Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории
статья по истории

Свинтицкий Евгений Владимирович

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

общеобразовательных дисциплин

Тема: «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_svintitskiy_e._v._.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий технологический техникум»

 

 

 

  

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

общеобразовательных дисциплин

Тема: «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»

Рассмотрено и одобрено на заседании

Методической комиссии

Протокол № 8 от 27.03.2023

Председатель ____________

 

 

 

 

                                                                            Выступление подготовил:

Преподаватель Свинтицкий Е. В.

 

г. Донецк, 2023

«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории».

Введение

Тему формирования мотивации обучения можно отнести к «нестареющим», не теряющим свою актуальность. Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной деятельности.

Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания». Несомненно, работа с мотивированным учеником продуктивнее, он добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация учащихся стала серьезной проблемой современной школы.

Приходится задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Приёмы мотивации учащихся

Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий.  

Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу.

Существует множество педагогических приёмов и на стадии мотивации. Но я остановлюсь на тех, что применяю сама.

Кластер-технология.

Самым распространённым приёмом является «Кластер-технология». Прием кластеров универсален и возвращаться к работе с ним можно на протяжении всего урока. Сам приём состоит в следующем: в центре –это наша тема, а вокруг все крупные смысловые единицы.

Он формирует у учеников такие навыки:

1)      умение грамотно формулировать вопросы;

2)      работать с большими объемами информации и выделять в них основное;

3)      способность выявлять логические и причинно-следственные связи

Существует множество вариаций кластера:

·        Бумажный кластер,

·        Обратный кластер,

·        Кластер с картинками

                                                                       

Игровые технологии.

Часто использую на этапе мотивации игровые методы. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность. Интересная игра повышает умственную активность ученика, и он может решить более трудную задачу. Игра так же содержит в себе коммуникативную функцию.

Например, самым распространённым является игра «Верите ли вы?» Прием помогает пробудить интерес к теме урока, а также обнаружить и осознать о недостаточности знаний у ребят. Суть данного приема сводиться к тому, что учитель задает вопросы, на которые надо ответить в таблицах, приготовленных перед уроком, «да» или «нет» в первой строке, а вторая строка остается пустой.  Необходимо доказать в течение урока правильно ли они дали ответы на вопросы «Верите ли вы?». Тем самым интерес возрастает, и дети с легкостью работают в течение урока. Им важно проверить правильность и точность своих ответов.

Очень увлекательными методами являются головоломки. Например, использование ребусов на уроках истории. Головоломки на уроках способствует развитию мышления, запоминанию исторических дат.

Фрагмент урока с использованием ребусов.

Учитель: «Ребята сейчас вам предстоит разгадать несколько ребусов, они помогут вам узнать, какую тему урока нам с вами предстоит изучить.»  Определите, что объединяет перечисленный ряд: Судебник Ивана III; Судебник Ивана IV; Соборное уложение -? (это документы о закрепощении крестьян)

Игра «Крестики, нолики».

Часто использую игру при проверке домашнего задания. Для этого по пройденной теме нужно составить 9 вопросов, на которые можно дать однозначные ответы: да или нет. Попросить детей начертить в тетради форму для игры, пронумеровать и при чтении вопросов учителем, ответы в виде крестиков или ноликов вносить в нее. Да-крестик, нет – нолик.

Например,

1.      Северная война длилась 21 год?

2.      В Северной войне Россия воевала против Англии?

3.      Гангутское сражение было в 1714году? И т.д.

 

Приём визуализации.

Следующим интересным приёмом мотивации является визуализация. Например, демонстрация картинок, портретов, При их использовании задействуется образное мышление учеников. Мотивирующим элементом выступает не картинка или презентация как объект, а их содержание, сопровождающие занимательные, проблемные вопросы, необычность преподнесения материала.

Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует развитию памяти, мышления, воображения учащихся.

Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько содержащийся в ней познавательный материал.

Приведем несколько примеров из практики. Большой интерес учеников, при изучении темы «Россия в годы правления Петра I» вызывает инфографика «Петр I. "Особые приметы первого императора России Петра I" используется на этапе мотивации к уроку. Детям будет интересно узнать и увидеть наглядно каким был Петр 1.

Из инфографики учащиеся смогут узнать о высоченном росте первого императора России, на кого он был похож, почему он всегда ходил с тростью, какое было его любимое блюдо, десерт, и много всего интересного.

Историческая картина может являться непосредственным источником знаний учащихся. Например, в 6 классе, по теме "Средневековая деревня и ее обитатели", предлагается учащимся рассмотреть картину И. Лопеса " Сдача оброка феодалу".

Вопросы учителя, примерные ответы учащихся:

1.Какой вид повинности крестьян изображен на картине? (крестьяне сдают оброк феодалу);

2.Где крестьяне сдают оброк? (на господском дворе);

3. Как вы думаете, кто эти богато одетые люди, стоящие справа?

("Это феодал со своим помощником," - отвечают одни. Другие: "Это управляющий феодала и приказчик." (второй ответ правильный).

4. Опишите внешность крестьян, сдающих оброк. (ученики описывают внешность старика и его жены, а также группу людей, сдающих в складчину корову);

5. Почему на картине много людей с оружием, кто они и что им здесь надо? (Крестьяне сдают последние и скудные запасы. Чтобы крестьяне не протестовали, управляющий в разных концах двора расставил пеших и конных воинов, которые готовы проучить непокорных).

 

Метод применения видеофрагментов.

Таким же успехом пользуется просмотр видеофрагментов из документальных и художественных фильмов. Активность учащихся при использовании видеоматериалов на уроках повышается. Ученики, работая с таким источником лучше усваивают информацию и пытаются сами анализировать видеофрагменты с историческими текстами. Рассмотрим пример на тему «Иван Грозный» На этапе мотивации можно включить несколько отрывков из кинофильма Иван Васильевич меняет профессию, просмотрев, ребята должны сами назвать тему урока. Также можно предложить в конце урока сравнить каким показан Иван Грозный в фильме и каким его описывают историки. Такой приём очень сильно мотивирует учащихся на дальнейшее изучение темы.

 

Заключение.

В завершении следует отметить, что в современных условиях, мотивация- это важнейший, ключевой элемент урока, призванный повысить интерес к учебной деятельности. Формировать и развивать мотивацию, вовлекать учащихся в активную учебную работу можно используя разные технологии, приемы и средства. Большие возможности открывает применение информационных технологий, без которых невозможно представить современный урок. Мотивация должна носить систематический характер, а не случайный, лишь тогда она дает положительный результат. И следует помнить древнюю мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Можно усадить детей за парты, но без внутренней мотивации хорошего результата добиться нельзя

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)

 Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...

«Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории»

В работе «Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках истории» описываются различные приёмы работы на уроках истории, вызывающие интерес к изучению. Развивающие мышление, ко...