Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова
материал по истории
Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия имя отчество
Должность и место работы
Забайкальский край, Карымский район
П. Курорт-Дарасун
Педагогическая деятельность Гомбожапа Цэбековича Цыбикова
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в апреле 1873 г. в селе Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда в семье бурята Цэбека Монтуева. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец сам обучил его монгольской грамоте, а в 1880 г. отвез семилетнего сына в Агинское приходское училище, где преподавались монгольский и русский языки.
В этом училище Г. Ц. Цыбиков обучался до 1884 г. Затем был зачислен в Читинскую мужскую гимназию, которую окончил в 1893 г. с серебряной медалью. По рекомендации педагогического совета Читинской гимназии Г. Ц. Цыбиков в том же году поступил на медицинский факультет Томского университета. Однако вскоре он оставил Томский университет и по настоянию П. А. Бадмаева, посвятил себя востоковедению и дипломатической деятельности на Востоке. После ухода из Томского университета Г. Ц. Цыбиков около года провел в Урге (сейчас – Улан-Батор), где занимался изучением монгольского и тибетского языков, быта и культуры монголов, жизни ламаистского духовенства.
В 1895 г. Г. Ц. Цыбиков поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, который окончил в 1899 г. с дипломом первой степени и золотой медалью. После окончания университета Г. Ц. Цыбиков в 1899–1902 гг. совершил свое знаменитое путешествие в Центральный Тибет. Как пишет Р.Е. Пубаев «Он был первым ученым из России, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и Лхасу и благополучно вернуться»[5 стр. 135]. Результаты его путешествия изложены в фундаментальной книге «Буддист-паломник у святынь Тибета», изданной в Петрограде в 1919 г.
Знание Г.Ц. Цыбиковым восточных языков и совершенное путешествие в Тибет определило направление его педагогической деятельности. Экспансия Российской Империи на Дальний Восток, которая выражалась в активном наращивании доли российского капитала, расширении контактов с Китаем, Японией, Кореей, а также постепенном осложнении мировой обстановки в Дальневосточном регионе выявила необходимость изучения восточных разговорных языков во всем многообразии их диалектов для установления отношений с этими странами.
С 1902 г Цыбиков работал во Владивостоке в Восточном институте в должности профессора. Знание Г. Ц. Цыбиковым лхасского диалекта – тибетского разговорного языка позволило ему, в конце октября 1907 г. стать преподавателем необязательного курса тибетского языка, который открыли после конференция Восточного института. Встретившись с недостатком учебных пособий и текстов для занятий, Г. Ц. Цыбиков в течение короткого времени составил «Пособие для изучения тибетского языка».
Еще в 1905 г. Г. Ц. Цыбиков, ставил вопрос об открытии кафедры тибетского языка для постановки преподавания языка, истории и этнографии Тибета. В своей докладной записке по этому вопросу он писал: «Нет надобности повторять непреложную истину, что для большей продуктивности сношений с народом нужно знание его языка и быта в широком смысле этого слова... Теперь выдвигается насущная потребность изучать язык и быт Тибета, учредив для сего особую кафедру тибетского языка... Кафедра монголоведения в значительной степени нуждается в знании Тибета, так как многие явления в жизни монголов необъяснимы без такого знания. От тибетцев все монголы заимствовали религию, а некоторые из них и всю современную культуру... Я нахожу, что постановка изучения Монголии в Восточном институте не должна пренебрегать вопросом влияния на нее Тибета, а напротив, ей следует обращать постоянное внимание на развитие политических событий в жизни Тибета, поскольку они влияют на жизнь и настроение монголов. Ввиду сего преподавание монголоведения должно соединить с тибетоведением, но, конечно, в такой мере, чтобы второе не служило в ущерб продуктивности первого...» [2 стр. 261]
Таким образом, благодаря усилиям Г. Ц. Цыбикова с 1907/08 академического года было введено преподавание тибетского языка в Восточном институте в качестве необязательного курса, а открытие кафедры тибетской филологии было намечено на 1914/15 академический год.
Публикация Г. Ц. Цыбиковым «Пособия для изучения тибетского языка» в 1908 г. имела важное учебно-методическое значение, потому что оно предназначалось студентам как учебник по разговорной речи. Тексты для «Пособия» были подобраны таким образом, чтобы при их изучении студенты могли получить представление о повседневном быте тибетцев и на основе этого представления могли бы говорить по-тибетски, освоив при этом бытовую лексику и обороты разговорной речи лхасского диалекта.
Блестящее знание Г. Ц. Цыбиковым тибетского литературного и разговорного языка, а также грамматик, учебных пособий и словарей тибетского языка, составленных европейскими тибетологами – его предшественниками и современниками, обеспечило «Пособию» видное место в отечественной тибетологии и сыграло положительную роль в преподавании тибетского языка в нашей стране.
За время работы в Восточном институте Г. Ц. Цыбиков разработал программу преподавания предмета, составил и напечатал литографическим способом монгольские тексты, образцы деловых бумаг, написал учебник «Пособие для практического изучения монгольского языка», которое положило начало исследовательской деятельности автора в области истории и грамматики монгольских языков, а также его педагогической деятельности по преподаванию письменного монгольского языка в вузах Владивостока, Иркутска и Верхнеудинска (сейчас – Улан-Удэ).
После победы Февральской революции 1917 года Г. Ц. Цыбиков 15 сентября обращается к конференции Восточного института со следующим заявлением: «Вследствие приглашения меня моими сородичами, забайкальскими бурятами, послужить делу национализации школы, что будет сделано в Российской республике для всех инородцев, в том числе и для бурят, а также принимая во внимание все создавшееся в России политическое положение, я желаю посвятить свои силы делу народного просвещения у сородичей. Поэтому прошу конференцию Восточного института освободить меня от и. д. профессора» [3 стр. 35 - 36]
Г. Ц. Цыбиков организовал просветительскую работу среди бурятского населения. На аймачном съезде агинских бурят в апреле 1917 г. он заявил, что в меру своих сил будет служить делу развития культуры бурят на их родном языке. В том же году на съездах бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, проходивших в Чите и Верхнеудинске, Г. Ц. Цыбиков выступал с докладами о необходимости распространения школьного образования среди бурят. После этих съездов Г. Ц. Цыбиков начал выполнять принятые на них решения об организации учительских курсов и составлении учебных пособий для национальных бурятских школ. В этих целях Цыбиков в 1917–1922 гг. работал в Чите в Совете по делам школ, преподавал в Чите и Aгe на учительских курсах.
В 1922 г. Г. Ц. Цыбиков был одним из создателей и членом Бурятского ученого комитета, сыгравшего видную роль в работе по культурно-национальному возрождению бурят.
Г. Ц. Цыбиков составил букварь для детей и букварь-учебник для знакомых с русской грамотой, а также переводил для массовых читателей статьи и речи В. И. Ленина о крестьянстве.
В пособии Цыбикова «Грамматика бурят-монгольского письменного языка» он выступил не только как один из зачинателей учебной литературы у бурят, но и как новатор, который впервые составил монгольскую учебную грамматику. Учебники Г. Ц. Цыбикова пользовались большим успехом, а сам он занимался преподаванием литературного языка в Бурятском педагогическом техникуме и на различных краткосрочных курсах по подготовке специалистов, которые становились в свою очередь преподавателями сельских бурятских школ и пунктов по ликвидации неграмотности, работниками аймачных, хошунных и сомонных советских учреждений.
С 1928 по 1930 гг. Г. Ц. Цыбиков работал профессором Иркутского государственного университета. Главной его заслугой в этот период было активное участие в проведении большой организационной и научно-методической работы по разработке и совершенствованию учебного плана, подготовке учебных, методических пособий и программ специальных учебных дисциплин бурят-монгольского отделения, открытого в Иркутском университете в 1926 г.
Им были осуществлены мероприятия по улучшению структуры бурятского отделения, в частности образованы два профиля специализации: литературно-лингвистической и обществоведческой. Под руководством Г. Ц. Цыбикова в ИРГУ началась подготовка научных и педагогических кадров для Бурятской АССР.
В последние годы жизни Г.Ц. Цыбиков был в центре бурной общественной, культурной и научной жизни бурятского народа. В своей деятельности он опирался на студенческую молодежь. В статье «О новом бурят-монгольском алфавите» он писал, что предстоит большая работа по внедрению нового алфавита в жизнь, что такую работу уже начали проводить студенты бурят-монгольского отделения Иркутского университета.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков внес большой вклад в развитие преподавания тибетского языка и просвещение бурятского народа. Его пособия и учебники переиздавались по несколько раз и пользовались огромным спросом. Его дневники сохранили заметки и воспоминания о первых шагах развития новой культуры и науки, о деятельности монгольских ученых. В своих дневниковых записях он подмечал положительные изменения в социальной и культурной жизни бурятского и монгольского народа и вместе с тем видел, как много предстоит сделать народной власти, чтобы преодолеть ее вековую экономическую и культурную отсталость.
Список литературы:
- Гомбожаб Цыбиков — выдающийся учёный и путешественник: Сб. науч. статей. Вып. 1. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2008.
- Доржиев Ж. Д., Кондратов А. М. Гомбожаб Цыбиков. Серия: Замечательные люди Сибири. Иркутск, Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1990.
- Протоколы заседания конференции Восточного института за 1905/06 академический год. – Владивосток, 1907.
- Хороших П. П. Воспоминания о совместной работе с Г. Ц. Цыбиковым в Вост-Сиб. отделе ГО СССР. // К столетию со дня рождения профессора Г. Ц. Цыбикова: Материалы научной конференции и статьи. Улан-Удэ, 1976.
- Цыбиков Гомбожаб Цэбекович (1873-1930). Избранные труды : в двух томах / Г. Ц. Цыбиков ; отв. ред. Р. Е. Пубаев ; Акад. наук СССР, Сибирское отд-ние, Бурятский ин-т обществ. наук. - 2-е изд., перераб. - Новосибирск : Наука. Сибирское отд-ние, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-8425-1388149664.jpg)
Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности
Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/22/picture-43443.jpg)
Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования
Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-65170-1349974370.jpg)
Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298284-1379430417.jpg)
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-71442-1389777000.jpg)
Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .
Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....
Выпускная квалификационная работа по программе «Педагогическое образование» с дополнительной специализацией по профилю педагогической деятельности по направлению подготовки «Образование и педагогика» по теме «Использование нетрадиционных форм занятий при
Нетрадиционные формы и методы при обучении ОБЖ...
Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности
Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...