Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью технологии критического мышления"
статья по истории

Миронова Олеся Валерьевна

Информация о приемах "Кроссенс" и "Прима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью технологии критического мышления.

Миронова Олеся Валерьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

МБОУ «Химико-технологический лицей №3 «Потомки Менделеева» Менделеевского муниципального района РТ

        Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных нормативно-правовых актах об образовании делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Необходимо вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активную познавательную деятельность каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Уроки истории и обществознания дают возможность развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

      Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог - это развитие творческих способностей ученика.

Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

      Мой педагогический опыт – сплав элементов различных педагогических технологий, которые я применяю в зависимости от содержания материала, от уровня познавательной активности класса, от целей и задач уроков. Это проектная деятельность, технологии развивающего обучения, критического мышления, проблемного обучения, сингапурская методика обучения, по которой я являюсь учителем-тренером.

     На уроках истории очень важно формировать три группы умений: картографические, хронологические и интеллектуальные. Активные методы обучения, формирование обстановки творческой активности позволяют достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллектуальных умений ребенка. Формирование интеллекта начинается с образных представлений об истории на эмоционально - нравственном уровне. На следующем этапе необходимо привести знания в простейшую хронологически-пространственную систему. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Активное обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает творческие способности.

     Наша школа с 2014 года по сингапурской программе стала Школой Превосходства по направлению «Развитие критического мышления». В связи с этим много времени я стала уделять изучению технологии критического мышления. Критическое мышление позволяет развивать творческие способности учащихся. Приемов для развития критического мышления очень много: зигзаг, синквейн, класстер, инсерт, фишбоун, жокеи и лошади, и др. Сегодня я хотела бы остановиться на 2 технологиях – «кроссенс» и стратегии ПРИМА. На своих уроках я их применяла много раз. Я пришла к выводу, что эти технологии не только пробуждают интерес к уроку, но и позволяют лучше усваивать материал, развивают творческие и интеллектуальные способности.                      

      Слово «кроссенс» означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

      Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

      Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 9. По желанию автора он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

1

2

3

8

9

4

7

6

5

 Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

      Рассмотрим и решим примеры кроссенсов, которые я делала для своих уроков. (см.Презентацию слайды №3-5)

Таким образом, подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);

- раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего – либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему).

Стратегия ПРИМА – это прием развития критического мышления.

На первом этапе работы нужно выявить проблему. Далее следуем по буквам.

Расшифровывается следующим образом:

«П» - поколдуем. Учащимся предлагается представить себя всемогущими волшебниками и предложить любые, даже самые фантастические способы решения имеющейся проблемы. На данном этапе актуализируется творческое воображение и нестандартное мышление, крайне необходимые человеку в проблемной ситуации, ведь нередко решение сложных проблем лежит за пределами общепринятого, общеизвестного, и выход «за рамки» в этом случае- единственная возможность изменить сложившееся положение дел

«Р» - решим проблему. На этом этапе учащимся предстоит произвести критическую оценку собственных идей. Они должны ответить на вопросы: что произойдёт в результате применения предложенного нами способа? С какими трудностями мы можем столкнуться в ходе реализации? Всесторонняя оценка эффективности выбранного способа решения, прогнозирование результатов, включая возможные риски, - важные проектировочные умения, которые отрабатываются на этом этапе стратегии.

«И» - иной взгляд. Глубокий анализ проблемы и путей её решения бывает затруднителен для человека, если он смотрит на ситуацию только под одним своим собственным, углом зрения. Смена позиции даёт возможность увидеть иные возможности или иные препятствия на пути к цели. Поэтому на данном этапе работы учащимся предлагается взглянуть на проблему глазами другого человека, также вовлеченного в создавшуюся проблемную ситуацию и заинтересованного в её благополучном разрешении.

«М» - может случиться. На этом этапе возникают неожиданные перемены, повороты в развитии событий. Как реагировать на них? Анализируя изменившиеся условия, ученики продвигаются вперёд, к новым идеям и решениям.

«А» - а что дальше? Этот этап работы требует подвести черту и определить конкретные шаги, которые могут и должны быть предприняты для решения проблемы, а также заглянуть нам в будущее: каким оно видится нам в результате осуществления запланированных действий?

Последним этапом является подведение итогов по решению проблемы.

   Давайте с Вами поработаем в рамках данной стратегии на примере изучения темы «Отмена крепостного права».

Формулируем проблему: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян. Условия освобождения были следующие:

  1. Свободу крестьяне получили бесплатно
  2. Землю крестьяне выкупали. Платеж за землю был поделен на 2 части 20% крестьяне должны были выплатить помещику. До того момента, пока крестьянин выплачивал платежи помещику, он считался временнообязанным, то есть продолжал выполнять прежние обязанности в пользу помещика. Вторая часть – 80% - давалась крестьянину в виде ссуды государством на 49 лет под 6% годовых.

Какую проблему исходя из этих данных можно выделить?  (Примерный ответ: Условия освобождения для крестьян были очень тяжелые)

Далее задаются следующие вопросы.

П – На каких условиях бы Вы освободили крестьян от крепостной зависимости?

Р – С какими проблемами Вы можете столкнуться при реализации своей реформы?

И – Посмотрите на свою реформу глазами помещика.

М – Представьте, что крепостное право бы е отменили? Что могло случиться в истории России?

А – Нужна ли была такая свобода крестьянам? Поменялось ли Ваше отношение к свободе?

        Подводим итог: Несмотря на всю тяжесть условий, реформа отмены крепостного права стала очень важным шагом на пути либерализации нашей страны.

       Данные технологии можно использовать и на других предметах. И технология «кроссенс», и стратегия ПРИМА соответствуют новым ФГОС, развивают универсальные учебные действия, помогают формировать метапредметные результаты. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на уроках истории на основе проблемного подхода в обучении»

В связи с бурными темпами социального развития общества человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к информационному, в котором процессы с...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

laquo;Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»...

Паспорт программы «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»

Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...