Великая Французская революция
план-конспект урока по истории (8 класс)

Конспект игры по теме Великая Французская революция 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_igry_frantsuzskaya_revolyutsiya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»
города Смоленска

Конспект урока-игры по истории

в 8 классе

«Великая французская революция!»

Разработала:

учитель истории и обществознания

Васильева Дарья Сергеевна

Технологическая карта

Цель урока – изучить причины, характер, ход начального этапа Великой французской революции, охарактеризовать исторических деятелей эпохи, развить познавательный интерес учащихся к истории.

Предметные результаты:

•        способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Нового времени, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных вопросов;

•        умения датировать важнейшие события и процессы Новой истории зарубежных стран, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития, западных и восточных цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств, в том числе с историей России;

•        умения давать образную характеристику ярких исторических личностей Нового времени, в том числе на основе первоисточников и дополнительной информации; синхронизировать факты биографии и жизнедеятельности современников, высказывать суждения о вероятности их реальных встреч или духовных пересечений в идейно-культурном пространстве Нового времени;

•        умения различать факты, их субъективные описания,  сопоставлять их аргументацию в учебнике и разных источниках, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Нового времени;

•        готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Нового времени.

Метапредметные результаты:

•        способность  планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;

•        готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

•        умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации с использованием ИКТ, проекты);

•        способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Нового времени, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты:

•        приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в Новое время, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

•        освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых Новое время приобрело более масштабный и влиятельный характер, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

•        опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.

Подготовка к игре осуществлена задолго до самой игры, исключительно по желанию школьников. Учитель   выбирает  тему,  определяет  цели   и задачи  урока,  доводит   их  до  сведения   учащихся. Распределяются   роли (председатель  суда, судьи, прокуроры и их  помощники, адвокаты и  их  помощники, свидетели).  Даются рекомендации  по  дополнительному чтению. Предлагается памятка с правилами для ролевой игры (см. Приложение). Школьники  работают  как индивидуально, так  и  в  учебных  микрогруппах   и учебных  парах.  На  подготовительном   этапе  игры  учитель  выступает  в  роли  инструктора: в ходе  индивидуальной  работы  заслушивает  и  корректирует   каждое  выступление. После того, как будут подготовлены тексты   выступлений,  проверены  и  отработаны, ученики  под  руководством  одноклассника, выбравшего  роль  председателя  суда, выстраивают план  проведения  игры  и  порядок  выступлений, вместе с учителем   определяется    регламент  урока.

Урок по теме «Великая французская революция» (10 класс)

Этапы урока

Работа учителя

Основное содержание урока

Работа учеников

Вводная часть

1. Актуализация знаний

Беседа. Устные вопросы «дата взятия Бастилии, документы, принятые во время революции, отношение Франции с другими странами»

Слушают учителя, отвечают на вопросы

2. Целевая установка и постановка проблемного вопроса

Были ли иные пути в истории французской революции? Была ли необходима казнь Людовика XVI?

САМОцелеполагание

Основная часть – урок-игра

3. Подготовка к ролевой игре

«Представим, что у нас есть машина времени, и с помощью неё мы совершим путешествие во Францию, в 1792 г.»

Настраиваются на игру, повторяют слова, занимают соответствующие места

4. Создание проблемной ситуации для активизации критического мышления.

Следить за ходом игры, по необходимости помогать ученикам

Ролевая игра

Исполняют роли по приготовленному ими заранее сценарию, вступают в исторические дискуссии, ищут пути решения проблемного вопроса

Закрепление и подведение итогов. Оценочный этап

5. Подведение итога урока

Возвращение к целям урока.

«Были ли иные пути в истории французской революции? Была ли необходима казнь Людовика XVI?»

Ответ на вопросы.

Заполнение анкеты (см. приложение)

6. Домашнее задание

Ознакомительное чтение текста параграфа

Разъяснение

Конспект урока

Этапы урока

Время

Компетенции, задания, упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма взаимодействия на уроке

Универсальные

учебные действия

Форма контроля

1. Организа-

ционный момент

1 минута

Осуществление контроля учителем

Приветственное слово, подготовка класса к уроку, установка на повторение пройденного, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные – настройка на урок

Наблюде-

ние учителем

2.

Актуали-

зация   знаний

6 минут

Беседа

Вступительное слово, проблемная беседа (см. ниже)

Слушают вопросы, участвуют в беседе (см. ниже)

Фронтальная

Регулятивные – формулирование учебных задач вместе с учителем

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог

Познавательные – поиск и выделение новой информации

Устные ответы

3.

Целевая установка

1 минута

Проблемный вопрос

Постановка проблемного вопроса для активизации критического мышления «Были ли иные пути в истории французской революции? Была ли необходима казнь Людовика XVI?»

Принятие вопроса к рассмотрению

Фронтальная

Регулятивные

Наблюде-

ние учителем

4. Подготов-

ка к ролевой игре

1 минута

Осуществление контроля учителем, подготовка к игре

Проводит  мотивацию  деятельности,  акцентирует  внимание   школьников   на   актуальности  и  значимости  темы, настраивает на игру (см. ниже)

Приготовление к уроку-игре, повторение слов и др.

Фронтальная

Регулятивные – настройка на урок

Наблюде-

ние учителем

5.

Ролевая игра

Пример-

ный ход игры

(см. ниже)

32 минуты

Осуществление контроля учителем

Следит за ходом игры, по необходимости помогает ученикам, присутствует на уроке в качестве наблюдателя

Исполнение ролей по приготовленному заранее сценарию, участие в исторической дискуссии, искать пути решения проблемного вопроса, активизируя критическое мышление, проявление творческости

Фронтальная

Регулятивные – самостоятельность и управление своей деятельностью

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, формулировать и высказывать собственное мнение

Познавательные – умение находить наиболее эффективные способы решения проблемных задач творческого и смыслового характера

Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Выступле-

ния учащихся

6.

Закрепле-

ние и подведе-

ние итогов.

Оценоч-

ный этап

3 минуты

Обобщающая беседа

Возвращение к цели урока – постановки проблемного вопроса, организует рефлексию

Отвечают на вопросы, выказывая собственное мнение, получают  анкету (см. приложение)  и заполняют,  выражая пожелания и свое мнение об уроке

Фронтальная

Регулятивные – самостоятельность и управление своей деятельностью

Коммуникативные – умение слушать, вступать в диалог, формулировать и высказывать собственное мнение

Познавательные – умение находить наиболее эффективные способы решения проблемных задач творческого и смыслового характера

Устные ответы, беседа

7. 

Домашнее задание

1 минута

Задание по новой теме

Знакомство с параграфом, письменные ответы на вопросы 1,3,4 учебника

Принимают д/з к исполнению

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные – осознание и сохранение учебной задачи

Отложен-

ный

II. Актуализация знаний

Деятельность учителя – вступительное слово, проблемная беседа.

Великая французская революция полностью трансформировала социальную и политическую систему Франции. Кровавые события, последовавшие за взятием Бастилии, поразили всю мировую общественность.

- Назовите дату взятия Бастилии?

После взятия Бастилии, которая служила символом притеснения и произвола властей, Учредительным собранием Франции был составлен документ, который король не хотел подписывать, но под давлением общественности был вынужден пойти на компромисс и подписать. Текст данного документа полностью войдет в Конституцию Франции.

- О каком документе идет речь? В каком году Конституция вступила в действие?

Как мы знаем, в начале революции Людовик XVI пытался противостоять революционерам, и обращался за помощью к другим странам.

- Назовите эти страны?

- Каким образом Австрия была связана с Францией?

-Как отреагировала Российская империя на события во Франции?

Но обращение короля за помощью к другим странам не понравилось не только революционерам, но и жителям Франции, для них монарх стал предателем, не заслуживающим быть их королем. Дворец Людовика 9 августа 1792г. был окружен, а король и его семья были отданы под покровительство Законодательного собрания, которое отстранило Людовика от исполнительных функций. Судьба революции была решена. 10 августа начался суд над Людовиком XVI.

Деятельность ученика – слушают вопросы, участвуют в беседе.

Дата взятия Бастилии - 14 июля 1789г.

Документы, принятые во время революции - Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г. + Конституция 1791г.

Страны, помогающие Франции – Австрия, Пруссия.

Связь Австрии с Францией – через брак Марии Антуанетты,  дочери австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи, с Людовиком XVI из династии Бурбонов.

Российская империя отрицательно отнеслась к событиям во Франции. Не вмешивалась, так как была занята разделами Польши.

IV. Подготовка к ролевой игре

Деятельность учителя – проводит  мотивацию  деятельности,  акцентирует  внимание   школьников   на   актуальности  и  значимости  темы, настраивает на игру. «Мы знаем, что суд вынесет смертный приговор, но давайте представим, что у нас есть машина времени, и с помощью неё мы совершим путешествие во Францию, в 1792 г. И, как мы знаем, смертный приговор королю Франции вынес Национальный конвент, (так себя переименовало Законодательное собрание). Но, я предлагаю наш суд построить на современных нормах и принципах права».

V. Ролевая игра

Примерный ход игры.

(На экран выводится изображение зала Национального конвента).

Представитель суда. Прошу всех встать, суд идет!

Судья. Здравствуйте, прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. Сегодня мы рассматриваем дело по обвинению Луи Капета, бывшего короля Франции - Людовика XVI, из династии Бурбонов, в составлении заговора против свободы нации и в ряде покушений против безопасности государства, включая сношения с иностранными государствами и эмигрантами.

Устанавливается личность подсудимого.

Людовик XVI. (ученик, играющий роль короля Франции, представляется и называет основные факты своей биографии)

Судья. Государственное обвинение поддерживает прокурор Парижской коммуны Пьер Гаспар Шометт. Защиту подсудимого осуществляют адвокаты – Раймонд де Сез, Франсуа Денни Тронше, Ламуаньон де-Малерб.

Затем прокурор и его помощники излагают обвинения, направленные против Людовика XVI, при этом используя сведения из учебника  (голод, царивший в стране; притеснения третьего сословия и др.). И сведения, полученные с помощью дополнительной литературы (обращение за помощью к Австрии, чрезмерные траты из государственной казны, в первую очередь на нужды Марии Антуанетты, в то время, когда народ голодал и др.).

После чего выступают свидетели. В качестве свидетелей заявлены: Филипп Орлеанский, Мария Антуанетта, Робеспьер, Елизавета Французская.

Филипп Орлеанский. *Младший брат короля, в Национальном конвенте выступил против Людовика (ученики, играющие роли адвокатов, после прочтения дополнительной литературы должны понять, что Филипп мечтал о престоле и надеялся на реставрацию монархии, в которой он занял бы место брата).

Мария Антуанетта. «Я, жена короля, Мария Антуанетта, младшая дочь императора Франца I и Марии Терезии, выступаю в поддержку своего мужа, Людовика XVI» (прокурор и помощники прокурора, должны сразу же понять, что Мария Антуанетта, знала о развязывании войны с Австрией, и так же, как и муж надеялась на помощь родной страны).

Елизавета Французская. «Я, сестра, обвиняемого, и выступаю в его поддержку, не поддерживая предъявленных  обвинений».

Робеспьер. «Я, Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер, рожденный в 1758 г., выступаю против войны с Австрией, виновником которой стал король.  Людовик — не подсудимый, а вы — не судьи, вы государственные люди, представители нации… Ваше дело — не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага. Когда король свергнут с престола революцией, которая далеко ещё не упрочена справедливыми законами, когда одно имя его навлекает бич войны на восставшую нацию, тогда ни тюрьма, ни изгнание не могут сделать существование короля безразличным для общественного блага. И это жестокое исключение из обычных законов, которое признаётся правосудием, может быть объяснено лишь самой природой его преступлений. С прискорбием произношу я эту роковую истину, но Людовик должен умереть, потому что отечество должно жить».

Во время выступлений свидетелей на экран выводятся их портреты.

Список дополнительной литературы

Художественная литература.

  1. Цвейг С. Мария Антуанетта. – Москва. Азбука-Аттикус. 2015.

Статьи.

  1. Ф.И. Булгаков. Последние дни Людовика XVI / Ф.И. Булгаков // Вестник иностранной литературы. 1893. - №2. С. 10-22.
  2. Милль, Джон-Стюарт. Некоторые наблюдения, касающиеся Великой французской революции / Джон-Стюарт Милль // Политико-философский ежегодник: сб. статей. Институт философии Российской академии наук. Москва, 2013.

Приложение

Памятка.

  1. Внимательно изучи рекомендованную учителем литературу, проанализируй её, выбери необходимый материал.
  2. Рассмотри иллюстрации в доступных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
  3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнить, мысленно составь биографию, надели чертами характера.
  4. Зная принадлежность данного человека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, какие чувства он мог испытывать.
  5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир героя, составь небольшой рассказ от его имени.
  6. Чтобы придать рассказу убедительность, включи в него общеупотребительные слова.
  7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.
  8. Внимательно слушай выступления своих партнеров по игре, не перебивай их.

Карточка оценки качества игры.

  1. Ясна ли была цель игры и твоя роль?
  2. Оправдала ли игра твои ожидания?
  3. Что показалось наиболее интересным, что запомнилось?
  4. Появилось ли желание узнать больше об эпохе?
  5. Хочешь ли ты участвовать в следующей игре?
  6. Твои предложения, как сделать игру интереснее?

Опрос, который был проведен среди десятиклассников с использованием приложения plickers.

  1. 17 января в 8 часов вечера Национальный Конвент вынес Людовику XVI смертный приговор. Согласно нормам российского законодательства, является ли данное решение законным?

1) Да 2) Нет

  1. Имеется ли данный вид наказания (смертная казнь) в законодательстве РФ?

1) Да 2) Нет

  1. Какой источник права содержит норму о применении данного вида наказания?

1) Конституция РФ 2) Уголовный Кодекс РФ 3) КоАП 4) Данная норма отсутствует

  1. В каком году, фактически, был наложен мораторий на смертную казнь?

1) 1999 год 2) 1996 год 3) 2009 год 4) 2010 год

  1. 16 мая президент России подписал Указ о поэтапном сокращении применения смертной казни. Этим президентом был

1) В.В. Путин 2) Б.Н. Ельцин 3) Д.А. Медведев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Причины и начало Великой Французской революции"

Методическая разработка содержит презентацию (имеется звуковое сопровождение) и конспект урока истории в 7 классе....

Демо-тест на тему: "Великая Французская революция"по учебнику "Всеобщая история Нового времени конец XV - XVIII века". 7 класс

Демо-тест к теме: "Великая Французская революция" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др. "Всеобщая история Нового времени конец XV - XVIII  века". для 7 класса . Перед использо...

Контрольный тест по теме "Великая французская революция".7 класс

Проверить знания учащихся по теме «Великая французская революция» Учебник ".Новая история". А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. 7 класс....

Методическая разработка по теме "Великая Французская революция".

Данная презентация затрагивает личность Марии-Антуанетты, королевы, ставшей жертвой Великой Французской революции. Материал помогает рассмотреть её с другой, малоизвестной стороны и по-новому взглянут...

Деловая игра в 8 классе по теме "Великая Французская революция"

Урок проходит в форме деловой игры "Круглый стол". Главная цель - охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

Урок "Франция XVIIIвеке. Причины и начало Великой Французской революции".

Тема  урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.»  Великая французская революция является одним из ключевых событий в ис­тории XVIII века, во многом пред...