"Право.Гражданин.Государство"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Замотаева Наталья Владимировна

Цели урока:

- формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность);

- формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств и т. д);

- формировать правовую компетенцию (способствовать развитию у учащихся интереса к правовым знаниям, умению строить логические умозаключения);

- расширить и обобщить знания, полученные на уроках права;

-формировать социально-политическую компетенцию (умение ориентироваться в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства);

- способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_ob-vo_10_kl.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Право. Гражданин. Государство»

Цели урока:

- формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность);

- формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств и т. д);

- формировать правовую компетенцию (способствовать развитию у учащихся интереса к правовым знаниям, умению строить логические умозаключения);

- расширить и обобщить знания, полученные на уроках права;

-формировать социально-политическую компетенцию (умение ориентироваться в современной политической ситуации, понимание своего общества и государства);

- способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине.

Тип урока: урок-обобщение знаний.

Форма урока: командная игра

КМО: экран, проектор, карточки, доска, плакаты с названиями команд.

План урока:

1. Организационный момент. Вступительное слово.

2. Актуализация знаний.

3. Практическая часть (конкурсы).

4. Закрепление.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

Здравствуйте! Садитесь.

Эпиграф урока:

Поэтом можешь ты не быть,

 Но гражданином быть обязан.

Н. А. Некрасов

Актуализация знаний.

Для разминки проведем конкурс “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.
Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6.
Сохранять природу и окружающую среду.
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государства.

Сдают работы.

А теперь постарайтесь определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься? Что будем рассматривать? Что вспоминать? (отвечают).

Итак, начнем. Участвуют две группы-команды.

1. Законодатели

2. Правосудие

конкурс. Вернемся к истории права.

Вопрос первый: - Самые древние законы были выбиты клинописью на каменной плите в XVIII в. до н.э.

Как называются эти законы?

(Законы Хаммурапи, царя Вавилона.)

Вопрос второй:

В античные времена сложился аллегорический (иносказательный, переносный) образ правосудия в виде богини. В наши дни в правовых учреждениях многих стран можно увидеть ее изображение.

- Назовите имя богини, опишите словами ее образ. Раскройте смысл аллегории, заключенной в этом образе. Что означает повязка на глазах, весы – в одной руке, меч – в другой?

(Изображена Фемида. Иносказательно – Фемида – правосудие. Повязка на глазах – символ беспристрастия, справедливости. «Весы Фемиды» - правосудие, «жрец Фемиды» - служитель закона с весами в одной руке и мечом в другой. Весы – справедливость, меч – могущество.)

Конкурс «Мудрость латинского языка»

По мнению ученых, наибольшее влияние на европейскую культуру оказали римское право и ораторское искусство. Я приведу несколько латинских изречений. В них заключена мудрость юридической мысли. А вы попробуйте осмыслить, расшифровать их.

Закон не обязывает, если он не обнародован.

Утрата уважения к судьям разрушает государство.

Право учреждается для пользы человечества.

Конкурс.  «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что находится в ящике.
Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

1. В ящике находится два документа, один из которых состоит из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс.)Второй, в переводе с латинского означает «установление», «устройство». (Конституция)

2.В Англии есть обычай: перед Новым годом украшать свои дома и подъезды венками из веток и листьев остролистника и омелы. Причем мужчины один день в году имеют право поцеловать каждую остановившуюся под таким украшением девушку. Один предприимчивый англичанин, чтобы поцеловать как можно больше девушек, украсил венками предмет, мимо которого ни одна девушка была пройти просто не в состоянии. Что же это за предмет? (Зеркало)

Конкурс. «Правовые акты»

Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

5. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. (Всеобщая декларация прав человека.)

6. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (Конституция РФ.)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Далее команды получают кроссворд по теме «Гражданин и государство». В это время по три игрока готовятся к работе со схемами на экране (как бы создаются малые подгруппы).

Решите кроссворд.

По горизонтали:

1 Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. 3. Политическое господство, государственное управление и его органы. 4. Форма государственного управления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. 5. Принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина. 6. Политическая организация. 7.Соединенное союзное государство, состоящее из ряда государственных образований. 8. Установленный порядок, строй. 9. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан. 10. Управление обществом с помощью власти.

11. Режим, характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности.

По вертикали:

1. Особая политическая организация, основной институт политической системы, осуществляющий управление, обеспечивающий охрану и стабильную структуру общества.

Ответы:

По горизонтали: 1. Гражданин. 2. Монархия. 3. Власть. 4. Республика. 5. Гражданство. 6. Партия. 7. Федерация. 8. Устройство. 9. Демократия. 10. Правление. 11. Тоталитаризм. По вертикали: 1. Государство.

Работаем со схемами.

Каждый игрок получает баллы для своей команды.

Команда «Законодатели» характеризует схему 1. Форма правления. Объясняет, что характеризует форма правления, какое государство называется монархией, какое - республикой?

(Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.

Монархия – государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по своему усмотрению.

Республика – государство, где источником власти является народное большинство. Верховная власть осуществляется представительными органами, избранными на определенный срок народом.)

Команда «Справедливость» характеризует Политический режим.

(Политико-правовой режим показывает, какими средствами и методами государственная власть реализует свои функции.)

Типы политических режимов.

(Демократический. Россия – демократическое государство. Это означает, что носителем суверенитета и единственным источником власти РФ является многонациональный народ.

Тоталитарный и авторитарный режимы – ученики их называют недемократическими режимами подробно их не характеризуют.)

 «Государство-это Я!»,- сказал французский король Людовик. Мы говорим, что государство - это Мы все вместе. Небольшое обсуждение.

Запомните и формулу успеха молодого человека XXI века: желание постоянно пополнять знания, увлеченный вдохновенный труд и деятельная любовь к родной земле.

Итоги урока. Рефлексия проходит в виде беседы.

1. Вам понравился урок?

2. Какие формы работы на ваш взгляд были увлекательными и интересными? 3. Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке?

Мы сегодня хорошо поработали на уроке, закрепили свои знания и узнали много нового. Главный результат – это ваше умение применять полученные знания на практике. По итогам работы вы себя оценили, и я тоже вас оценила со своей стороны.

Выставление оценок.

Спасибо за урок! До свидания!