Урок мужества
классный час по истории (8 класс)

Дмитрина Ляна Николаевна

15 февраля 1989 года, стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более тринадцати тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты «ноль двадцатый»?

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать в дали заплачет,

Прислоняясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки,

Юностью бессмертной,

Памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной

 

 

Вновь февраль и метели.
На душе тяжело.
тридцать  лет пролетело.
Сына нет моего.
Не вернулся домой он.
Как его я ждала!
День и ночь в ожиданье.
День и ночь не спала.
Каждый скрип на дороге
Я пыталась узнать.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Форма проведения: Урок Мужества

Тема: «Живая Память»

Возрастная категория: 5-11 классы

Цель: историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

  • воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости

за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

  • формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов,

защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

  • формирование глубокого осознания учащимися гражданского и воинского

долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

  • сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие

проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;

  • побуждение учащихся к использованию в качестве примера для

подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен и односельчан;

Оформление:

  • выставка книг об Афганистане и Чечне
  • презентации: Фихретдинов Р., Низамов Ж.
  • Оборудование:
  • Компьютер, мультимедиапроектор, экран
  • Музыкальное оформление:
  1. Песня «Черный тюльпан»
  2. Песня «Мама не плачь»
  3. Песня «Добро пожаловать в АД»
  4. Метроном Минута молчания

5.7. Песня  Петлюры «Зажгите свечи»

6.8. Песня «Память»

Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слёз уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.

Учитель: 34 года  назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. В учебниках истории ещё не описаны эти события, хотя они сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

Учитель: Некоторые заявляют, что наши солдаты были оккупантами. Но они не знают, что наши воины под огнем врага освобождали узников тюрем в Герате и Кабуле, прикрывали школы в Саморхане и Шибаргане, спасали лицеисток в Кандагаре и Балхе от надругательства душманов. Наши войска на прострелянных Ми-8, на опаленных КАМАЗах везли в кишлаки хлеб и сгущенку, книги и тетради, керосин и мыло обездоленным и голодным. Жители Кабула навсегда запомнили, как прорвавшиеся из Пакестана террористы обстреляли город из артиллерии и минометов, как убивали мирных людей, грабили и рушили все, что могли. И лишь советские воины пришли на помощь.

Учитель: Сражаясь плечом к плечу, теряя боевых друзей, советские солдаты, офицеры сделали все возможное, чтобы помочь народу Афганистана вырваться из мрака средневекового невежества и нищеты. Благодарная память о вас не имеет права померкнуть, оставаясь примером мужества, стойкости, героизма, служа важному делу воспитания молодежи. Необходимость в этом давно назрела, и мы вспоминаем тех, кто воевал, тех, кого с нами сегодня нет, и мы должны за них быть счастливы, достигать вершины, которые для них остались непокоренными.         

Учитель: Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стало вечною славой мгновенная смерть.

Презентация о Фахретдинове Радике.

Учитель: 15 февраля 1989 года, стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более тринадцати тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

Где, ты «ноль двадцатый»?

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать в дали заплачет,

Прислоняясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где, ты «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки,

Юностью бессмертной,

Памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной

Вновь февраль и метели.
На душе тяжело.
тридцать  лет пролетело.
Сына нет моего.
Не вернулся домой он.
Как его я ждала!
День и ночь в ожиданье.
День и ночь не спала.
Каждый скрип на дороге
Я пыталась узнать.
Не вернулся сыночек.
Сиротой стала мать.
Где там, за границей,
Стоит город Кабул.
И под городом, где то,
Мой сыночек уснул…»
Двадцать лет пролетело.
Потускнели глаза.
Как бы ты не крепилась,
Но скатилась слеза.
Что ж, давайте помянем
Тех парней молодых.
Тех! Их нет среди мёртвых,
Да и нет средь живых!

1.Песня черный тюльпан

Учитель: В абсолютном своем большинстве «Ограниченный контингент» в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, и их дневниках, их стихах, песнях.

Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.

( Музыка для чтения писем. Письма читают солдаты, побывавшие в горячих точках)

Письма

 «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.

«…Сейчас стоим в г. Кишме. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить её страшно, нужно кипятить, одной дизентерии десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой…» Ему оставалось жить чуть больше месяца.

 «…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14.03.1981 года, а на следующий день он погиб.

«…Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, ещё немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся».

Учитель: Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе, а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся ни один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма  щемит так сердце. А как тревожно было матерям.

Письмо матери сыну:

- Дорогой мой сыночек, здравствуй! Сегодня бежала с работы домой - такое было чувство, что наконец - то от тебя весточка пришла. Но опять меня встретила тишина, а вместе с ней и тревога. Мы всей семьей, с тех пор, как ты, сынок, находишься в Чечне, внимательно следим за новостями. Тяжело вам, ребятки, там сейчас. Вот говорят о засадах, обстрелах, смерти таких же, как ты, не познавших жизни, юнцах. Да еще сон мне недавно снился: будто весна уже в самом разгаре, птицы щебечут, еще кое-где снег лежит, и вижу тебя на этой холодной земле. Смотришь ты в голубую высь и будто что-то сказать хочешь. Помнишь, сынок, ты в детстве любил падать на снег и смотреть в звездное небо...Отчего-то тревожно мне вдруг стало. Сын мой, прошу тебя, береги себя, будь внимательным и осторожным. Каждую минуту молю Бога за вас, ваше спасение от беды. Дома у нас все по-прежнему. Младший братишка твой радует нас успехами в школе. Очень часто навещают нас твои одноклассники. Тоже переживают за тебя. Просили передать тебе привет и написать, что ждут тебя. Все мы ждем тебя, сынок. Только ты возвращайся поскорее. Живым возвращайся. Целую тебя, кровинушка моя.

Да хранит тебя Бог.

2. Песня «Мама не плачь»

Во многие семьи нашего государства чеченская война принесла горе, утрату и неисчерпаемую боль в сердце» Мы не должны оставаться в стороне от событий, происходящих в нашей стране. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов и служить ее интересом.

Учитель: 30 ноября 1994 года ноября Борис Ельцин подписал указ о необходимости ввода войск в Чечню, а 11 декабря несколько полков Вооруженных Сил и МВД России перешли границу Чечни и по трем направлениям двинулись в сторону Грозного. Первое сопротивление войска встретили еще на территории Ингушетии. Здесь же погиб и первый российский солдат этой войны

Учитель: Именно, Новогодняя ночь с 31 декабря 1994 на 1 января 1995 стала началом первой Чеченской войны. В России поднимали бокалы с шампанским, а в Чечне безусые мальчишки получали вместо подарков свинец.
Война в Чечне из гражданской стала превращаться в российско-чеченскую.         

4. Песня «Добро пожаловать в АД»

БМП №320, командира 2-ой роты 276 МСП. В машине обгоревший труп механика водителя Макарова Константина Станилавовича, рядом так же могила бойцов, также погибших в этой БМП: сержант Богданов Алексей Романович, рядовой Киселев Николай Владимировия, рядовой Низамов Жамиль Сафаргалиевич, рядовой Акатьев Андрей Александрович ...позже были эксгумированы и отправлены в Россию. Вечная им память...
БМП-1, подбита 1 января 1995 года в пригороде Грозного, Чечни, в районе улиц Заветы Ильича и Автоматчиков (вероятно нынешнее название).
Видео снято скорее всего офицерами 276 мсп или каким-либо особистом перед эксгумацией бойцов: рядового Низамова Ж.С., рядового Акатьева А.А., рядового Киселева Н.В., рядовой Богданов А.Р., которые также ехали в данной БМП! Их захоронили местные жители рядом с мостом. 
На видео видно как офицер РА что-то ищет под мостом... предположительно  командира 2-ой роты, который позже долгое время считался без вести пропавшим ...его судьба неизвестна и поныне ...увы!

Презентация Низамов Жамиль

5. Видео БМП № 320

Учитель :                                 Спокойно спите, матери, отцы,

Невесты, жены, сердцу дорогие.

Храним мы свято честь родной страны,

Мы, верные сыны твои, Россия.

И, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

6. Метроном. Минута молчанья.

7. Песня  Петлюры «Зажгите свечи».

Для нас воины- солдаты афганской  и чеченской войн стоят в одном ряду с теми, кто защищал Родину в годы ВОВ. Потому, что это – герои, которые искренне верили, что выступают в интересах Родины, той,  которой они доверяли, которую любили.

Служили по чести
И были достойны.
Овеянных славой
Армейских знамен!
Оплоту Отчизны,
Вам воины-интернационалисты
От чистого сердца                                                                                                                                     Наш низкий поклон 

 Нашу встречу сегодня мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним.

Спасибо всем кто принял участие в нашем мероприятии, здоровья, любви, терпения, вам и вашим близким! Мирного неба над головой!!!

8. Песня «Памяти погибших солдат»

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....