Образовательный проект "История одной картины"
проект по истории (8 класс)

Усова Ольга Игоревна

Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним             из действенных методов реализации творческой деятельности во время обучения, является интеграция предметов. Данные занятия требуют синтеза знаний из разных областей и могут заинтересовать ученика, способствуют поиску и нахождению новых фактов и данных. Видя, что вопрос  не ограничивается рамками одной дисциплины, ученики проявляют большую инициативу, стараются выносить свои личные суждения, доносить свое видение проблемы, сравнивать и обсуждать свои выводы с мнением группы, что способствует самореализации и повышению самооценки учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_istoriya_odnoy_kartiny.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«История одной картины»

Учитель истории и обществознания

Усова Ольга Игоревна

Информационная карта проекта

Полное название проекта

«История одной картины»

Основная идея

Создание условий для развития личности ребенка, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, а также организация этого процесса; формирование метапредметных умений; повышение качества знаний; развитие творческого потенциала учащихся.

Цель проекта

Повышение общего уровня знаний, формирование личности с активной гражданской позицией, с присущими ей ценностями, мотивами поведения.

Участники проекта

Обучающиеся, учителя, родители.

Кадровый ресурс проекта

Основными исполнителями проекта являются учитель-организатор, а также инициативная группа волонтеров, учащихся данного центра образования.

География реализации

Центр образования.

Социальный эффект

  • Популяризация    волонтерской деятельности среди обучающихся;
  • Вовлечение подростков в конкретные социально-ориентированные виды деятельности.

Человек живет в многогранном мире, и в зависимости от выбранного пути и общего уровня культуры определяются его жизненные приоритеты. Важной задачей современного образования является формирование новой личности с активной гражданской позицией. Однако, задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству, к культуре. Таким образом, учебный процесс направлен на развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, креативной и критически мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, мотивированной на дальнейшее образование и самообразование.

Актуальность проекта связана с переходом к новому ФГОС, в связи с чем изменяются не только подходы к организации учебного процесса, но и роль учителя: от «человека дающего знания» к «человеку, помогающему получать знания». Таким образом, ученик должен стать непосредственным участником образовательного процесса. В этом случае, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является создание творческой атмосферы, благоприятной для возникновения и развития творческой деятельности обучающихся.

Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним                            из действенных методов реализации творческой деятельности во время обучения, является интеграция предметов. Данные занятия требуют синтеза знаний из разных областей и могут заинтересовать ученика, способствуют поиску и нахождению новых фактов и данных. Видя, что вопрос                               не ограничивается рамками одной дисциплины, ученики проявляют большую инициативу, стараются выносить свои личные суждения, доносить свое видение проблемы, сравнивать и обсуждать свои выводы с мнением группы, что способствует самореализации и повышению самооценки учащегося.

Основная идея проекта - создание условий для развития личности ребенка, развития способностей к самостоятельному усвоению новых знаний                                и умений, а также организация этого процесса; формирование метапредметных умений; повышение качества знаний; развитие творческого потенциала учащихся.

Цель – повышение общего уровня знаний, формирование личности                               с активной гражданской позицией, с присущими ей ценностями, мотивами поведения. Данная цель охватывает весь процесс обучения, интегрирует учебные занятия и внеурочную деятельность обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Цель определяет основные задачи проекта:

  1. Интеграция предметов гуманитарного цикла, в данном случае истории и изобразительного искусства;
  2. Формирование чувства национальной идентичности через художественный образ;
  3. Создание целостности картины эпохи через использование наглядности;
  4. Развитие интереса к познавательной деятельности на основе создания эмпирических ощущений;
  5. Способствовать развитию гражданской позиции, через практическую деятельность;
  6. Привлечение волонтеров, для организации и проведения занятий;
  7. Формирование целостной картины мира у детей, понимание связей между явлениями в искусстве, обществе и мире в целом;
  8. Вовлечение родителей в процесс обучения.

Ресурсы программы

Материально-техническая база:

Предполагает использование материально-технической базы центра образования, на базе которого реализуется проект.

Кадровая база:

Основными исполнителями проекта являются учитель организатор, а также инициативная группа волонтеров, учащихся данного центра образования.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование активной гражданской позиции.
  2. Приобретение обучающимися опыта социально значимой, ободряемой волонтёрской деятельности.
  3. Осознание обучающимися необходимости развития своих способностей.
  4. Укрепление партнерских взаимоотношений с родителями и учителями.
  5. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
  6. Повышение уровня организаторских способностей, навыков самоорганизации и самоанализа обучающихся.

Социальный эффект

  1. Популяризация    волонтерской деятельности среди обучающихся.
  2. Вовлечение подростков в конкретные социально-ориентированные виды деятельности.

Содержание проекта.

Данный проект основывается на интеграции таких предметов как история и изобразительное искусство. Искусство формирует художественную культуру личности, увеличивая значение эстетического фактора, учит                             не только мотивированной оценке, но и как бы приобщает к «законам красоты», «на основании усвоенных через искусство образцов прекрасного                         и безобразного к ребенку приходит их понимание в отношениях между людьми, в отношениях к труду, природе и к обществу» (Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества). Нельзя забывать, что предметы искусства являются важным историческим источником, способным рассказать не только о событиях, о жизни и быте людей различных периодов, но и передать мировоззрение человека определенной исторической эпохи.

Как видно из названия, инициативная группа старшеклассников, опираясь на помощь учителя, подготавливает рассказ об одном из произведений искусства. Основной задачей является показ не только сюжета картины (что изображено), ее основную идею (что художник хотел сказать) и содержание (как он это сделал – композиция, колорит и т.д.), но и рассказ фактов                          из жизни автора, а также проведение анализа картины, ее связи с конкретной исторической эпохой. В конце занятия проводится дискуссия, в результате которой группе нужно определить характерные черты исторической эпохи, которые удалось установить, опираясь на представленное произведение искусства и услышанный рассказ.

При выборе картины учитывается ряд критериев: результат соц.опроса, возрастная категория, дата значимого события и т.д. Данная работа может быть представлена на кружковых занятиях, классных часах, родительских собраниях и т.п.

Этапы реализации проекта.

«История одной картины» -  это проект, включающий в себя несколько этапов.

Этап

1 этап.

Подготовительный

Создание инициативной группы волонтеров.

Привлечение заинтересованных школьников для реализации проекта.

Мозговой штурм.

  • Проведение соц. Опроса среди школьников разного возраста.
  • Определение наиболее интересных тем.
  • Подготовка примерной программы.
  • Подготовка примерного плана проведения занятий.

Создание необходимых условий, для реализации проекта.

  • Привлечение школьного музея (как базы)
  • Привлечение родителей.

2 этап.

Основной

Реализация программы в ходе экспериментальной деятельности.

  • Проведение внеклассных занятий.
  • Проведение занятий на базе музея.
  • Конкурс рисунков, для младших школьников.
  • Промежуточный контроль за реализацией проекта.

3 этап.

Заключительный

Анализ реализации целей и задач проекта, оценка его результативности.

  • Проведение круглого для старших школьников.
  • Игра квест для младших школьников.
  • Проведение анкетирования.
  • Обработка данных
  • Корректировка проект на основе полученных результатов
  • Обобщение и описание хода проекта, и полученных результатов.

В процессе реализации проекта должны сложиться благоприятные условия для формирования активной гражданской позиции ребенка. Предполагает, что успешная реализация проекта подготовит и привлечёт к участию                                  не только отдельных детей, а большую часть обучающихся.

Реализация проекта допускает его дальнейшее развитие: продолжение работать в данной сфере, налаживание сотрудничества с другими центрами образования, и центрами дополнительного образования. Налаживание сотрудничества с музеями города.

Усова Ольга Игоревна                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

УРОК МУЖЕСТВА К 70-ЛЕТИЮ КУРСКОЙ БИТВЫ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ «Танковое поле» П.Кривоногова.

Цель: воспитание гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны,          Сопровождается презентацией....

Развитие вариативности образовательных программ одно из важных условий удовлетворения образовательных потребностей обучающихся

Вариативность образования, в конечном счете, ориентирована на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования, дифференциации и на удовлетворение образовательных и познавательны...

История одной картины В.И. Суриков Утро стрелецкой казни

Суриков: ...однажды иду я по Красной площади, кругом ни души...И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне ...

Методическая разработка "Выставка одной картины"

Данная методическая разработка является  разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт  и большие возможности для педагога по оценке психоэмоционального состояния обучающихся. Мо...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Выставка одной картины»

Методическая разработка является  разработкой конкретного внеклассного мероприятия, но даёт  и большие возможности для педагога по оценке психоэмоционального состояния обучающихся. Поэтому м...

Анализ одной картины...

Умение выбирать и аналировать, приводя аргументы, не каждому легко. Учиться и этому надо. Вспомните, сколько мы в музее пройдём мимо картин, пока около одной не остановимся с желанием понять, расшифро...