Культура Древнего Египта
план-конспект урока по истории (5 класс)

Конспект урока  "Культура Древнего Египта", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_drevnego_egipta.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура  Древнего Египта».

Цели: 

  • формировать представления о богатстве и индивидуальности культурного наследия древнеегипетской цивилизации, его ценности для всего мира;
  • развивать внимание, мышление,  память, наблюдательность;
  •  воспитывать интерес к изучению истории и личностной позиции в вопросе ценности культурного наследия Древнего Египта.

Планируемые результаты:

  • - предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
  • метапредметные: готовность к сотрудничеству с учениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной, монологической контекстной речью
  • - личностные: освоение общекультурного наследия древних египтян.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, кроссворд, схема пирамиды Хеопса, рабочий лист.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивационно- целевой этап.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточке

Прочитай текст и вставь пропущенные слова

Государство Египет расположено на __________ _________Африки. С юга на север протекает река __________.В долине этой реки плодородные земли, на которых египтяне выращивают _________, _________, ______________. Особенно популярно у египтян растение .Его используют как материал для письма___________.

  Примерно за __________ лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил ________ Египет, объединив всю страну. Столицей египетского государства стал город ___________.

Ответить на вопросы

  1. Что такое религия?
  2. Во что верили древние египтяне?
  3. Что называли храмом?
  4. Кого называли жрецами?
  5. Почему жрецы были могущественны и богаты?
  6. Что необходимо было человеку для существования в «царстве мертвых»?
  7. Почему в Египте фараона обожествляли?

  1. Мотивационно – целевой этап.

кроссворд

  1. Для орошения полей, удаленных от Нила, египтяне копали. (Каналы)
  2. С помощью какого изобретения египтяне поливали сады. (Шадуф).
  3. Река, которая протекает в Северо- Восточной Африке. (Нил)
  4. Царские советники, военачальники.(Вельможи)
  5. Одно из первых крупных царств, возникшее на берегах Нила. (Египет)
  6. Мелкие предметы, которые по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий. (Амулет)
  7. Высокий тростник в Египте. Из него делали , похожий на бумагу, писчий материал. (Папирус)
  8. Правитель Египта. (Фараон)

Какое ключевое слово мы получили. (культура)

- Что такое культура?

Сегодня мы поговорим с вами о культуре Древнего Египта.

Тема урока  «Культура  Древнего Египта.»

(слайд № 1 с названием темы и иллюстрацией древнеегипетских художников).

  1. Изучение нового материала.

 А) Египетские пирамиды.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных  времен привлекала к себе внимание всего человечества. Сегодня мы прикоснемся к этой тайне.  Когда говорят о культурном наследии Древнего Египта, то большинство представляет себе в первую очередь 7-ое чудо света – величественные пирамиды в Гизе.

( слайд № 2 с изображением пирамиды Хеопса, Большого сфинкса и древнеарабским изречением).

Пирамиды настолько величественные, что всем соседним народам они казались вечными. Не случайно арабы говорили: «Мир боится времени, а время боится пирамид».

Пирамиды строились на западном берегу реки  Нил.

Покой фараонов охраняет Большой сфинкс  - существо с телом льва и головой человека.

( слайд № 3 с пошаговым изображением различных форм древнеегипетских пирамид)

 Форма пирамид не всегда была такой правильной. Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений – «мастаб», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что впоследствии Имхотеп был приравнен к богам.              Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как видите, уже состоит из трёх мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась).

Ну и более привычная пирамида Хеопса в Гизе.

 Мы можем проследить не только изменение формы пирамиды, но и её размеры. Пирамида Хеопса самая высокая пирамида . Она была построена около 2600 года до н. э. высота ее почти 150 метров. Это высота примерно 50 этажного дома. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

(слайд №4  со схемой пирамиды Хеопса и схема на доске)

 Пирамида Хеопса является не только самой большой из всех, сохранившихся до нашего времени пирамид, но и самой загадочной. Она загадала современным учёным 3 загадки.

Первая загадка: вход в пирамиду располагается на высоте 14 м на северной стороне. Узкий коридор ведёт нас вниз, глубоко под землю, и вскоре мы попадаем в небольшую комнатку. Она пуста, но не это удивляет археологов и историков. Все пирамиды были разграблены ещё в древности. Учёных удивляет коридор за комнаткой, ведущий в тупик. Зачем нужен был этот коридор?

Вторая загадка: Вернувшись обратно, мы направимся по коридору, ведущему к центру пирамиды. Он очень узкий, и по нему приходится карабкаться согнувшись почти вдвое. Через 33 м мы окажемся на площадке, где коридор раздваивается: один продолжается наверх, другой, горизонтальный, приведёт нас в комнату, которую называют «комнатой царицы». Но мы знаем, что жену фараона никогда не хоронили в одной пирамиде вместе с фараоном. Так почему же так называется комната, и для чего её соорудили?

Третья загадка: широкая 50-метровая галерея наверх приведёт нас к самому центру пирамиды, где находится усыпальница самого фараона. Комната облицована гранитными плитами. Через стены наружу были проложены трубы для вентиляции. В центре стоит гроб из красного гранита, внутри которого находился саркофаг с мумией фараона Хеопса. То, что саркофаг с мумией забрали  древние грабители – не удивляет, ведь их интересовали драгоценности, которые были одеты на мумию фараона. Но куда делась тяжёлая гранитная крышка?

     Строительство пирамид – дело настолько длительное и сложное, что среди учёных до сих пор происходят споры о том, как египтяне сумели без каких-либо механизмов создавать такие грандиозные сооружения. А сейчас мы посмотрим видеоролик из фильма «Пирамиды».

( слайд № 5 с видеороликом  «Строительство пирамид»).

  На каменоломнях тысячи рабов, земледельцев и ремесленников добывали камень. Рабов и многих земледельцев пригоняли на работу силой. Часть земледельцев и ремесленников работали по собственной воле, зарабатывая себе на пропитание. Медным долотом они рассекали скалы. В отверстия вставлялись деревянные клинья и поливались водой, чтобы, разбухая, дерево раскалывало скалы. Для строительства пирамид необходимы были каменные блоки разной величины, от небольших до огромных. После предварительной обработки блоки на деревянных санях переправляли к месту строительства пирамиды. Для этого делали насыпь из песка и щебня, ведущую вверх, которую смачивали водой для лучшего скольжения. Чем выше становилась пирамида, тем длиннее насыпь, ведущая наверх.

Здесь, уже у самой пирамиды, блоки обрабатывались каменщики. Положение каменщиков было намного лучше, они жили в отдельных хижинах и им в пищу давали даже мясо. Единственным измерительным инструментов для них служил деревянных уголок. И с такими примитивными инструментами они так точно и ровно отшлифовывали блоки, что те вплотную подходили друг к другу. Точность – это то, что до сих пор поражает учёных.

Для того, чтобы блоки доставлять на самый верх, насыпь строили вокруг пирамиды по спирали. Чтобы поверхность пирамиды была гладкой, каменные ступени обрубили и отшлифовывали. И пирамида, сверкая на солнце, поражала и заставляла египтян преклоняться перед величием живого бога фараона. К сожалению люди и время изменили облик пирамид, и теперь мы можем лишь с помощью компьютерной графики увидеть её глазами строителей.

( слайд № 6 с иллюстрациями строительства пирамиды)

Мы видим на слайде как египтяне на деревянных полозьях каменный блок тащат на верх.

Б) Храмы – жилища богов..

Другим видом архитектурных сооружений Древнего Египта являются храмы.

Храмы должны были поражать своими размерами, ведь это жилище бога.

(слайд №7 схема древнеегипетского храма)

Путь к храму вёл по алее сфинксов – фантастических существ с телом льва и головой человека или барана. Перед храмом стояли обелиски, или «иглы фараонов», как их называли египтяне. По разным сторонам от ворот находились огромные фигуры фараона. Ворота, открывающие вход во внутренний двор храма, были настолько огромны, что их можно было распахнуть только усилиями сразу нескольких жрецов.

За внутренним двором находился главный зал, за которым было небольшое скрытое от глаз помещение со статуей бога. В это помещение допускались только жрецы и фараон.

( слайд № 8 с фотографией стены храма, покрытой рельефами).

 Храмы были огромны. Они должны были поражать простого человека, должны были создавать в нём ощущение своей слабости и ничтожности перед величием бога, живущего в этом храме.

Вся поверхность храма от пола до потолка была покрыта рельефами с иероглифами и изображениями. До сих пор, эти сооружения завораживают тысячи туристов, стремящихся посетить эту страну древней культуры.

Обратите внимание на храм Хатшепсут. Практически весь храм высечен внутри огромной скалы. Подобные сооружения вызывают восхищение не меньше, чем пирамиды.

( слайд № 9  древнеегипетские  храмы).

В) Гробница фараона Тутанхамона.

Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды. Они хоронили своих фараонов в помещениях вырубленных в скалах. За века и тысячелетия, прошедшие со времен  фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой.

(слайд №10,11,12)

В 1922 г два англичанина – археолога обнаружили на скалах древнеегипетский знак , показавший им,  что запечатана гробница фараона.

 В гробнице посреди первой комнаты стоял трон – на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями.

   В главной комнате находился саркофаг, а в нем – второй, во втором – третий. Лишь в последнем , четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

    Сообщение  ученика о фараоне Тутанхамоне.

(Тутанхамон был фараоном Египта. Он умер в 18 лет. Тутанхамон стал одним из самых известных фараонов Древнего Египта. Его гробница оказалась единственным царским погребеньем, дошедшим до нас в целостности и сохранности. Тутанхамон взошел на престол когда ему было 9 лет.  Его могло ждать блестящее будущее, но он умер не оставив после себя наследника.

 Из – за внезапной смерти фараону не успели подготовить достойную гробницу и поэтому он был похоронен в скромном склепе в скале. Вход со временем оказался скрыт под хижинами египетских рабочих, которые сооружали поблизости гробницу фараону Рамсесу 4. Именно благодаря этому гробница Тутанхамона оказалась забыта.

Восемнадцатилетний фараон был похоронен с роскошью. В нем покоилась мумия фараона. Так же в гробнице были найдены царский трон, статуэтки царя и его жены, драгоценности великолепная погребальная маска Тутанхамона.)

Г) Музеи.

В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта  найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. (давайте об этом прочитаем )

Работа по учебнику стр. 60

- Как изображали фараона? (Фараон выше вельмож, простые люди совсем маленькие)

(слайд 13 )

- Какие правила соблюдал скульптор при создании каменной статуи вельможи и его  жены? (фигурки сидящих людей изображали с плотно сжатыми коленями, одна рука опиралась на колено, другая прижата к груди)

(слайд 14)

-  Какие правила художник соблюдал  при изображении человека? (фигурка человека изображалась по строгим правилам: лицо и ноги – вид сбоку, а туловище развернуто к зрителю)

(Слайд 15)

- Чем отличалось изображение женщины от мужчины? (Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин светлого)

(Слайд 16)

- Почему статуи, находящиеся в гробницах, должны были походить на покойного?

  1. Закрепление материала.

С какой целью строились пирамиды?
(содержание ответа учащихся: пирамиды строились как усыпальницы фараонов).

Для какого фараона построена самая большая пирамида?
(содержание ответа учащихся: для фараона Хеопса).

Кто трудился на строительстве пирамид?
(содержание ответа учащихся: рабы, крестьяне, ремесленники под руководством вельмож).

Чьё захоронение дошло до наших времён не разграбленным?
(содержание ответа учащихся: захоронение фараона Тутанхамона).

С какой целью древние египтяне строили храмы огромных размеров?
(содержание ответа учащихся: чтобы показать могущество бога и ничтожность человека).

Работа в рабочих листах

1. Вспомните, как в Египте на рельефах и в росписях было принято изображать человека.. мы как бы смотрим на него с разных точек зрения. На одни части  его тела – спереди (на какие именно?) __________________________________________________________________, а на другие – сбоку (на какие?): __________________________________________________________________

2. Рассмотрите  древнеегипетские статуи, ответьте на вопросы.

А) Почему статуи должны были быть похожими на людей, похороненных в гробнице

________________________________________________________________________________________

Б) Предположите, почему вельможа и его жена изображены молодыми людьми, хотя, быть может, они умерли в старости.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Опишите каждую из статуй. В каких позах представлены вельможа  и его жена? В каком положении находятся их руки и ноги?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Почему вельможа и его жена изображены с кожей разного цвета?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рефлексия.

Закончи предложение

Сегодня я узнал…

Было интересно …

Было трудно…

Я научился …

Меня удивило …

Теперь я могу ….

(Слайд 17)

  1. Домашнее задание

( слайд № 11 с домашним заданием).

 Благодаря своему незабываемому искусству Египет до сих пор остаётся привлекательным для туристических поездок. И, конечно же, главной целью для приезжих является посещение единственного из дошедших до нас «чудес света» – древнеегипетских пирамид. Однако пирамиды строились не только в Египте. Есть ещё один регион на земле, где древние народы строили подобные архитектурные сооружения.

Предлагаю вам провести своё исследование и не только найти народы, строившие пирамиды, но и сравнить их с древнеегипетскими, найдя общие и отличные черты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство и культура Древнего Египта

Презентация к уроку в 5 классе....

Культура Древнего Египта

Презентациая "Культура Древнего Егитпа" предназначена для использования на уроках МХК. Рассматриваются следующие вопросы: 1) Древний Египет- культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смер...

презентация к уроку "Культура Древнего Египта"

данная презентация позволит учащимся познакомиться с достижениями культуры Древнего Египта. На слайдах представлены красочные иллюстрации по данной теме. Учитывая, что учащиеся в данном возрасте воспр...

Презентация к уроку МХК 10 класс "Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура."

В презентации представлены особенности Египетской архитектуры, различные виды пирамид, храмовые комплексы и сооружения не связанные с загробным культом (пилоны и обелиски)...

"Памятники Культуры Древнего Египта. Архитектура."

Презентация включает в себя 13 слайдов с изображениями памятников архитектуры Древнего Египта (по программе Б.Неменского)....

Культура Древнего Египта.

Презинтация по истории древнего мира для 5 класса....