Географические открытия в Сибири и их научное значение
план-конспект урока по истории (11 класс)

Гостяева Татьяна Викторовна

Технилогическая карта урока в 11 классе.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._zemleprohodtsy_i_pervootkryvateli._11_klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Географические открытия в Сибири и их научное значение.

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений об географических открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Владимира Атласова и др. Познакомить с научным и практическим значением открытий первопроходцев.

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Проводят оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому; характеризуют личность атамана Ермака.

Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, выделяют и обобщают их существенные признаки,  делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень;  условия труда первопроходцев; морские и речные пути проникновения в Сибирь промышленников Поморья, мотивы походов.

Раскрывают значение понятия «землепроходцы», характеризуют их заслуги. Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве

Понимают разницу между историческими фактами и мнениями.  

Усваивают новые понятия и термины.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют работать с исторической картой; овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста; представляют результаты своей деятельности в табличной форме.

коммуникативные: владеют культурой речи; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки; оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние;

Личностные: понимают необходимость учения; учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений.

Межпредметные связи

география, литература

Образовательные ресурсы

Инновационный учебно-методический комплекс «История». Учебное пособие для образовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ /отв. ред. : В.А. Зверев, О.М. Хлытина. - М.: ООО «Интеграция: Образование и наука», 2015. - 218 с., илл, карты.

Презентация «Первооткрыватели и землепроходцы в Сибири XVII в.», подготовленная учителем;

видеофрагмент «Освоение Сибири» (История. РФ) 4.44 мин

карта «Сибирь в XVII веке»

Оборудование

экран, компьютер, проектор

Основное содержание темы, понятия и термины

Первопроходцы Сибири. Условия повседневного труда первопроходцев. Практическое и научное значение открытий первопроходцев. Географические открытия. Ясачные книги, Мангазея, кочи, дощаники, мягкая рухлядь, рыбий зуб

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Организационная структура урока

этапы урока

обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

деятельность учителя

деятельность учащихся

формы организации и совзаимодействия на уроке

планируемые результаты

формы контроля

предметные

формируемые умения (УУД)

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

фронтальная

личностные: понимают необходимость учения

II. Актуализация и проверка знаний

Беседа по пройденному материалу

- Покажите на карте путь отряда Ермака от реки Чусовой до Кашлыка.

- Перечислите в хронологическом порядке события похода Ермака.

- Объясните, почему имя Ермака сохранилось в песнях и легендах.

- На основе составленной дома таблицы приведите факты об экспансии и колонизации при присоединении Сибири. Сделайте выводы об их соотношении.

Формулируют ответы, приводят примеры

фронтальная

Проводят оценку завоеванию и присоединению Западной Сибири к государству Российскому; характеризуют личность атамана Ермака.

Сопоставляют различные мнения, анализируют исторические события, делают собственные выводы, аргументированно отстаивают собственную точку зрения.

коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач

Устный опрос

III. Постановка учебных задач

Беседа

Сообщает тему  урока, предлагает сформулировать учебные задачи.

 

Формулируют учебные задачи

фронтальная

регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи

IV. Изучение нового материала

Просмотр видеофрагмента «Освоение Сибири»

Предлагает обсудить: Каких людей называли землепроходцами, в чем их заслуги? Какие первые остроги и деревни были основаны на территории

Формулируют ответы

индивидуальная

Знают хронологические рамки освоения Сибири, названия первых острогов и деревень. Раскрывают значение понятия «землепроходцы», характеризуют их заслуги

Устные ответы

Работа с картой «Сибирь в XVII веке»

Предлагает изучить карту «Сибирь в XVII веке» и выполнить следующие задания:

- найти маршруты походов землепроходцев

- провести анализ дат постройки острогов, сделать вывод о темпах освоения Сибири

Изучают карту, формулируют ответы.

учащиеся должны показать маршруты походов Е. Хабарова, С. Дежнёва, В. Пояркова, В. Атласова

Первые остроги Мангазея (1601), Томск (1604), Туруханск (1607). Быстрое заселение и основание большого количества острогов в 1632-1654 (14 шт).

фронтальная

Читают историческую карту с опорой на легенду. Правильно локализуют исторические события во времени и пространстве

познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют работать с исторической картой.

Коммуникативные: владеют культурой речи

Ответы на вопросы, работа с картой

Презентация

Рассказ учителя с комментариями презентации, подробнее останавливаясь на наиболее существенных моментах.  Кто они, первопроходцы Сибири? Условия их труда и быта.(Приложение)

Слушают учителя. Делают краткие записи в тетради.

индивидуальная работа

Понимают разницу между историческими фактами и мнениями, знают морские и речные пути проникновения в Сибирь промышленников Поморья, мотивы походов.

Знают условия труда первопроходцев.

Усваивают новые понятия и термины: кочи, дощаники, шиверы

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Записи в тетради

Работа с историческим источником

Предлагает разбиться на группы, прочитать документы: челобитные и отписки первопроходцев Сибири и выполнить задания

1. челобитная тобольского казака Ивана Реброва от 15 февраля 1649г. (с. 57-59)

2. отрывки из отписок Семена Дежнева (с.59)

изучают исторические источники (Приложение) и формулируют аргументированные ответы на вопросы

работа в группах

Познавательные: выделяют логические части текста и определяют в них главное.

Личностные: учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений

коммуникативные: обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Устный опрос

V.Первичное осмысление и закрепление знаний

Работа с текстом учебника, составление таблицы

Предлагает составить обобщающую характеристику практического и научного значения открытий первопроходцев, используя текст  учебника. Ответ оформить в  виде таблицы.

Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задание

индивидуальная работа

анализируют исторические факты, выделяют и обобщают их существенные признаки

познавательные: овладевают приемами рационального чтения, выделяют существенную информацию из текста; представляют результаты своей деятельности в табличной форме.

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в свои действия, учитывая допущенные ошибки

таблица

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

- Каким образом вы их преодолели?

- Что в новом материале вас  заинтересовало?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся на уроке

домашнее задание

Составьте исторический портрет одного из первопроходцев Сибири. Подберите иллюстрации.

Записывают домашнее задание

индивидуальная работа

Приложение Сергей Марков
Мореходы в Устюге Великом

Разливайся, свет хрустальный,
Вдоль по Сухоне-реке!
Ты по улице Вздыхальной
Ходишь в шелковом платке.

Разойдись в веселой пляске!
Пусть скрипит родимый снег.
Незадаром по Аляске
Ходит русский человек!

Незадаром дальний берег
Спит, закутавшись в туман,
Господин наш Витус Беринг,
Смотрит зорко в океан.

Кто сказал, морские други,
Что померк орлиный взор
И сложил навеки руки
Наш великий командор?

И на хладном океане
Нету отдыха сердцам –
Там ревнуют индиане
Девок к нашим молодцам!

Где шумят леса оленьи –
Черноплечие леса, –
В индианском поселеньи
Вспомним синие глаза.

Видя снежную пустыню
Да вулканные огни,
Вспомним улицу Гулыню,
Губы алые твои.

Скоро снова дальний берег,
Ледяной высокий вал.
Командор наш Витус Беринг
Никогда не умирал!

Жемчугами блещут зубы,
Будто в тот приметный год
Командор в медвежьей шубе
Вдоль по Устюгу идет.

Ведь и времени-то малость
С той поры прошло, когда
Ты герою улыбалась
У Стрелецкого пруда!

Твоему простому дару
Был он рад, любезный друг, –
Он серебряную чару
Принимал из милых рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Географическое положение Восточной Сибири

1. Географическое положение Восточной Сибири; 2. История освоенияния региона 3. Рельеф; 4. Климат; 5. Природные районы; 6. Природные ресурсы....

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

«Научные открытия и технические изобретения эпохи Великих географических открытий»

Низамова Алина Раифовна, учитель истории и обществознания МАБУ "Полилингвальный образовательный комплекс "Адымнар - Алабуга" Елабужского муниципального района Республики Татарстан«...