«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»
рабочая программа по истории (9 класс)
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_programmy.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы | ||||||||||||
Наименование | «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся | |||||||||||
на уроках истории и во внеурочной деятельности» | ||||||||||||
Разработчик программы | Учитель истории и обществознания Умпирович Елена Анатольевна | |||||||||||
Этапы реализации | диагностико- прогностический | |||||||||||
программы | деятельностный | |||||||||||
констатирующий | ||||||||||||
Цель программы | создание инструментария, позволяющего | |||||||||||
развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, | ||||||||||||
необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни | ||||||||||||
Задачи программы | разработка | инструментария выявления одарённых и талантливых | ||||||||||
детей; | ||||||||||||
создание оптимальных условий для поддержки и развития | ||||||||||||
одаренных и талантливых детей; | ||||||||||||
внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм | ||||||||||||
творческой самореализации, нестандартности научного и | ||||||||||||
художественного мышления учащихся | ||||||||||||
Принципы педагогической | принцип личностно-ориентированного подхода; | |||||||||||
деятельности | максимального разнообразия предоставленных возможностей для | |||||||||||
развития личности; | ||||||||||||
принцип возрастания роли внеурочной деятельности; | ||||||||||||
принцип создания условий для совместной работы учащихся при | ||||||||||||
минимальном участии учителя; | ||||||||||||
принцип | свободы | выбора | учащимся | дополнительных | ||||||||
образовательных услуг, помощи, наставничества; | ||||||||||||
принцип индивидуализации и дифференциации обучения | ||||||||||||
Формы | работы | во | проекты; | |||||||||
внеурочной деятельности | конкурсы различных уровней; | |||||||||||
научно-практические конференции различных уровней | ||||||||||||
традиционные школьные мероприятия (неделя науки); | ||||||||||||
экскурсии; | ||||||||||||
Формы работы одарённых и | урок обобщения и систематизации знаний (обучающиеся в роли | |||||||||||
талантливых детей в урочное | консультантов); | |||||||||||
время | урок-семинар | (выступление | учащихся | с | самостоятельными | |||||||
сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений); | ||||||||||||
урок-зачёт (обучающиеся в роли экспертов); | ||||||||||||
дидактических игр, составление и организация игр); | ||||||||||||
урок-дискуссия (круглый стол) - дискуссия по различным темам | ||||||||||||
научного характера. | ||||||||||||
Предполагаемые результаты | создание условий для творческой самореализация одарённых и | |||||||||||
талантливых | детей | с | учётом | индивидуального | и | |||||||
дифференцированного подхода | ||||||||||||
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Методическое обеспечение:
- обеспечить научно-методическую поддержку талантливых детей;
- организовать работу кружков естественно - научного направления, разработать соответствующие учебные программы;
- разработать темы исследовательских проектов по химии.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Применение междисциплинарного подхода;
- Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
- Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
- Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
- Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
- Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
- Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
- Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
- Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
- Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; конкурсы; курсы по выбору, элективные курсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....
Паспорт программы «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития творческого потенциала школьников....