Тематическое планирование занятий элективного курса Историография (10-11 классы)
элективный курс по истории (10 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

            Элективный курс предназначен для углубленного изучения истории в 10-11 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование занятий по элективному курсу

«Историография»

Объем курса: 36 часов, из них  34 теоретических занятий,

                                                       2 практических занятий

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Вводное занятие «Цели и задачи элективного курса «Историография»

1

Входящая диагностика: анкетирование на знание учащихся об истории как науке

2

Общие структурные алгоритмы раскрытия исторического развития

1

Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. –  с. 7-15)

3

Алгоритмы учебной работы

1

Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Там же. – с. 16-30)

4

Алгоритмы подготовки и проведения ученической конференции

1

Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Там же. – с. 31-39)

Домашнее задание для ученической конференции: написать исследовательскую работу по философии истории одного историка как представителя определенного направления, школы

Этап накопления исторических знаний, возникновение и развитие феодальной историографии

5

5

Развитие историографии как науки. Зарождение исторических взглядов

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

6

Формирование циклических представлений о ходе истории в древности

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

7

Эволюция взглядов на межгосударственные, межнациональные отношения в древности и средние века

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

8

Особенности исторической мысли в средневековой Европе. Первые исторические повести (исторические сочинения) на Руси

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

9

Эпоха Возрождения. Развитие русской историографии в XVII веке

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

Превращение исторических знаний в науку (первая половина XVIII века)

2

10

Достижения европейской историографии

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

11

Развитие исторической мысли России в первой четверти XVIII века. В.Н. Татищев

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

Возникновение новых направлений, господство дворянской историографии (вторая половина XVIII века)

2

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

12

Российская Академия наук и русская историческая наука. М.И. Щербатов и М.И. Болтин. Исторические идеи французского просвещения и их влияние на российскую историографию  

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

13

Философия истории Э. Канта и ее влияние на Н.М. Карамзина

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

Кризис дворянской историографии, утверждение буржуазной историографии

14

14

Философия романтизма

Ф. Шеллинга, И.Ф. Густав-Эверса и ее влияние на российскую историографию

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

15

М.Т. Коченовский –основатель скептической школы в русской историографии. Н.А. Полевой -- основоположник романтизма в русской литературе

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

16

Славянская школа историографии и ее идеолог К.С. Аксаков. Исторические взгляды М.Н. Погодина

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

17

Философские идеи Г.-Ф.-Ф. Гегеля. Взгляды русского историка Н.Г. Устрялова. К.Д. Кавелин,  Б.Н. Чичерин – историки русского права

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

18

С.М. Соловьев

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

19

Представители региональной истории Н.И. Костомаров и А.П. Щапов

1

Лекция с обсуждением материала

20

Народническая школа

конца 60-х годов XIX века.

Н.Я. Данилевский и концепция локальных цивилизаций

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

21

Автор популярных учебных пособий Д.И. Иловайский. Исторические воззрения В.О. Ключевского

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

22

Историк и политик П.Н. Милюков. С.Ф. Платонов – представитель Петербургской школы историографии

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

23

А.С. Лаппо-Данилевский и идеи неокантианства. Позитивизм и пролетарский подход к истории

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

24

Исторические взгляды

Н.П. Павлова-Сильванского

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

25

Н.А. Рожков – представитель исторической и социологический мысли

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

26

Исторические взгляды М.Н. Покровского

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

27

Легальный марксизм в русской историографии. Неонародническая историография

1

Лекция с обсуждением материала

Советская историография

5

28

Развитие исторической науки в 20 годы XX века

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

29

Становление культа личности Сталина в исторической науке

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

30

Е.В. Тарле – один из крупных советских историков. Изучение дореволюционной истории России в советской историографии до середины 30 годов

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

31

Проблема революции в советской историографии

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

32

Изучение советской истории со второй половины 30 – до начала 60 годов. Кризис советской исторической науки

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

Постсоветская историография

3

33

Линейные представления в рамках тоталитарного общества. Недостатки линейного подхода

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

34

Современное состояние проблемы перспектив общественного развития. Спиральная модель исторического процесса

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала

35

Классовое и тоталитарное общества

1

Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала.

Выходящая диагностика: тестирование «Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании»

36

Ученическая конференция

1

Защита исследовательских работ. Подведение итогов прохождения элективного курса по результатам тестирования и защите работы. Выдача диплома

    Приложение № 1

Анкета для входящей диагностики

Ф.И.О. слушателя элективного курса  _______________________________________________

Название элективного курса _____________________________________________________

Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете название элективного курса?____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите известные вам подходы в историческом познании и их основное содержание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете термин «философия истории»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы считаете, должна или не должна проявляться в исторических исследованиях личность исследователя? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На ваш взгляд, какую роль в жизни человека играет знание истории? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Приложение № 2

Тест для выходящей диагностики

«Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании»

(Мякшев А.П. История мировых цивилизаций. Тесты: В 2-х ч. – Саратов:  

Лицей, 2002. – Ч. 1. – с. 1-3)

  1. «Все, что совершается во времени, имеет свою историю», -- эти слова принадлежат:

а) В. Ключевскому

б) В. Ленину

в) Н. Карамзину

     

  1. Основоположником исторической науки считается:

а) создатель историко-критического метода Фукидит

б) древнегреческий историк Геродот, написавший «Историю»

в) римский историк Тит Ливий

  1. Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали:

а) «провозвестник славы»

б) «собиратель фактов

в) «передатчик времени

  1. В древнегреческой мифологии покровительницей истории была муза Клио, которая изображалась в виде молодой женщины:

а) с глубокомысленным лицом, со свитком папируса или с пергаментом в руках

б) в полном боевом вооружении с оливковой ветвью

в) с чудесным поясом, в котором была скрыта тайна ее неотразимой привлекательности

  1. Какие из указанных утверждений характерны для 1) объективно-идеалистического; 2) субъективистского подхода в исторической науке?

а) исторический процесс объясняется действием великих людей: вождей, королей, героев

б) решающая роль отводится действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, Провидению, Абсолютной идее

в) ход истории определяют экономические факторы развития

  1. Укажите создателей и сторонников следующих подходов в историче-   ском познании:

а) М. Вебер; б) О. Шпенглер; в) историки школы «Анналов»; г) К. Маркс;

д) М. Покровский; е) А. Тойнби; ж) русский историк Н. Данилевский; з) Ф. Энгельс; и) В. Ленин

  1. Какому понятию соответствует определение: «Общество, находящее- ся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками» (К. Маркс)?

а) экономический базис

б) политическая надстройка

в) общественно-экономическая формация

г) локальная цивилизация

  1. Соотнесите следующие определения и соответствующие понятия: 1) культурно-исторический тип цивилизации; 2) цивилизация; 3) менталитет

а) целостная общественная система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую, социальную организации и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимодействуют

б) общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества

в) исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют характерные только для них особенности культурного и социального развития

  1. Отметьте характерные черты следующих подходов в историческом познании:  

1) формационного _______________________________________________

2) цивилизационного _____________________________________________

а) содержит представление об истории как о многолинейном, многовариантном процессе

б) абсолютизирует роль конфликтных отношений в историческом процессе

в) содержит элементы провиденционализма и социального утопизма

г) решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам

д) предполагает однолинейный характер исторического развития

е) отводит соответствующую роль в историческом процессе человеческому, духовно-нравственному и интеллектуальному факторам

ж) ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов

  1.  Соотнесите указанные подходы, объясняющие исторический процесс, и следующие категории:

1) формационный _______________________________________________

2) цивилизационный ____________________________________________

а) менталитет

б) социальная революция

в) локальная цивилизация

г) феодальная формация

д) способ производства

е) культурно-исторические типы

ж) политическая надстройка

       

Приложение № 3

Показатели качества защиты исследовательской работы

Ф.И.О.

Наличие  списка литературы

Общая оценка  качества оформления

Обоснованность выбора темы

Уровень информированности учащегося по теме

Свобода владения материалом, гибкость мышления

Научность, раскрытие теоретических аспектов

Наличие исследовательского компонента в работе

Владение навыками ораторского мастерства

Наличие выводов по теме

Наличие плана изложения

Актуальность темы

Итог (в баллах)

Отметка (по пятибалльной системе)

19б

1

2

Перевод рейтинговой шкалы в пятибалльную систему оценивания:

«5» -- 19 - 16 б.

«4» -- 15 - 12 б.

«3» -- 11 - 8 б.

«2» -- 7 - 4 б.

Литература

  1. Барг А.М. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.
  2. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М., 1987.
  3. Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. – М., 1979.
  4. Богомолов А.С. Античная философия – М., 1985.
  5. Губман Д.А. Смысл истории: очерки современных западных концепций. – М., 1983.
  6. Гуревич А.Я. О кризисе исторической науки / Вопросы истории – 1993 – №2-3.
  7. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории / Вопросы философии – 1990- №11.
  8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа – М., 1991.
  9. Дъяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем – М., 1987.
  10.  Ерасов Б.Е. Проблема теории цивилизаций / Новая и новейшая история – 1995 - №6.
  11.  Искандеров А. Историческая наука на пороге XXI века / Вопросы истории – 1996 - №4.
  12.  Историки спорят. 13 бесед. – М.: Политиздат, 1988.
  13.  Историческая наука в условиях перестройки. / Вопросы истории. – 1988.
  14.  Мякшев А.П. История мировых цивилизаций. Тесты: в 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2002. – Ч. 1. – 80 с.
  15.  Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. –48 с.
  16.  Сахаров. Революционный тоталитаризм в нашей истории - / Коммунист – 1991- №5.
  17.  Севастьянов Г.Н. Историческая наука и перестройка / Политобразование – 1989 - №4 – с.54
  18.  Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. – М,, 1987.
  19.  Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
  20.  Тайны истории: М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. – М., 1994.
  21.  Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
  22.  Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. (рук. авт. кол-ва Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова). – М.: Памятники исторической мысли, 1996.
  23.  Чумаченко В.Г. Великая французская революция и общественная мысль в России / Научный коммунизм – 1989 - №7 – с. 91.
  24.  Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"

КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...

Тематическое планирование уроков элективного курса "Вокруг тебя - мир" 6-8 классы

Тематическое планирование уроков элективного курса "Вокруг тебя - мир" для 6-8 классов по книге, издаваемой Красным крестом....

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс 34 часа в год....