Исторические чтения 2023 г.
проект по истории
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные социально экономические преобразования, происходящие в нашей стране, никого не оставляют равнодушными. Проблемы языка давно вышли за рамки философии и стали в ряд с проблемами общества. Их решение – одно из условий духовного и нравственного возрождения России [4]. Не раз указывалось на то, что в современной русской речи проявляются тревожные тенденции, которые нужно преодолеть для того, чтобы сохранить русский язык во всем его разнообразии, богатстве и красоте. Необходимость поддержки русского языка была признана и на уровне высших органов государственного управления (Закон «О государственном языке РФ [7]). Несколько лет назад при Президенте РФ был создан Совет по русскому языку, который разрабатывает практические рекомендации по оздоровлению культуры речи. В 2023 году Владимир Владимирович Путин подписал закон о недопустимости использования иностранных слов при использовании русского языка как государственного.
На сегодняшний день важность поддержки российской культуры и русского языка - ключевой фактор гармоничного развития человека, сохранения единства российского общества и служит необходимым потенциалом России для формирования положительного образа страны за рубежом. Все эти меры призваны повлиять на сложившуюся ситуацию повсеместного нарушения норм литературного языка и массовое снижение речевой культуры населения. Задача развития культуры речи молодежи является чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов: речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Хорошо говорить становится престижно, профессионалы всех уровней озабочены формированием имиджа, в том числе и речевого [5]. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности становятся мишенью для насмешек. Система современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития. На современном этапе наблюдается тенденция к снижению уровня культуры молодежи. Увлечение иноязычными заимствованиями, употребление сленга, интернет-языка, основанного на сознательном искажении орфографии («превед», «спс», «ща» и т.п.), в значительной степени определяют речевой портрет россиянина начала ХХI в. Происходит снижение культуры речи в СМИ, в профессиональном и бытовом общении [3]. В современных условиях перед системой образования вырастает серьезная задача поиска эффективных средств обучения. Это необходимо для того, чтобы выпускники образовательных учреждений получали не только навыки профессиональной деятельности, но и развивали свою культуру, в том числе речевую, ведь в современных условиях рынка труда наиболее востребованными становятся специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки, а также обладают аналитическим мышлением и могут критически мыслить и грамотно выражать свои мысли. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры [3].
К хорошей речи предъявляется множество требований. Во время лекционных занятий от студента не требуется никаких специальных навыков, кроме усвоения и запоминания материала. Семинары не всегда предполагают устную форму дискуссии, суть их зачастую сводится к ответам на изученные вопросы. Из-за волнения, страха выступления будущий специалист может не проявлять инициативу ответить, и даже если его вызовет преподаватель, то такой студент будет говорить сбивчиво, тихо и неуверенно, независимо от количества знаний. На контрольных работах и экзаменах практикуется тестовая форма отчетности или устный ответ по билетам. Поэтому я стараюсь проводить экзамен по истории и обществознанию в традиционной форме – по билетам. Таким образом, развитию навыков речевой коммуникабельности современная система образования не уделяет должного внимания. Будущих специалистов не учат писать просто, логично, аргументированно и грамотно. Можно предположить, что необходимые лингвистические знания были получены в школе на уроках русского языка. Однако большинство выпускников не владеет систематическими, обобщенными знаниями в этой области. Результатом явилось языковое оскудение [1]. Планка языковой культуры с годами опускается все ниже, хотя для любого человека чрезвычайно важно уметь писать ясно и четко, произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно. Для развития культуры речи студентов большие резервы содержат в себе дисциплины гуманитарного цикла, которые предоставляют студентам возможность развить способность художественного, эстетического, нравственного освоения окружающего мира, перенять духовный опыт поколений. Они воспитывают активного, эстетически грамотного слушателя, зрителя, читателя, способного понять позицию автора художественного произведения, имеющего собственное суждение о произведении. Полученные знания формируют ценностные ориентиры молодежи, ее мотивы, поступки, убеждения и мировоззрение, вкусы и идеалы, взгляды и эмоции. Изучение дисциплин гуманитарного цикла способствует обогащению речи, формирует ценностное отношение к языку. Создание положительной мотивации студентов к развитию культуры речи реализуется с использованием методов самоанализа, самооценки. Самоанализ и оценка собственной речи способствуют развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи, формируются его цель и задачи. Необходимо на уроках вовлекать студентов в дискуссионное общение. Дискуссии стимулируют активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащают духовно, позволяют более глубоко вникнуть в морально этические и политические проблемы, способствуют развитию логики мышления и культуры речи. Студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе обучаемый получает возможность построения собственной деятельности, что и обуславливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Необходимо вырабатывать у студентов на уроках навыки анализа текста и создания собственного речевого произведения. Словарный запас должен накапливаться не только в процессе коротких обыденных разговоров, но и в процессе анализа и построения связного продуманного текста, в котором надо контролировать и отбор слов, и грамматические конструкции, и предметно смысловые связи. Также нужно расширять среду образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время. Внеучебная деятельность по расширению среды речевого общения в системе образования представляет собой организованные и разнообразные виды, формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. К основным видам внеаудиторной работы по организации речевого общения относятся сеть творческих кружков, проведение конкурсов, праздников, разнообразных тематических вечеров, студенческих конференций, участие в конкурсах чтецов. Перед учебными заведениями стоит задача пропагандировать бережное отношение к языку, обеспечивать библиотеки новыми словарями и учебниками. Реализация предложенного комплекса педагогических условий способствует развитию культуры речи студентов в целом и отдельных ее компонентов. Чем человек увереннее за свою речь, тем выше уровень его личностной самооценки.
Успешным акцентом формирования коммуникативности и применения грамотной речи может выступать интерактивное занятие. Оно может быть только при соблюдении следующих правил:
• каждый участник имеет право на собственное мнение и может его высказать;
• никто не имеет права перебивать говорящего;
• если хочешь, чтобы тебя выслушали, высказывайся только по обсуждаемой теме;
• будь краток;
• если хочешь, чтобы тебя поняли, правильно используй терминологию, сочетай образность и конкретность;
• внимательно слушай партнеров, ищи в их высказываниях рациональное зерно, даже если высказывание кажется тебе спорным;
• если прозвучавшая информация не вполне ясна, не критикуй, а задавай вопросы;
• критикуй идеи, высказывания, а не личности;
• помни, что целью совместной деятельности является не победа какой-либо точки зрения, а поиск наилучшего решения поставленной задачи. На пути к соблюдению этих правил есть два серьезных препятствия: ментальность современного российского человека, в особенности молодого, и словарный запас сегодняшнего студента .
Подчеркнем, что при изучении IT-технологий, информатики, организации связей с общественностью и т.п. терминологические разночтения могут составить не один словарь. Лакуны в лексиконе современных студентов с неизбежностью ведут к коммуникативным неудачам и препятствуют внедрению интерактивных методов обучения. Что касается ментальности, признаем, что не только молодежь, но и большинство из нас не умеет слушать и слышать собеседника, терпимо относиться к чужому мнению. Главный палец на руках большинства — указательный, а не первый, без которого, между прочим, за что ни возьмись — выронишь. Означают ли эти грустные выводы призыв отказаться от интерактивных методов обучения? Ни в коем случае. Просто, если мы хотим работать с удовольствием, эффективно и творчески, мы должны заняться тем, о чем давно не принято говорить: воспитанием через предмет. Кроме преподавания учебного курса, надо учить студентов формулировать собственные мысли и задавать вопросы; воспитывать строгость к себе и терпимое отношение к другим, интерес и уважение к родному языку и окружающему миру; способствовать пополнению словарного запаса студентов. Как известно, правильно и вовремя заданный вопрос помогает получить нужный ответ [2].
Таким образом, выбранные подходы позволяют сформулировать ряд принципов, которые могут быть положены в основу развития культуры речи у будущих специалистов. Люди по-разному используют возможности, данные им языком. Они могут иметь больший или меньший словарный запас, говорить на жаргоне или диалекте. Но важно помнить и знать, что поведение человека, его культура, личность формируется и программируется теми словами, которые он употребляет. Тот, кто умеет грамотно, убедительно, ясно и ярко говорить, имеет большую внутреннюю культуру, высокий интеллект и духовность. Знание родного языка, культура речи и культура человека в нравственно здоровом обществе расцениваются как элементы профессионального стандарта. Культура речи - это ключ к жизненному и профессиональному успеху, и, конечно, к осознанному личностному развитию, движению [6]. Наша задача заключается в том, чтобы донести до подрастающего поколения значимость русского языка, ведь именно молодежь в дальнейшем станет хранителем этого национального богатства.
Наличие у студентов всех специальностей навыков эффективной речевой коммуникации — необходимое условие успешного внедрения интерактивных методов обучения; с другой стороны, именно интерактивное обучение позволяет вырабатывать эти навыки.
Список литературы:
- Козырев, В.Л. Речевой портрет современного студента: характеристика словарного запаса/В.Л. Козырев, В.Д. Черняк//Вестник Герценовского университета.— 2007.— № 8.
- Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт/Л.И. Корнеева//Университетское управление.— 2018.— № 5.
- Культура русской речи: энциклопедический словарьсправочник / под ред. Л.Ю. Иванова [и др.]. –М.: Флинта: Наука, 2018. –845 с.
- Федеральный закон РФ «О государственном языке РФ» от 1 июня 2005 г. –№ N 53–ФЗ // Российская газета.
- О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 г.: Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. – № 481.
- О Совете по русскому языку при Правительстве РФ: Постановление Правительства РФ от 05.11.2013 г. –№ 992.
- Федеральный закон от 28.02.2023 г. № 52-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по теме "Письма с фронта и на фронт" Урок-мастерская "Историческая и духовная ценность фронтовых писем"
Основой данного урока литературы является краеведческий материал, имеющий неоспоримую воспитательную ценность...

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Урок внеклассного чтения. Л. Н.Толстой ."Кавказский пленник". Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Урок с применением кейс-технологий....

Научный доклад "Учебно - исследовательская деятельность учащихся как ресурс патриотического воспитания" в рамках работы I Всероссийских исторических чтений -2013
Материал посвящен работе над долгосрочным учебным исследовательским проектом "Судьба семьи в судьбе России". Это работа информирует о ходе работы над проектом в 2012/2013 учебном году....
Доклад для участия во II Всероссийских чтений, посвященных 72-ой годовщине контрнаступления советских войск под Сталинградом. Секция 2. «Вопросы исторического краеведения на уроках и во внеурочной деятельности: опыт и перспективы». Единство народов стран
Каждая нация, чтобы правильно определить свое место в историческом пространстве и времени, сориентироваться в выборе пути дальнейшего развития, нуждается в неприукрашенной и неочерненной правде о свое...


