо понимает, поэтому говори на понятном для собеседника языке.
  3. Говори только то, что хорошо знаешь и понимаешь.
  4. Думай, что говоришь.
  5. Не говори того, чего не думаешь.
  6. Не всё, что думаешь, говори. Каждому слову свое время.
  7. Думай, что говоришь, где говоришь, кому говоришь, и какие будут из этого последствия.
  8. Умей молчать, когда, нечего сказать.
  9. Знай, что по языку узнается народ, а по речи – человек.

C:\Users\li\Downloads\рамка.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Узелки на память родителям

Что надо знать родителям, чтобы ребёнок вырос ЧЕЛОВЕКОМ....

"Узелки на память"

Данная презентация поможет разобраться, что такое аннотация, отзыв, рецензия,а доступный алгоритм научит их создавать....

"Узелки на память". Как помочь ребенку учиться?

Зачастую обучение детей идет очень трудно. Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания?...

Разноуровневое обучение в мастерской художественных ремесел "Послушные узелки"

Из опыта работы Береза Татьяны Геннадьевны, педагога дополнительного образования....

Авторская педагогическая разработка учебной программы "Послушные узелки"

В ходе обучения по программе дети осваивают приемы бисероплетения...

Программа кружка «Узелки»

Пояснительная записка          Шитья ценится сегодня как никогда. Идеи и способы изготовления вещей для себя, своего дома. Шитье является неиссякаемым источником удовольствия....