Крещение Руси
план-конспект занятия по истории (6 класс)

Тихонова Юлия Михайловна

Урок "Крещение Руси" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Крещение Руси

Класс: 6 класс

Цель: Познакомить с процессом Крещения русской земли

Задачи:

- Выявить причины, которые способствовали возникновению Христианства на Руси;

- Охарактеризовать деятельность Владимира Святославовича;

- Оценить значения проводимых реформ князем Владимиром Святославовичем для местного населения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Объяснить причины принятия христианства на Руси;

- Развить читательскую грамотность, использовать исторических источников при ответе на вопрос;

- Обогатить понятийный аппарата;

- Оценить действия и поступки на основе изучения личности Владимира Святославовича;

- Систематизировать знания, полученных из различных источников.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

- Организовать учебную деятельности с учителем и сверстниками;

- Формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;

- Развить навыки учебного сотрудничества.

Регулятивные:

- Определять последовательность действий;

- Владеть навыками самоконтроля и самооценки учебной и познавательной деятельности;

- Принимать и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

- Устанавливать причинно-следственные связи;

- Выстраивать логические суждения и умозаключения;

- Использовать понятия, таблицы, схемы для поучение необходимой информации.

Личностные УУД:

- Формировать и развивать познавательный интерес к истории;

- Оценивать роль и значимость событий в истории Российского государства;

- Развить навыки анализа.

Методы:

-Проблемный вопрос;

-Дискуссия;

-Индивидуальная работа;

-Работа в парах;

-Кластер;

-Исследовательский;

-Групповая работа;

-Мозговой штурм;

-Рефлексия эмоционального состояния(смайлики)

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Мотивационно-целевой этап:

- Сегодня мы свами продолжаем путешествие по страницам истории государства Российского, продолжаем знакомится с правлением первых русских князей и основными событиями их правления. Сейчас вы прослушаете стихотворение Владимира Марахина и ответите на вопросы:

- О чём говорилось в нем?

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие основные понятия мы можем выделить в данном стихотворении?

__________________________________________________________________

«Задумал князь в десятом веке

Поход туда, где жили греки,

Для битвы войско он созвал

И Херсонес завоевал.

- Пусть греки Русь крестить помогут

И нас научат верить Богу,

А вжены там я взять не прочь

Из императорскую дочь.

И сразу после поля брани

Отправил весть царевне Анне:

- Я на Царьград пойду войной,

Иль станешь ты моей женой.

В прекрасный храм Святой Софии

Пришла царевна к литургии,

И повела, войдя в собор,

Неспешный с Богом разговор.

Господь велел ей покориться

И с горькой участью смириться,

Чтоб просветить во тьме веков

Всех идолопоклонников.

Царевна грусти не скрывала,

Всю ночь в палатах горевала,

Но, не желая людям бед,

Такой направила ответ:

-Ты снимешь, князь, с души тревогу,

Как только путь отыщешь к Богу,

Как только в царство красоты

Со мной войдешь крещённым ты.

Благодаря своей невесте

Крестился князь с дружиной вместе,

Туман язычества исчез

И рад был свадьбе Херсонес.

Владимир с Анной повстречались

И в Божьем храме повенчались,

И видел князь, даря цветы,

Счастливый взгляд из-под фаты.

Забыв о подвиге геройском,

Владимир в Киев прибыл с войском,

И стала краткой князя речь:

- Рубить всех идолов и жечь!

Наутро Днепр освятили

И в нём весь день людей крестили,

И молвил так великий князь,

За новых христиан молясь:

-Творец! Ты благ земных дороже,

Позволь познать тебя нам, Боже!

Благослови детей своих

И утверди ты веру их!

Идя навстречу новой вере,

Открылись в христианство двери,

Чтоб каждый там нашёл свою

Дорогу у православию.»

Владимир Марахин

__________________________________________________________________

 

- О чём говорилось в нем?

- О крещение, о христианстве, о князе Владимире.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?

- О правление князя Владимира и о Крещение Руси

- Какие основные понятия мы можем выделить в данном стихотворении?

- Православие, князь Владимир, Херсонес, поход на греков, крещение, Царьград, царевна Анна, храм Святой Софии, литургия, собор, идолопоклонники, Христианство.

- Совершенно верно. На основе полученной информации, давайте сформулируем тему, задачи, план и проблемный вопрос нашего урока.

Тема «Крещение Руси»

План урока:

  1. Правление князя Владимира
  2. Причины принятия христианства на Руси
  3. Крещение Руси
  4. Значение принятия Христианства

Задачи:

  1. Познакомиться с правлением князя Владимира и основными событиями его жизни
  2. Расширить знания о жизни восточных славян в Древней Руси.
  3. Выяснить причины принятия христианства

Проблемный вопрос:

- Можно ли считать принятие христианства на Руси событием, которое предопределило ход развития дальнейшей истории Руси?

III.Введение в новый материал:

Сегодня Вам предстоит узнать о процессе принятия христианства на Руси, определить причины и значение этого события для Российского государства, а также выявить как личность Владимира Святославовича повлияла на ход истории.

На протяжение 1000 лет мнение о Владимире разделялось на два лагеря. Кто-то поддерживал его, а кто-то считал, что он был абсолютно не прав в своих действиях и начинаниях. Давайте послушаем мнения двух ярких исторических личностей С.М. Соловьева и Н.М.Карамзина:

1.  «Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа» (С.М. Соловьев).

2. «Главное право его [Владимира] на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные...» (Н.М. Карамзин).

- На ваш взгляд какое мнение верное и почему? (метод – проблемный вопрос)

-Сегодня мы с вами попытаемся выяснит кто же из историков был прав и почему Крещение Руси имеет такую значимость и в современном мире.

IV.Работа по теме урока:

1.Правление князя Владимира Святославович.

В момент начала правления князя Владимира Святославовича, Русь не была уже такой как раньше. Вечевые традиции начали уходить в прошлое, в городах удельные князья диктуют свои правила, что привело к недовольству народу, а некоторые племена и вовсе решили отделиться от объединенных славянских племен.

Владимир понимал, что ему не удастся по истине объединить подвластные Киеву славянские племена под страхом перед мечами дружины, а общей верой. Он объявил главным божеством языческого пантеона он провозгласил Перуна – бога огня и войны, а также обязал всех киевлян приходить на массовые жертва приношения. В какой-то момент это помогло князю киевскому получить желаемое, а также ему удалось даже расширить земли от Прибалтики до Поволжья, но все же что-то его заставляло тревожиться, ведь тогда перед ним стояло немало важных задач, таких как:

-Укрепление государства и его границ;

-Организация сбора дани;

-Повышения авторитета князя Киевского;

-Возвышения государства на мировом уровне;

-Организация взаимодействия с соседними государствами.

Давайте разберемся, что же конкретно удалось Князю Владимиру Святославовичу осуществить. Используя п.1. параграфа 6 заполните таблицу «Внутренняя и внешняя политика князя Владимира» (индивидуальная работа, исследовательская деятельность):

Внутренняя политика

Внешняя политика

  1. Покорение вятичей, радимичей, полоцкого княжества;
  2. Назначение сыновей наместниками в главные города страны;
  3. Строительство оборонительной системы на Юге страны;
  4. Привлечение опытных воинов на Южные границы страны
  1. Под на Волжскую Булгарию. Заключение мира;
  2. Война с Польшей;
  3. Борьба с печенегами;
  4. Увеличение территории государства от Прибалтики до Поволжья.

2.Причины принятия христианства.

Действия, предпринятые Владимиром Святославовичем для объединение восточных славянских племен со временем, дали сбой, т.к. созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди продолжали покланяться своим идолам, поэтому Владимир принял решение искать новую религию, которая объединила бы всех в единое целое.

Представители разных религий посещали князя Владимира, а как это происходило мы с вами узнаем из отрывка из «Повести временных лет»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 987... Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, ругая все законы, а свой восхваляя и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их... Рассказывают они о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне...» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу»...

И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети... нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах».

Вопросы (работа в парах, исследовательская работа):

- Зачем Владимир отправил послов в другие государства?

- Что из рассказов послов, вам запомнилось больше?

- С послами каких религий общался князь Владимир?

- Рассказы о какой религии поразили Владимира больше всего?

- Какую религию посоветовали выбрать бояре князю Владимиру?

3.Крещение Руси

Рассказы бояр о христианской церкви поразили князя Владимира, и он захотел лично убедиться в этом и в скором времени ему представилась такая возможность. В 987 г. в Византии произошел мятеж, и император попросил о помощи русского князя. Владимир согласился, но изъявил о желании женится на сестре императора Анне. Это позволила Владимиру не только получить в жены одну из красивейших женщин, но и ему бы выпала возможность повысить авторитет Древнерусского государства, но была проблема, браки с язычниками считались недопустимыми для христианских правителей, поэтому Владимиру пришлось искать выход из сложившейся ситуации.

Для того чтобы узнать, как он справился с данной трудности и как происходил процесс Крещения Руси предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. Используя доп.материал, п.3.параграфа 6 и атлас, вам необходимо составить кластер на тему «Владимир Святославович и Крещение Руси» (Групповая работа, кластер)

Отрывок из «Повести временных лет»

Вышел Владимир на Днепр, и собралось там людей без числа. Владимир взял царицу, и Анастаса, и попов корсунских, взял и сосуды церковные, и иконы, двух медных идолов и четырех медных коней, что и ныне стоят за церковью святой Богородицы Десятинной и о которых невежды мнят, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам пришел в Киев.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиры — одних велел изрубить, а других предать огню. Перуна же повелел привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву взвозу к ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь учувствует, но на поругание бесу, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездье от людей. “Велик ты, Господи, и чудны дела твои!” Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем!

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо еще не приняли они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:

— Если пристанет где к берегу, отпихивайте его, а когда пройдет пороги, тогда оставьте его.

Они же исполнили, что им было ведено. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло то место Перуньей отмелью, как слывет и до сего дня. Затем послал Владимир по всему городу сказать:

— Если не придет кто завтра на реку креститься — будь, то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом. Услышав это, с радостью пошли люди, говоря:

— Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре. Наутро вышел Владимир с попами царицыными и с корсунскими на Днепр, и собралось там людей без числа. Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы. И была радость на небесах и на земле о стольких спасаемых душах, а дьявол говорил, стеная:

— Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь я мнил иметь жилище и веселился, что служили мне. И вот уже побежден не апостолами, не мясниками, а неведавшим гласа Божьего. И не буду я царствовать здесь.

Люди, крестившись, пошли каждый в дом свой. Владимир же повелел рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и другие и где творили им жертвы князь и люди.

И по другим городам начал ставить церкви н определять попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в ученье книжное. Матери же детей этих плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердились они еще в вере.

Владимир просветился сам, и сыновья его, и земля его. И посадил Владимир сыновей своих — Изяслава в Полоцке, Ярослава в Новгороде, Святополка в Турове, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Мстислава же в Тмуторокани. И сказал Владимир:

— Нехорошо, что мало городов около Киева.

И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суде, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города те. Ибо была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.

(Проверка выполненного задания, представление работ групп)

4.Значение принятия Христианства.

Как мы с вами выяснили принятие Христианство имело большое значение для дальнейшего развития государства, но все же были свои и плюсы, и минусы. Давайте с вами сейчас попробуем выявить их с помощью приема мозговой штурм.

Положительные черты приятия христианской веры

Отрицательные черты принятия христианской веры

  1. Укрепление власти Князя Киевского
  2. Приобщение Руси к культуре Византии
  3. Признание Руси на международном уровне
  4. Укрепление брачных отношений. Запрет на многоженство
  5. Избавление от варварских обычай
  1. Стремление церкви к господству
  2. Преследование последователей языческой веры
  3. Присваивание свободных земель церкви

А теперь давайте вернемся к началу урока чье мнение о деятельности Владимира Крестителя вы поддерживаете?

 (дискуссия)

V.Подведение итогов уроков. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с деятельность князя Владимира Крестителя, а также с процессом Крещения Руси. А теперь, давайте вспомним какой проблемный вопрос мы сформулировали в начале урока и ответим на него:

- Можно ли считать принятие христианства на Руси событием, которое предопределило ход развития дальнейшей истории Руси? Крещение Руси можно считать событием значимым в истории государства Российского, т.к. после принятия Христианства изменились отношения между народом и властью, изменился уклад жизни и быт восточных славян

Хорошо, вы отлично усвоили материал урока, а сейчас каждый из вас напишет вопрос по теме сегодняшнего урока на листочке, которые мы с вами озвучим в начале следующего урока.

Оценивание обучающихся.

А также не забудьте поставить оценку вашей активности на уроке у себя в тетради (рефлексия эмоционального состояния(смайлики)).

VI.Домашнее задание:

  1. Параграф 6 – читать;
  2. Ответить на вопрос: Почему в древнерусском государстве вера имела огромное значение в жизни человека?
  3. Рисунок «Крещение Руси»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Урок по истории России "Крещение Руси"

Крещение Руси. Урок проводится в 6 классе.      Оснащение урока:  аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...