Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе
статья по истории

Щербинина Элеонора Владимировна

Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_patrioticheskoe_obrazovanie_na_urokah_istorii.docx204.91 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания в основной школе

 

Жизнь нашего общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

 

 Военно-патриотическое воспитание на сегодняшний день является приоритетным направлением в воспитании обучающихся.

Во-первых, динамическое развитие общества и государства, смена ценностных ориентиров на современном этапе ставит перед участниками образовательного процесса новые задачи в обучении и воспитании подрастающего поколения.  Одной из приоритетных задач, как в области обучения, так и в воспитании школьников является гражданско-патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Эта задача закреплена на законодательном уровне.  

 

 Во-вторых, в настоящее время повышается роль именно военно-патриотического воспитания. В образовательных учреждениях организуются военно-патриотические клубы, Юнармии и создаются кадетские классы, которые изучают военное дело, технику владения оружием, а также военную историю, прививая готовность обучающих к службе и защите Родины. Национальные интересы государственной политики в области образования поддерживают военно-патриотическое воспитание в школе и способствуют его функционированию.

 Система военно-патриотического воспитания в школе с одной стороны, направлена на подготовку к службе в вооруженных силах, вырабатывая у школьниках такие качества, как отвага, смелость, сила воли и одновременно  на воспитание патриотизма посредством организации различных мероприятий: еженедельный просмотр  просмотр военных фильмов, изучение символики России,  еженедельный вынос флага ,Смотры строя и песни, встречи с ветеранами, единые уроки истории, приуроченные к важным историческим событиям,( Сталинградская битва, Снятие Блокады  Ленинграда,  и многие др.) участие в мероприятиях ко Дню Победы, чествование ветеранов ВОВ и тружеников тыла, посещение мемориальных комплексов, посещение музеев боевой славы и  т.д.

Таким образом, само государство предопределило перспективу развития военно-патриотического воспитания, нацеленного на возрождения чувства патриотизма.

                     Что же такое патриотизм и кто такой патриот?

Можно много рассуждать и спорить на эту тему, но обратимся к словарям

Патриот – это человек, преданный своему народу, любящий свое Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Сл.Ушакова

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

                                                                     Толковый словарь Кузнецова

   Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев является одной из приоритетных направлений моей работы, как преподавателя истории и обществознания.

Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

Сегодня актуальность патриотического воспитания стоит на первом месте. О необходимости возрождения патриотического воспитания постоянного говориться на государственном уровне о возрождении традиционных, патриотических ценностей Отечественной культуры.   Важную роль в развитии социального и образовательного опыта учащихся играют общеобразовательные дисциплины. Особой вклад здесь несут уроки истории и обществознания.

  Уроки истории призваны, помочь учащимся пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких, эмоциональных образов героев нашего Отечества, полководцах, выдающихся исторически деятелях нашей страны.  

Военно-патриотическое воспитание это образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку

 

Каким же образом через уроки истории возможно реализовать военно-патриотическое воспитание?

Большую воспитательную нагрузку в этом направлении несут на себе в 6 классе такие уроки истории как «Борьба Александра Невского с западными завоевателями».

Изучение этого материала очень важно для осознания учащихся главного вопроса в патриотическом воспитании:

 «Почему Александра Невского, граждане России называли национальным героем нашей страны?»

На уроках предлагаю детям порассуждать:В ЧЁМ ЖЕ ВЫРАЖАЛСЯ ПАТРИОТИЗМ  АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И МОЖНО ЕГО СЧИТАТЬ ПАТРИОТОМ?

Патриотизм Александра Невского, выражался не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики.

По словам академика Вернадского «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа».

Это был великий правитель, в тяжелейшее и казавшееся безвыходным время обеспечивший стране десять лет мирной жизни.

Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”.

А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Александр Невский почитался в народе гораздо раньше 1547 года, когда он был канонизирован христианской церковью, приписан к лику святых.

Обсуждаем на уроках, как оценивает деятельность Александра Невского Российская Православная церковь.

Святейший Патриарх Кирилл говорит в своем выступлении: «Личность Александра Невского заставляет нас задуматься об огромной нравственной ответственности государственного деятеля.

В заключении изучения темы ребята выполняют творческие  работы

Сообщения, составление кроссвордов, выставку рисунков. Вызывая этой деятельностью интерес к предмету и изучаемым событиям и личности.

 Тема «Куликовская битва» всегда рассматривается с выполнением творческого задания для учащихся. Дети выполняют иллюстрированные работы, подписанные словами, высеченными на чугунном столбе, стоящем на Куликовом поле: «Победителю татар великому князю Дмитрию Донскому признательное потомство. Из этих иллюстраций делается выставка творческих работ в классе.

 В работе использую приём  Сравнение, который позволяет формировать у учащихся читательскую грамотность.

На основе знаний по теме сравните рисунки. Какие сходства и различия вы видите.

C:\Users\Гимназия 25\Desktop\Безымянный2.jpg

Ответы детей : На одном рисунке: битва, а на другом - победа в битве.

Ошибка: сравнение названий миниатюр, а не содержания.

Причина: невнимательное прочтение задания. В этом случае важна коррекция ошибок. Необходимо перечитать отрывок текста. После повторного прочтения текста учащиеся дают верный ответ:

«на левом рисунке оба войска выстроились лицом к лицу -готовы к битве, уже есть жертвы, но противники держат строй.

На правом рисунке ряды противников смяты, они повернулись спиной к русским дружинам - значит, бегут».

Учащиеся делают вывод используя материал учебника Хотя победа на поле Куликовом не привела к свержению ордынского владычества, но она имела огромное значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Эта победа вселила веру в свои силы и утвердила важность обьединения русских земель.

Ключевыми темами патриотического воспитания в 7 классе являются: «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов 1612 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.   Осознание значимости их подвига в XVII веке позволяет ученикам лучше понять и оценить значение праздника«День народного единства», отмечаемый 4 ноября.

 На уроках истории я всегда стараюсь уделять особое внимание рубрике: «Личность в истории», ведь история не бывает безликой, ее герои и заслуженные исторические деятели своим примером воспитывают любовь к Родине.

Особый интерес у учащихся вызывают такие исторические деятели XVIII века, как: Петр I, Екатерина II, полководцы: Суворов, Румянцев, о которых чаще всего дети  делают сообщения или готовят презентации.

В 9 классе главная тема: «Отечественная война 1812 г. Эта тема вызывает интерес у детей. Дополнительно на внеурочном занятии История в лицах, уделяем  время чтобы подробнее  познакомиться с героями этой войны: Кутузов М.И, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский и др. Учащимся всегда хочется гордиться своей страной и ее героями, примером которых являются: Нахимов, Карнилов, Истомин, и др. защитники Севастополя в Крымской войне. Ученики с удовольствием готовят о них презентации и защищают их на уроке находят интересные видеоролики.

 Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.» не обозначена в программе основной школы. На изучение этой темы  уделяю время на дополнительных занятиях. Так как  эта страшная война затронула каждую семью.

Национальную гордость и народное достоинство можно воспитать у учащихся только на примерах героического прошлого, но и настоящего.  

На уроках истории приводим примеры героизма и подвигов  участников СВО. Есть ребята у кого родственники или родители находятся на СВО

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: Подготовить учеников к миру взрослых, дать им знания об обществе, которыми они смогут пользоваться в жизни, занимая активную жизненную позицию, обладая развитым чувство ответственности за судьбу страны, призван курс обществознания.

 Я затрону только две очень важные темы в развитии гражданина своей страны это знание главного закона Конституции РФ и знание истории государственной символики нашего государства. Формирование уважения к законам страны и государственными символами, является важной составляющей частью воспитания гражданина России.

Государственные символы несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально политическую нагрузку. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл, они показывают историю происхождения государства, ее структуру, его цели, принципы национальных традиций.  

Уже в 7 классе ребята знакомятся на уроке обществознания с темой «Защита отечества»

В рамках этого урока учащиеся узнают кто такой патриот и почему защита отечества это долг гражданина. В чем заключается военная служба и как правильно себя к ней подготовить.

После изучения этой темы ребята готовят сообщения о современной военной технике, готовят сообщения о подвигах российских солдат в наши дни.

 

В заключении хотелось сказать, что на уроках истории и обществознания, а так же во внеклассной работе, используя разные формы и методы работы: индивидуальную, групповою, игровую, встречи с интересными людьми, проектно исследовательскую, я всегда стараюсь повысить познавательную деятельность учащихся, чтобы на основе исторического материала воспитать чувство гражданственности, патриотизма, любви к нашей стране, своему городу, своей семье. А без этого у нашего общества, нашей России не может быть будущего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Программа «Развития метапредметного результата смысловое чтение на уроках истории и обществознания в основной школе»   конкретизирует требования  ФГОС ООО к личностным, предметным и...

Опыт работы:"Ментальные карты как способ достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания в основной школе"

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непр...

Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»

laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...

«Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе», презентация

Презентация для сообщения по теме: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...