мастер-класс на МО 18.11.2022
методическая разработка по истории

Сергеева Александра Юрьевна

фрагмент бинарного урока по истории и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-_klassa_mo_18_11_22.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Сахалинский индустриальный техникум

18 ноября 2022 г                                                                                          г. Оха

СЦЕНАРИЙ (ФРАГМЕНТ) БИНАРНОГО УРОКА

по истории и литературе для МО преподавателей

тема «Эпоха Петра Первого в произведениях А.С. Пушкина: взгляд на литературу сквозь призму истории»

Преподаватели: литературы – Беляева Марина Сергеевна,

                             истории – Дворникова Александра Юрьевна

Цель и задачи урока 

- сформировать представление об эпохе Петра I через интеграцию двух общеобразовательных предметов: литературы и истории. Рассмотреть историческую основу произведения А.С. Пушкина и выявить позицию автора относительно великого реформатора России;

- развивать навыки работы с историческими источниками, художественным текстом, ассоциативное мышление обучающихся. Проанализировать мысли и эмоции не только автора произведения, но и свои. Учиться работать в группе, делать выводы – развивать коммуникативные компетенции обучающихся;

- использовать разнообразные индивидуальные и групповые задания, развивать творческие способности студентов;

- содействовать развитию умений сравнивать, выделять главное в осмыслении исторических фактов, выразительно читать и пересказывать художественные тексты;

- способствовать расширению кругозора и воспитанию таких ценностей, как долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

Форма проведения урока: применение технологии проблемного обучения (- указываем на факты и идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью; - создаем ситуацию, в которой новые факты и выводы противоречат известным представлениям и теориям по теме; - строим предположения и выдвигаем версии о причинах, характере и последствиях интерпретированных в литературном произведении исторических событий)

Методические приемы:  поиск ответов на поставленные вопросы; дискуссия; работа с текстом по поиску информации; написание эссе.

Необходимое оборудование и материалы: справочный раздаточный материал (карточки с заданиями), учебники по истории, распечатка фрагментов текста поэмы «Полтава» А.С. Пушкина; проектор, экран, компьютер для демонстрации презентационных материалов; аудио-, видео- материалы, презентация; телефон с фотокамерой для отражения отчетных материалов.

Проблемные вопросы: 

  1. Нужно ли знание истории человеку, читающему текст художественной литературы на историческую тему?
  2. Что дает человеку прочтение художественного текста на историческую тему?

Эпиграфы: 1. «История многоголоса. Временами она представляется плоской, похожей на пачку тщательно отобранных фотографий… Фотографии не говорят – они иллюстрируют. Документы уже более слышны… Читая хорошую художественную литературу, ток крови в венах истории слышишь порой лучше, чем изучая научные труды» (Ю.В. Мухачёв)

                      2. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)

Марина Сергеевна: у меня в руках книга, собрание сочинений любимого русского поэта, поэта, которого можно назвать ЭПОХОЙ в РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. О ком я говорю? ….. Вы любите творчество Пушкина?...

По данным разнообразных социологических опросов именно Пушкин является любимым поэтом более 70% россиян…

Александра Юрьевна: А в каком веке жил и творил Александр Сергеевич, помните?.. Попробуйте назвать произведения Пушкина, в которых отражены исторические темы…

Марина Сергеевна: Это задача по силам только тем, кто знает не только названия произведений Пушкина, но и хорошо знает историю…

Мы сегодня условно разделимся на две группы – «историки» и «литературоведы»

На столах лежат учебники и справочный раздаточный материал для работы на уроке.

Марина Сергеевна:  Сегодня мы рассмотрим не все произведения великого мастера, а только одно - поэму, действия которой происходят в 18 веке..

Александра Юрьевна: Внимание! В группах ответьте на вопрос: почему Пушкин уделил так много внимания истории 18 века?

Показывается фрагмент фильма о Петре Первом (2 мин)

Чтение текста :  «…. И грянул бой….»(поэма «Полтава»)

Марина Сергеевна:  Что это за произведение? (ответ – поэма «Полтава»)

Александра Юрьевна: Как теперь принято говорить «оно создано на основе реальных событий», т.е. на основе исторических фактов. Поэтому интересно вспомнить само историческое событие, частью которого стала Полтавская битва. (возможно кто-то скажет о Северной войне – справочный материал, 1-6 и др. материалы)

Марина Сергеевна:  Глубоко изучив жизнь Петра, Пушкин считал самым значительным и важным событием его царствования – Полтавское сражение… (цитата на слайде 8 , справочный материал)

И конечно, в любой истории есть конкретные герои… в данном случае поэт дает нам представление и о русском царе Петре, и о шведском короле Карле …а еще в поэме создан образ предателя, Мазепы… (можно обсудить роль Мазепы в исходе битвы..)                      

Проблемный вопрос: Если бы Мазепа исполнил свой предательский замысел (привел бы против русской армии 100 тыс казаков), русские войска одержали ли бы победу под Полтавой???

Марина Сергеевна:  Образы монархов весьма красноречиво описаны поэтом, могучий Петр противопоставлен тщедушному Карлу… Облик Петра перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: Своим личным примером Петр воодушевляет солдат! Полную противоположность представляет шведский Карл ХII: он не верит в победу, находится в полном смущении перед боем…

(справочный материал, слайды 9, 10)

Александра Юрьевна: Невозможно без гордости читать слова речи Петра перед битвой : «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния нашего…»

Марина Сергеевна:  В поэме блестящий эпилог

Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей?

Их поколенье миновалось –

И с ним исчез кровавый след

Усилий, бедствий и побед.

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе, лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

    Целью нашего урока сегодня было обогатить друг друга знаниями по литературе и по истории…

В качестве домашнего задания :

написать эссе, используя один из эпиграфов сегодняшнего урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по географии "Извержение Вулкана" 2022 г 5 класс

Я плююсь огнем и лавой,Я – опасный великан,Славен я недоброй славой,Как зовут меня?( вулкан) Ссылка на Информационный плакат и Видеоролик https://disk.yandex.ru/d/ogE6LFpGbWpF3g...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....

2022. Кукла-грелка на чайник. Мастер-класс.

Мастер-класс но изготовлению куклы-грелки на чайник....

2022 Мастер-класс «Волшебный мир кожи».

Мастер-класс на заседании Круглого стола городского методического объединения педагогов дополнительного образования г. Льгова....

Мастер-класс Веселый календарь в рамках проекта Мастерская Деда Мороза январь 2022

Мастер-класс В рамках проекта Мастерская Деда Мороза проведен в онкологическом отделении Детской окружной клиничечкой больнице в январе 2022...