Гагаринские чтения
презентация к уроку по истории (11 класс)

Гагаринские чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Антонова30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений

ЖИЗНЬ И РАЗУМ КОСМОСА

Разработала:

Студентка

группы 11зо

СКСМГС

Антонова А.А.

Руководитель проекта:

Преподаватель СКСМГС

Ирина Ивановна

г. Саратов

2022г


Содержание

     Введение

  1. Возникновение разума
  2. Появление жизни на Земле
  3. Поиски жизни в солнечной системе

Заключение

Список литературы


Введение.

Нет ничего более волнующего, чем поиски жизни и разума во Вселенной. Уникальность земной биосферы и человеческого интеллекта бросает вызов нашей веры в единство природы. Человек не успокоится, пока не разгадает загадку своего происхождения. На этом пути необходимо пройти три важные ступени: узнать тайну рождения Вселенной, решить проблему происхождения жизни и понять природу разума.

Но каковы реальные перспективы такой встречи? Где в космосе можно найти подходящие для жизни места? Может ли жизнь зародиться в межзвёздном пространстве, или для этого необходима поверхность планет? Как связаться с другими разумными существами? Вопросов много.

В своем реферате я ставлю перед собой цель узнать, что во Вселенной мы не одиноки. Мне хочется узнать о далеких космических мирах, о Вселенной. На мой взгляд, самое главное в астрономии узнать, как устроен мир, есть ли жизнь на других планетах, одиноки ли мы в безбрежной Вселенной или где-то существует жизнь, как и наша?


1.Возникновение разума

Жизнь на какой-нибудь планете должна проделать огромную эволюцию, прежде чем стать разумной. Движущая сила этой эволюции - способность организмов к мутациям и естественный отбор. В процессе такой эволюции организмы все более и более усложняются, а их части - специализируются. Усложнение идет как в качественном, так и в количественном направлении. Например, у червя имеется всего около 1000 нервных клеток, а у человека около десяти миллиардов. Развитие нервной системы существенно увеличивает способности организмов к адаптации, их пластичность. Эти свойства высокоразвитых организмов являются необходимыми, но, конечно, недостаточными для возникновения разума. Последний можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального поведения. Возникновение разума должно быть теснейшим образом связано с коренным улучшением и усовершенствованием способов обмена информацией между отдельными особями. Поэтому для истории возникновения разумной жизни на Земле возникновение языка имело решающее значение. Можем ли мы, однако, такой процесс считать универсальным для эволюции жизни во всех уголках Вселенной? Скорее всего - нет! Ведь в принципе при совершенно других условиях средством обмена информацией между особями могли бы стать не продольные колебания атмосферы (или гидросферы), в которой живут эти особи, а нечто совершенно другое. Почему бы не представить себе способ обмена информацией, основанный не на акустических эффектах, а, скажем на оптических или магнитных? И вообще - так ли уж обязательно, чтобы жизнь на какой-нибудь планете в процессе ее эволюции стала разумной?

Между тем эта тема с незапамятных времен волновала человечество. Говоря о жизни во Вселенной, всегда, прежде всего, имели в виду разумную жизнь. Одиноки ли мы в безграничных просторах космоса? Философы и ученые с античных времен всегда были убеждены, что имеется множество миров, где существует разумная жизнь. Никаких научно обоснованных аргументов в пользу этого утверждения не приводилось. Рассуждения, по существу, велись по следующей схеме: если на Земле - одной из планет Солнечной системы есть жизнь, то почему ей не быть на других планетах? Этот метод рассуждения, если его логически развивать, не так уж плох.


2.Появление жизни на земле

Одной из общепринятых версий возникновения жизни на Земле является теория Большого взрыва. Согласно ей, около 15 млрд лет назад Вселенная представляла собой небольшой горячий объект. Затем произошел Большой взрыв, и этот объект стал расширяться и существенно увеличиваться в размерах. Так произошло рождение Вселенной. Образовались галактики, звезды, в том числе и Солнце. Вокруг него начали вращаться 8 планет, одна из которых — наша Земля.

Около 4,6 млрд лет назад Земля выглядела совсем по-другому. Вместо привычных зеленого, голубого и белого цветов наша планета была красно-оранжевой. Ее поверхность покрывал океан кипящей лавы. Вместо кислорода, которым мы дышим сегодня, воздух был насыщен смертельно ядовитыми газами.

На протяжении первых 500 млн лет своего существования Земля представляла собой огромный безжизненный шар огненной лавы. Затем в течение еще 300 млн лет планета была слишком горячей для появления воды. Потом она стала постепенно остывать. Повсюду начали идти дожди, причем настолько сильные, что образовались реки, озера, моря и океаны.

Но все водное и наземное пространство по-прежнему оставалось безжизненным: в воде не плавала рыба, по небу не летали птицы, не было ни людей, ни животных. Только песок и камень.

По мнению биологов, жизнь на Земле образовалась в результате эволюции. Несмотря на видимую безжизненность древнего океана, он содержал химические соединения, которые были готовы преобразоваться в живые организмы. Ученые назвали эти строительные вещества первичным бульоном, т.е. возможным источником возникновения жизни на Земле. В состав этого бульона входили аминокислоты, белки, жиры, углеводы и другие основные компоненты клеток живого существа.

Официальная "дата" зарождения жизни на Земле - 3,5 млрд. лет назад. Именно в это время возникли первые живые существа, населившие новую планету - сине-зеленые водоросли (простейшие цианобактерии). Они зародились совершенно уникальным образом в только что возникших океанах Земли и стали первыми "производителями" одного из главных элементов атмосферы нашей планеты - кислорода.

3.Поиски жизни в солнечной системе

К сожалению, нам знакома только одна форма жизни — белковая — и только одно место во Вселенной, где эта жизнь существует, — планета Земля. Так как уникальные явления с трудом поддаются научному исследованию, поэтому так важно обнаружить другие населённые планеты.

Луна

Луна — единственное небесное тело, где смогли побывать земляне, и грунт которого подробно исследован в лаборатории. Никаких следов органической жизни на Луне не найдено.

Дело в том, что Луна не имеет, и никогда не имела атмосферы: её слабое поле тяготения не может удерживать газ вблизи поверхности. По этой же причине на Луне нет океанов — они бы испарились. Не прикрытая атмосферой поверхность Луны днём нагревается до 130 °С, а ночью остывает до –170 °С. К тому же на лунную поверхность беспрепятственно проникают губительные для жизни ультрафиолетовые и рентгеновские лучи Солнца, от которых Землю защищает атмосфера. В общем, на поверхности Луны для жизни условий нет. Правда, под верхним слоем грунта, уже на глубине 1 м, колебания температуры почти не ощущаются: там постоянно около –40 °С. Но всё равно в таких условиях жизнь, вероятно, не может зародиться.

Меркурий

На ближайшей к Солнцу маленькой планете Меркурий ещё не побывали ни космонавты, ни автоматические станции. Но люди кое-что знают о ней благодаря исследованиям с Земли и с пролетавшего вблизи американского аппарата «Маринер-10» (1974 и 1975 гг. ). Он сообщил, что условия там ещё хуже, чем на Луне. Атмосферы нет, а температура поверхности меняется от -170 до +4500С. Под грунтом температура в среднем составляет около 80 0С, причём с глубиной она, естественно, возрастает.

Венера

Венеру в недавнем прошлом астрономы считали почти точной копией молодой Земли. Строились догадки, что скрывается под её облачным слоем: тёплые океаны, папоротники, динозавры? Увы, из-за близости к Солнцу Венера совсем не похожа на Землю: давление атмосферы у поверхности этой планеты в 90 раз больше земного, а температура и днём, и ночью около 460 °С.

Хотя на Венеру опустилось несколько автоматических зондов, поиском жизни они не занимались. Над поверхностью Венеры на высоте 55 км давление и температура такие же, как на Земле. Но атмосфера состоит из углекислого газа, к тому же в ней плавают облака из серной кислоты.

Марс

Марс не без оснований считался пригодной для жизни планетой. Хотя климат там очень суровый (летним днём температура составляет около 0 °С, ночью –80 °С, а зимой доходит до –120 °С) , но всё же это не безнадёжно плохо для жизни: существует же она в Антарктиде и на вершинах Гималаев.

Однако на Марсе есть ещё одна проблема — крайне разряжённая атмосфера, в 100 раз менее плотная, чем на Земле. Она не спасает поверхность Марса от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца и не позволяет воде находиться в жидком состоянии. На Марсе вода может существовать только в виде пара и льда. И она действительно там есть, во всяком случае в полярных шапках планеты. Поэтому с большим нетерпением все ждали результатов поисков марсианской жизни, предпринятых сразу же после первой удачной посадки на Марс в 1976 г. автоматических станций “Викинг–1 и –2”.

Планеты гиганты

Климат Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна совершенно не соответствует нашим представлениям о комфорте: очень холодно, ужасный газовый состав (метан, аммиак, водород и т.д.), практически нет твёрдой поверхности — лишь плотная атмосфера и океан жидких газов. Всё это очень не похоже на Землю. Однако в эпоху зарождения жизни и Земля была совсем не такой, как сейчас. Её атмосфера скорее напоминала венерианскую и юпитерианскую, разве что была теплее. Поэтому в ближайшее время непременно будет осуществлён поиск органических соединений в атмосфере планет-гигантов.

Первая попытка обнаружить разумные сигналы была предпринята американскими учеными в 1961г.

На волне 1420МГц прослушивались две близкие звезды tayКита и эпсилон Эридана. В результате этого эксперимента ответных разумных сигналов обнаружить не удалось.

В 1974г после модернизации был открыт гигантский радиотелескоп Аресибо. Мощный радиосигнал, несущий закодированное послание Земли, был отправлен в космос в направлении шарового скопления в созвездии Геркулеса, находящегося от нас на расстоянии 24000 св. лет. Для получения ответа в лучшем случае 48000 лет. Поиск внеземной жизни едва только начинается. Можно искать сигналы всех известных звезд, подобных нашему Солнцу, находящихся в пределах 100 св. лет от Земли. Частоты такого контакта лежат в интервале 1400-1730МГц.

Наилучшим способом обнаружение других цивилизаций могли бы стать межзвездные путешествия землян. Но сегодня такие путешествия невозможны. Ни один космический корабль не может двигаться со скоростью света. Полет ближайшей соседки – альфа-центавра со скоростью современного космического корабля занял бы тысячи лет. Если бы даже удалось создать космический корабль, движущийся со скоростью, близкой к скорости света, то для осуществления полета к ближайшей звезде потребовалось в 100 раз большая энергия, чем сегодня потребляют жители Земли за год.

В 1987 году впервые покинул Солнечную систему космический аппарат «пионер-10». Этот космический аппарат и позднее «пионер-11» унесли на борту пластинки с символическими посланиями всем разумным существам, в которых объясняются когда где и кем были запущены эти космические аппараты. Установление контакта с разумными цивилизациями, конечно будет величайшим событием в истории нашей земной цивилизации.


Заключение

В своём заключении, я хотела бы сказать, что вселенная изучена не на все 100%, тем самым и фактов того, что где-то за миллиарды миль, возможно в другой галактике, могут существовать такие люди, как и мы, а возможно, даже инопланетные существа.

Итак, пока в Солнечной системе нигде кроме Земли, жизнь не обнаружена. На самом деле мы точно не знаем: может быть, жизнь есть не только на Земле. Просто обитателей окрестного космоса пока не видно и не слышно. Жителям Земли невероятно повезло оказаться в довольно спокойном участке Галактики, рядом с очень стабильной звездой и на планете с круговой орбитой, идеально расположенной в «зоне жизни». Видимо, жизненным формам в ближайших к Земле областях космоса повезло меньше.


Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные «Гагаринские чтения» - возможность формирования универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Это тезисы выступления на  Межрегиональных Методических чтениях "Современный педагог-новой школе" , прошедших в октябре 2011  ,...

Положение о конкурсе проектных, исследовательских и реферативных работ школьников "Гагаринские чтения"

Предлагаю  вашему вниманию положение, разработанное для проведения конкурса творческих работ. В нашей школе  "Гагаринские  чтения" будут проходить как итоговое выступление учащихся с пр...

Проект по благоустройству пришкольной территории "Гагаринская школа"

Пришкольная территория - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского с...

КОСМОС - ЭТО МЫ. ГАГАРИНСКИЙ УРОК

Презентация к классному часу, посвященному 55 - летию первого выхода корабля - спутника с человеком на борту на околоземную орбиту...

Всероссийский урок имени Ю.А. Гагарина " Космос -это мы. Гагаринский урок."

12 апреля 2016 года -55 лет первого полета человека в космос Ю.А. Гагарина....

Мероприятия гагаринской недели в МБОУ СОШ №4 города Льгова Курской области

В рамках Всероссийского урока " Космос-это мы"  учителем физики Семикиной Еленой Ивановной была организованна гагаринская неделя....