Урок истории России в 10 классе по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Это один из первых уроков раздела. Тема: «СССР накануне Великой Отечественной войны» (учебник под ред. А.В. Торкунова: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. История России, 10 класс. В 3-х частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017, §20).

На данном уроке на основе анализа различных источников информации (отрывок видео урока, фоно документ, текст учебника) посредством фронтальной и групповой работы учеников изучается проблема готовности СССР к Великой Отечественной войне.

Материал предназначен для учителей истории, изучающих с учениками на уроках историю Великой Отечественной войны. Также данная разработка может стать основой для внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию. Структура и методы соответствуют требованиям ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_esli_zavtra_voyna.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история.

Класс: 10 класс.

Тема урока: СССР накануне Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: элементы проблемного обучения, элементы КСО.

Оборудование: компьютер, экран (мультимедийная доска), колонки.

Дидактическое обеспечение: видеофайл (учебный фильм «СССР накануне Великой Отечественной войны»), аудиофайл («Если завтра война…»), карточки с текстом песни (для слепых - шрифтом Брайля), учебник.

Ссылка на материалы (медиа файлы) к уроку: https://disk.yandex.ru/d/kT3v6glBkw7Cyw 

Цель урока: сделать самостоятельно вывод о степени готовности страны и народа к Великой Отечественной войне, оценить успешность государственной пропаганды, проводимой в том числе и средствами искусства, охарактеризовать состояние умов и массовой психологии советских людей предвоенных лет.

Коррекционная составляющая урока: формирование новых и уточнение имеющихся представлений, развитие слухового восприятия, использование в образовательной деятельности сохранных анализаторов, коррекция и развитие внимания, коррекция произвольной и непроизвольной памяти и связной речи, эмоционально-волевой сферы, проблем в межличностном общении и коллективном взаимодействии.

Планируемые результаты:

предметные:

  • установить степень готовности страны и народа к Великой Отечественной войне;
  • совершенствовать умение извлекать нужные сведения из исторических источников;
  • совершенствовать умение представлять информацию в форме развернутого исторического высказывания;
  • развивать первичные навыки источниковедческой критики.

метапредметные:

  • научиться определять суть проблемы и планировать деятельность по ее решению;
  • овладевать навыком смыслового чтения;
  • совершенствовать коммуникативные умения через сотрудничество на уроке;
  • развивать навыки анализа и синтеза данных;
  • формировать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

личностные:

  • научиться излагать свое мнение, понимать и слушать позицию другого, осознанно использовать речевые средства, создавать устные и письменные тексты;
  • воспитывать любовь к родной истории, умение ощущать ее сложность и драматизм;
  • научиться давать с учетом принципа историзма нравственную оценку психологическому и духовному состоянию людей;
  • формировать чувство патриотизма, способствовать осознанию обучающими личного и гражданского долга.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

- Мы начинаем с вами урок истории. Что, на ваш взгляд, самое важное в уроках по этому предмету?

- Как вам кажется, каким материалом можно добиться этого?

- Что поможет погружению в прошлое?

- Соответствие материала действительности.

- Нужно, чтобы на уроках истории были не только учебник и слова учителя, нужно придумать что-то такое, чтобы погрузиться в изучаемое время.

- Музыка, документы, фильмы изучаемого времени, даже какие-то мелочи вроде расписания поездов или фотографий квартир.

Определение темы урока

- События какого периода времени мы начнём изучать сегодня?

- Почему вы так решили?

- Вы правы, мы начинаем разговор о Великой Отечественной войне. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок, ведь события всей войны охватить сразу невозможно?

- Почти правильно. Но перед изучением первого периода войны нам стоит, как вы сказали, погрузиться в изучаемое время, попробовать хотя бы частично почувствовать то, что ощущали ваши прабабушки и прадедушки, как относились они к предстоящей войне. Какой будет тема нашего урока?

- Великой Отечественной войны.

- Мы изучали на предыдущем уроке время, которое ей предшествует.

- Наверное, началу.

- СССР накануне Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний по предложенной теме и выявление затруднения

- Началась ли война неожиданно для советских людей?

- Да, Сталин не верил разведчикам, которые говорили, что она будет. СССР не успел мобилизовать всех в армию, в первые месяцы были большие потери.

- Нет, все же знали, что война будет, , военное дело изучали.

Целеполагание и планирование деятельности

- Так был или не был готов СССР к войне?

Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить, погружаясь, насколько возможно, в реалии предвоенного времени. Давайте спланируем нашу работу. Что нам предстоит?

- Надо послушать, что говорили члены правительства, надо посмотреть документальные фильмы, социальную рекламу, газеты почитать.

Открытие нового знания

- Давайте начнём со знакомства с политической обстановкой и анализа мероприятий, которые проводились в Советском Союзе в предвоенные годы. Посмотрите небольшой учебный фильм и составьте в тетрадях два перечня: перечень событий и перечень мероприятий.

- Какие политические события вошли в ваш первый перечень?

- Какие мероприятия проводились в Советском Союзе в соответствии с этими событиями?

- Что говорят нам эти перечни о готовности СССР к войне?

- Как советские люди представляли себе эту будущую войну?

Ссылку на фильм(фрагмент) см. выше.

- События происходили такие:

  • Гитлер захватил большую часть Европы;
  • Германия и СССР заключили пакт о ненападении;
  • Великобритания укрепляла свою оборону.

- Мероприятия проводились такие:

  • введен комплекс ГТО;
  • приняты новые правила призыва в РККА;
  • армия увеличилась численно;
  • усилилось патриотическое воспитание;
  • проводилась военная подготовка населения.

- Вроде бы готовился.

- Думали, наверное, что тяжело придётся, как в Испании.

- Нет, им казалось, что победят фашистов на раз-два.

- Поможет определиться с правильным ответом нам песня. Эта песня была написана для одноименного документального фильма «Если завтра война…», вышедшего в 1938 году. Из нее мы сможем получить информацию о настроениях и духе народа.

- Разделитесь на 2 группы. Обе группы прослушают запись песни, а затем будут работать с её текстом. Первая группа будет искать в этой песне то, что говорит о готовности к войне, а вторая – то, что предвещает трудности на пути к победе.

- Поделитесь своими наблюдениями. Что установила первая группа?

- Что установила вторая группа?

Ссылку на песню см. в конце документа.

Текст песни:

Если завтра война, если враг нападет,
Если черная сила нагрянет,
Как один человек весь советский народ
За свободную Родину встанет.

На земле, в небесах и на море

Наш напев и могуч и суров.

Если завтра война, если завтра в поход

Будь сегодня к походу готов.

Если завтра война всколыхнется страна
От Кронштадта до Владивостока
Всколыхнется страна велика и сильна

И врага разобьем мы жестоко.

Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут железные танки

И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
Понесутся лихие тачанки.

Мы войны не хотим, но себя защитим
Оборону крепим мы недаром.

И на вражьей земле мы врага разобьем
Малой кровью могучим ударом.

В целом мире нигде нету силы такой

Чтобы нашу страну сокрушила.

С нами Сталин родной и железной рукой

Нас к победе ведет Ворошилов.

- Песня – марш, настраивающий на суровый и решительный лад.

- «Будь сегодня к походу готов» - осознание необходимости подготовки каждого к отпору врагу.

- «…Как один человек весь советский народ…» - вера в единство страны, готовность сражаться.

- Общая веселость и некоторое легкомыслие песни.

- «Лихие тачанки» - непонимание характера будущей войны.

- «…Малой кровью, могучим ударом» - ожидание быстрой и легкой победы на вражеской территории.

- Давайте проанализируем собранную нами информацию. Что в ней странно? Есть ли противоречие? Если да, то в чем?

- Как вы думаете, почему в песне появилось такое противоречие?

- Можем ли мы уже сделать вывод о готовности или неготовности страны к войне? Каких сведений нам не хватает?

- Да, противоречие есть. С одной стороны, авторы ждут легкой победы на вражеской территории, а с другой призывают готовиться к большой и серьезной войне всем народом.

- Государство как заказчик песни, с одной стороны, хотело сохранить в народе бодрость и веру в силу армии, а с другой, - держать его в готовности, чтобы не расслаблялся. И сам народ, частью которого был автор, хотел легкой победы, но сомневался, что получится.

- Мог ли Советский союз вести войну экономически? Война требует много денег.

- Обратимся за ответом на этот вопрос к учебнику. Прочитайте §20 п. 2, стр. 6-7.

- Итак, была ли в СССР сильная военная промышленность? Когда она была создана?

- В чем были преимущества советской экономики в условиях войны?

Текст параграфа учебника:

Начавшаяся Вторая мировая война повлияла на выполнение планов третьей пятилетки. Подготовка к возможной войне стала основой развития экономики. К весне 1941 г. продукция оборонной промышленности выросла в 2,8 раза. До начала войны было построено 3 тыс. промышленных предприятий. Из общей суммы капиталовложений в 1940 г. более 50 % было направлено на оборонные стройки и предприятия. Для повышения специализации производства Наркомат оборонной промышленности в 1939 г. был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности. Расширялось количество оборонных заводов, в том числе и заводов-дублёров на востоке страны. В 1939 г. насчитывалось 17 авиастроительных заводов, а к лету 1941 г. — 24.

Оборонные заказы размещались на тысячах предприятий, вплоть до фабрик музыкальных инструментов и заводов детских игрушек. В 1940 г. из гражданских ведомств в оборонные наркоматы было передано 40 заводов. Производство танков с 1940 г. начали осваивать Сталинградский и Челябинский тракторные заводы.

Для более быстрого создания, проведения испытаний и внедрения в производство новых образцов военной техники и вооружения возрастает количество научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (КБ). В предвоенные годы возникли ОКБ под руководством талантливых конструкторов А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, М. И. Гуревича и др. Началось серийное производство истребителей МиГ-1, МиГ-3, Як-1, штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика СБ.

К 1939 г. появились новейшие конструкции танков. К ним относились средний танк Т-34 (М. И. Кошкин и др.), тяжёлый танк КВ (Ж. Я. Котин). Однако серийное производство новых образцов вооружений задерживалось.

Неблагополучно было положение с производством автоматов, зенитной и противотанковой артиллерии, сократился выпуск ручных и станковых пулемётов. Два года не могли запустить в серийное производство реактивные снаряды М-13 для миномётной установки, получившей в дальнейшем название «катюша». Процесс перевооружения армии и флота на новые образцы техники планировалось завершить только в 1942 г.

- Хотя и дорогой ценой, но Сталину удалось создать в 30-е годы, во время индустриализации, промышленность, способную обеспечивать армию оружием. Военное производство быстро росло. Большинство заводов работало на оборону. Создавались новые образцы оружия, например, новые танки Т-34 и КВ и «катюши», стрелявшие ракетами. Но перевооружить всю армию рассчитывали лишь к 1942 году.

- Она была централизованной и плановой. Могла направить все ресурсы страны на оборону.

Первичное закрепление нового знания.

- Давайте закрепим наши знания. Можем ли мы сказать, что СССР и его народ были полностью готовы к будущей войне?

- Или полностью не готовы?

- Тогда давайте установим истину. Я буду называть сферы готовности страны к войне, а вы скажете была ли готовность и насколько.

- Экономика.

- Армия.

- Психологический настрой.

- Нет.

- Тоже нет.

- Готовы не до конца, но быстро готовились.

- Были плюсы и минусы, но минусы можно было устранить.

- Народ был готов сражаться.

- А теперь объединим нашу информацию и сделаем общий вывод о степени готовности народа к войне. Запишите вывод в тетрадях.

- Что вы записали?

- Советский народ под влиянием пропаганды представлял себе будущую войну довольно легкой и победоносной, но в то же время был готов сражаться с врагом всерьез и идти на большие жертвы. Психологически он к войне был готов.

- Народ был психологически готов сражаться, хотя и верил в легкую победу. Военное производство росло быстро, но надо было еще быстрее. Армия уступала немецкой в опыте и подготовке, но могла стать сильнее.

Рефлексия

- В результате нашей работы у вас должно появиться понимание, почему СССР так тяжело начинал войну, но все же ее выиграл. Это должен быть ваш личный ответ на вопрос, решение проблемы. Но варианты ответа могут быть разными:

- теперь я все понял;

- понимаю, но не все;

- по-прежнему не понимаю.

Мы просто «проголосуем», пусть поднимут руки те, кто все понял, затем те, кто понял не все и, наконец, те, кто по-прежнему недоумевает.

Обучающиеся поднятием рук оценивают степень своего понимания и результат работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе по теме: "Литература периода Великой Отечественной войны"(лекция).

Данный урок направлен не только на получение занний, но и на эмоциональное восприятие собранного материала....

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэзия периода Великой Отечественной войны"

Данная презентация используется на уроке как дополнительный медиа материал, иллюстрирует каждую страницу устного журнала (форма проведения урока), украшает урок, является наглядным пособием...

Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"

Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия»  проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы...

Урок истории в 5 классе Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Урок будет полезен коллегам, которые занимаются патриотическим воспитанием с раннено возраста. Здесь развитие УУД исследования на развитии интереса к истории своей семьи в годы Великой Отечественнной ...