Конспект урока 8 класс .Тема "Восстание под предводительством Емельяна Пугачева"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Улановская Ольга Анатольевна

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Планируемые результаты:

 

Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины  восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

 

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины  восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытие нового знания.

                                                           Ход урока

  1. Организационный момент

      2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Учитель: Ребята давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы изучали    внутреннюю политику Екатерины. Порошу вас сейчас выполнить тестовое задание по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»   ( слайд 1

1.Правление Екатерины II -    1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет)

5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)

Взаимопроверка

Слайд 2

Учитель:

Давайте вспомним: Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?

Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.

Слайд3

Назовите основные причины этих восстаний и выступлений.

Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.

Как выдумаете, изменилось ли положение народа в 18 веке?

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя.

Действительно, В XVIII веке крепостное право еще больше усилилось. Крепостные крестьяне ни свободы, ни каких-либо привилегий не имели. Крестьяне превратились в полную собственность помещиков: неделями работали на барском поле, их продавали, обменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили. За малейшую провинность их жестоко наказывали. Крестьяне жаловаться на помещиков не имели право, было запрещено законом, изданным при Екатерине II.

Слайд 4

Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам 3 высказывания ( на слайде портрет Емельяна Пугачёва)

« Когда людей ставят в условия, подобающие только животным им ничего не остаётся как восстать или на самом деле превратиться в животных» Ф. Энгельс

«Когда все остальные права человека будут нарушены, право на восстание становится бесспорным» У. Пейч

Русская народная пословица

Слайд 5

Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты. Наиболее известным было восстание под предводительством Е. И. Пугачева. Сегодня мы поговорим о самом крупном народном выступлении в России за всю ее историю.

Итак, тему сформулировали,  определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить.( Версии детей)

Слайд 6

Цель нашего урока   познакомиться   с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.    .

Слайд 7

План урока

 1.Причины войны.

 2.Участники (состав, предводитель)

 3. Основные этапы, события

 5. Итоги  и значение.

Слайд 8  по мере изучения темы будем  фиксировать в таблице в рабочем листке

Слайды 9-14 анализ схемы и иллюстраций  на основании вышесказзаного и текста учебника п.1, определить причины восстания

Работа в парах  с отрывками литературных произведений (раздаточный материал)

Задание 1..  Прочитать документ и текст п.1 параграфа 21 и определить причины восстания Заполнить таблицу «причины восстания»

1. «с самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".

2.«Башкирцы ? народ напуганный, да и киргизцы проучены» - говорит капитан Миронов. - Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе! ? сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах»

Запись в тетради: 

Слайд 15

 Причины восстания по руководством Пугачева были следующие:   ()

1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.

2.Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

              4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.

Что такое самоуправление?

Слайд 16

Самоуправление  - это ……

Слайд 17, заполним таблицу

- Опираясь на эти причины, вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания

Слайд 18

Учащиеся определяют: Основу восстания Пугачева составили: крестьяне, казаки, работные люди, нерусские народы (башкиры, татары, калмыки)

Слайд 19 (читать со слайда)

Проблемный вопрос. Ребята , а как вы думаете , почему  все  пошли за Емельяном Пугачевым?  Простым казаком?

Давайте послушаем сообщение Бадамшина Ильнара , он расскажет нам о лидере восстания.

Почему : Он назвал себя русским царем. Был самозванцем. А если бы не назвал, пошли бы крестьяне за ним?

Каких самозванцев в истории России вы знаете? Почему они провозглашали себя чудом спасшимися царями?

Только ли поэтому восставшие примкнули к Емельяну Пугачеву?

Слайды 20-22

Задания «Работа с текстом документа. Прочитать , ответить на вопросы.

Прелестные письма

Прочитать 2 абзац   учебника на стр 27,

прочитать текст документа, ответить  на вопросы, определить цели воссташих, заполнить таблицу

1 ряд «Прелестные грамоты» Е.И. Пугачёва.

Манифест Пугачева Е.И.

 сентябрь 1773 г.

        Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших. Будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары, башкиры. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам.

Я, великий государь амператор, жалую вас, Петр Федаравич.

Вопросы к документу:

1. К кому обращается Пугачев?

2. От чьего имени он обращается?

3. Каким числом датировано письмо?

2 ряд Прелестные грамоты Е.И.Пугачева

Манифест Пугачева Е.И.

ВСЕМ ПОДДАННЫМ, декабрь 1773 г.

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим.

Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные - голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне  пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду.                                                Не оставайтесь в неведении, пожалуйста.

Вопросы к документу:

1. Что обещал Пугачев своим сторонникам?

2. Как предлагает расправиться с непокорными дворянами?

Каковы же цели восставших? Заполнить таблицу

3 ряд

Июль 1774 г.  Емельян Пугачев издает Манифест

ПОМЕЩИЧЬИМ КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ, ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ.

Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский и протчая, протчая, и протчая.  Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.

И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалый бедствии. А как ныне имя наше власти всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим именным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступить равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.                                                                                                                      

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Вопрос к документу:

Что жалует Пугачёв крестьянам согласно этому Манифесту?

Итак, народная война под руководством «чудом спасшегося» царя Петра Федоровича охватывает период с сентября 1773 года по январь 1775 года. Какие этапы прошла в своем развитии эта война?

Прочитать п.3, заполнить таблицу

4..Работа в группах ( на основании материала учебника- стр. 27-28 ) и карты на стр 29

3 периода восстания – 3 группы учащихся

Учитель   1этап:  17.09.1773-апрель1774г.  

             Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова. 

             С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал.

      2 этап: Апрель-июль 1774 г

           От Оренбурга Пугачев движется на восток  на территорию Урала. В июле 1774 года он осаждает Казань. Ему удается взять  окрестностей Казани, но кремль взять ему не удается. На помощь осажденному гарнизону подоспели царские войска во главе с Михельсоном. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были разбиты, потеряв много убитыми и пленными. Остатки армии восставших переправились на правый берег Волги и ступили на территорию, охваченную в это время массовыми крестьянскими волнениями. Армия Пугачева достигает 20000 человек.

Пугачев идет на Москву.   Екатерина II  собирается   бежать   за границу.

     3 этап:   Июль-сентябрь 1774 г.     

           Самый массовый этап восстания. Взяты Курмыш,  Алатырский уезд, сожжены помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И Симбирск( Царицын) мог быть взят восставшими, если бы вовремя не пришло подкрепление, с помощью которого восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с восставшими ушёл в Нижнее Поволжье.

-

 В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским властям. Почему они предали Пугачева? Таким образом они надеялись заработать себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако несмотря на поражение Пугачева очаги восстания вспыхивали еще почти год.

Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд. 10 января 1775 г. Емельян Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другое стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян и члены их семей ( не щадили ни детей, ни женщин), священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу.

Вывод : Итак, выступление крестьян потерпело поражение. Каковы же были причины? (Учащиеся высказывают свои предположения- учитель корректирует)

Причины поражения восставших

1. Нет чёткой программы и плана действий.

2. Плохое вооружение.

3. Слабая военная подготовка, нет опыта

боевых действий.

4. Локальный характер.

5. Разрозненность, несогласованность.

6.Применение для подавления восстания регулярной армии.

7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение. (записать в тетрадь)

Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Но будет ошибкой не оценить значение этой войны.

Были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих на мануфактурах. К сожалению, война не изменила к лучшему положение крестьян, казачества. Но потрясшая все российское общество народная война заставила власти задуматься и искать пути решения крестьянского вопроса.  

 7.Домашнее задание:    

1. Параграф 21;ответить на вопросы к тексту и выполнить задания по карте стр.31



Предварительный просмотр:

2 слайд

Емельян  Иванович Пугачев – донской казак, возглавивший Крестьянскую войну 1773-1775 годов. Назывался именем Петра III, стал самым известным среди самозванцев, выдающих себя за императора.

3 слайд

Точная дата рождения Емельяна Пугачева не известна, хотя некоторые историки утверждают, что это произошло в 1742 году. Местом рождения мятежника стала станица Зимовейская Донской области. В настоящее время станица Пугaчёвская  Котельниковского района Волгоградской области . Так исторически сложилось, что именно в этой станице, но на 110 лет раньше Емельяна, родился другой бунтарь – Степан Разин.

4 слайд

Отец Емельяна – Иван Михайлович принадлежал к донским казакам. Фамилия Пугачев образовалась от прозвища деда, Михаила Пугача. Маму звали Анна Михайловна. На момент рождения Емельяна, семья воспитывала троих детей – сына Дементия и двух дочерей Ульяну и Федосью. Пугачевы придерживались православного вероисповедания, тогда как их соплеменники были староверами. 

5 слайд

 ОБРАЗОВАНИЯ ЕМЕЛЬЯН НЕ ПОЛУЧИЛ. ОН НАЧАЛ ПОМОГАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПО ХОЗЯЙСТВУ С САМОГО ДЕТСТВА. ДО 17 ЛЕТ «БОРОНИЛ ЗЕМЛЮ ЗА ОТЦОМ», ПОКА ЕГО НЕ ПРИЗВАЛИ НА СЛУЖБУ ВМЕСТО ОТЦА, ВЫШЕДШЕГО В ОТСТАВКУ.

СЛАЙД 6

Емельян Пугачев женился очень рано. В 1760 году, в возрасте 18 лет, он сочетался браком со своей ровесницей Софьей Недюжевой. Она родила сына Трофима. Потом у супругов еще рождались дети, но выжить удалось только двум девочкам.

Слайд 7

В 1774 году во время восстания второй женой стала казацкая дочка Устинья Кузнецова.

Слайд 8

Пугачёв начал службу в 18 лет. Успел повоевать в  Семилетней и Русско-турецкой войнах  и дослужился до чина хорунжего.
Однако в 1771 году Емельян заболел и дезертировал из армии.
В 1773 году он объявился на Яике ,  и заявил, что он – чудесно спасшийся император Петр Федорович. В подтверждение своих слов он показывал «царские знаки» - шрамы на груди, полученные им во время войны.
Емельян объявил народу, что желает свергнуть Екатерину с престола и стать народным царем.  

Слайд 9

2 сентября 1774 года он был выдан казачьей верхушкой правительственным войскам. Пугачев в специально изготовленной клетке был отправлен в Москву и предстал перед судом, после чего был приговорен к

четвертованию.

Клетка была так мала, что он не мог даже выпрямиться в полный рост.

Конвоировал Пугачева  Александр Васильевич Суворов.

Слайд 10

После долгих допросов и пыток, в декабре 1774 года Пугачев был приговорен к смертной казни через четвертование. Вот как описан приговор в историческом романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»

Суд вынес приговор: «Емельку Пугачева четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь». Этот приговор Вяземский послал в Петербург императрице. Екатерина II полностью одобрила приговор и не пожелала помиловать вождя восставших.

Слайд 11

Приговор был приведён в исполнение 10 января 1775 на Болотной площади. По рассказам современников, палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали. После казни Пугачёва все его родственники сменили фамилию на Сычёв, станица Зимовейская переименована в Потёмкинскую.

Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену — Устинью Петровну  приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.



Предварительный просмотр:

«Прелестные грамоты Емельяна» Пугачева

Прочитать 2 абзац  учебника на стр 27,

прочитать текст документа, ответить  на вопросы

«Прелестные грамоты» Е.И. Пугачёва.

Манифест Пугачева Е.И.

 сентябрь 1773 г.

        Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших. Будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары, башкиры. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам.

Я, великий государь амператор, жалую вас, Петр Федаравич.

Вопросы к документу:

1. К кому обращается Пугачев?

2. От чьего имени он обращается?

3. Каким числом датировано письмо?

Прелестные грамоты Е.И.Пугачева

Манифест Пугачева Е.И.

ВСЕМ ПОДДАННЫМ, декабрь 1773 г.

Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком, делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим.

Кто не повинуется и противится: бояр, генерал, майор, капитан и иные - голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник — того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, — пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду.                                                Не оставайтесь в неведении, пожалуйста.

Вопросы к документу:

1. Что обещал Пугачев своим сторонникам?

2. Как предлагает расправиться с непокорными дворянами?

Июль 1774 г.  Емельян Пугачев издает Манифест

ПОМЕЩИЧЬИМ КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ, ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ.

Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский и протчая, протчая, и протчая.  Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.

И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалый бедствии. А как ныне имя наше власти всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим именным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать, и поступить равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.                                                                                                                      

Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Вопрос к документу:

Что жалует Пугачёв крестьянам согласно этому Манифесту?



Предварительный просмотр:

Ответить на вопросы, подчеркнув верное утверждение

1.Правление Екатерины II -    1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет)

5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответить на вопросы, подчеркнув верное утверждение

1.Правление Екатерины II -    1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет)

5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)

_____________________________________________________________________________________________

Ответить на вопросы, подчеркнув верное утверждение

1.Правление Екатерины II -    1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II (да, нет)

5.«Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)



Предварительный просмотр:

Задания.  Прочитать документ и текст п.1 параграфа 21 и определить причины восстания

Работа в парах  с отрывками литературных произведений (раздаточный материал)

1. «с самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".

2.«Башкирцы» народ напуганный, да и киргизцы проучены» - говорит капитан Миронов. - Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе! ? сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах»

Задания.  Прочитать документ и текст п.1 параграфа 21 и определить причины восстания

Работа в парах  с отрывками литературных произведений (раздаточный материал)

1. «с самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".

2.«Башкирцы» народ напуганный, да и киргизцы проучены» - говорит капитан Миронов. - Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… Эхе! ? сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ? Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Цель  урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева.   2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Урок предназначен , для учеников страших классов. В данном материале производится анализ восстания под предводительством Емельяна Пугачева....

Тема урока «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»

Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины поражения и историческое значение. Задачи: Образовательные: закрепить представления учащихся о положении крестьян в 18 веке Коррекционно-раз...

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

К уроку по истории России Восстание Емельяна Пугачева...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...