мастер-класс "Использование песенного материала на уроках истории"
методическая разработка по истории (10 класс)

Анисимова Валентина Николаевна

Личностные компетенции можно формировать на уроках истории России XX века через песеный материл. Наша страна богата песнями. Композиторы писали песни и на патриотическую тему. Можно найти маршеобразную или лирическую песню на тему Первой мировой, Великой Отечественной войны, Гражданской и других локальных войн. Песенный материал можно использовать для необычного начала урока, или даже на других этапах урока. Песни можно включить для прослушивания или разучить с обучающимися, пригласить на урок учителя музыки с инструментом или попросить спеть родителей, умеющих играть на каком- либо инструменте, что может стать украшением урока. Личностные компетенции помогают использовать новую информацию и коммуникативные технологии, придумывать новые решения, быть упорным и стойким перед трудностями, они могут помочь и в самоорганизации, саморазвитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных компетенций учащихся через песенный материал при изучении истории России начала 20 века

 (Использование песенного творчества на уроках истории)

Введение

Совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели называется компетенцией.

Понятие личностная компетентность означает способность и готовность человека к продуктивной жизнедеятельности, «полноценное функционирование» (Е, Калитевская), т.е. к решению широкого круга жизненных и профессиональных задач, личностная зрелость человека.

Личностные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач

Личностные компетенции помогают использовать новую информацию и коммуникативные технологии, придумывать новые решения, проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами, быть упорным и стойким перед трудностями, быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Личностная компетенция предполагает поведенческие умения в конкретных ситуациях, обеспечивает интеграцию в окружающую действительность.

К личностной компетентности относится:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание.

Компетенции  требования

Компетентность –  проявление этих требований

В образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учащимися, если соблюдены следующие условия:

  1. деятельностный характер обучения;
  2. создание условий для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;
  3. ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности ученика за процесс и результаты своей деятельности;
  4.  четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.

Работая учителем истории  долгое время,  я провела много уроков различных мероприятий, встреч, посвящённых Великой Отечественной войне, старалась уйти от традиционных шаблонов, найти новые инструменты воздействия, которые опирались бы не только на разум, но заставляли бы проснуться детские души. Для меня таким инструментом стала песня. Сначала песни советских композиторов помогали мне проводить чаще внеклассные мероприятия, нежели уроки.

Поиск новых подходов к преподнесению исторического материала, новых  форм и методов, которые  позволили бы оживить события, наполнить их не только фактами, но и чувствами, эмоциями, ощущением сопричастности,  особенно актуален сейчас.

Песни – часть культуры каждого народа, слушая их, можно глубже познать быт, традиции, мировоззрение тех, кто их создал и пел. Поэтому важно использовать песни и как исторический источник, и как средство обучения.  Ценность песен может многократно увеличиться, если их использовать творчески. В своей работе я применяю песенным материал не только при изучении Великой Отечественной войны, но и других периодов истории. Надеюсь, этот опыт может быть полезен коллегам.

Изучая русско-японскую войну в качестве заставки, даю послушать «Варяг», к урокам о Гражданской войне, я часто применяю песни в исполнении группы «Любэ», песни Б. Окуджавы, песни А. Н. Пахмутовой. Допустим в начале урока мы слушаем песню «Русские рубят русских» или «Господа, юнкера», задается вопрос: Кто догадался о каком периоде времени сегодня пойдет речь на уроке? После изучения темы «Гражданская война», когда речь идет о комсомольцах, мы слушаем «Дан приказ ему на Запад», ведем беседу о героях- комсомольцах.

К сожалению, мы мало знаем о песнях Первой мировой, ровно также и о её героях. Тематическая направленность очень широка и позволяет использовать песни того тяжелого времени в воспитании патриотизма учащихся. Чего стоят только названия этих песен: «Холодно, сыро в окопах», «Солдатская колыбельная» и другие. Сразу после начала боевых действий в августе 1914 года журнал «Граммофонный мир» писал: «Родина стонет от тяжестей войны, и граммофонное дело переживает мучительную агонию…». Бешенным успехом пользовались пластинки компании «Экстрафон», что принесло солидные доходы. Эти пластинки стоили 50 копеек, их прозвали в народе «хлебными». «Дайте мне 1000 штук, и я продам их в один день!»- так говорил об этих пластинках один лавочник. Другие компании выпускали «Боже, царя, храни!», «Великая Русь», «Марсельеза»… Компании зорко следили за всем происходящем на фронте и оперативно откликались на все события записями своих пластинок: «Подвиг Риммы Ивановой», «Георгиевский кавлер», «Гусары- усачи», «Смерть героя».

 Есть прекрасная тема «Серебряный век», здесь можно использовать не только симфонии, сонаты, но песенный материал: Рахманинов романсы, например, «Весна идет», русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина, произведения Петра Петровича Старчик, который  написал музыку к стихам Д.С. Мережсковского - «О, Боже мой, благодарю», М. Цветаевой -«Таруса», В. Набокова- «Бывают ночи, только лягу в Россию поплывет кровать», В. Шаламова  - « Ледяная лампада» и другие.

Методические приёмы использования песен как вспомогательного инструмента в процессе  обучения.

Первоначальное обращение к песенному творчеству в преподавании истории объяснялось лишь личным интересом. Но чем больше я интересовалась этим вопросом, тем больше убеждалась в том, что песни могут быть прекрасным дополнением к учебнику истории.  Выбор обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей людей того времени. Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения. Обращаясь к этому жанру, мы не только слышим песни, но и «переживаем» историю героев произведения. Русская, советская песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической и  исторической информации. Таким образом, можно выделить следующие преимущества песни как исторического источника и средства образной наглядности.

- Песни являются средством прочного усвоения и расширения  исторических знаний. В песнях часто встречаются реалии того исторического периода, к которому они относятся, но при их описании используются особые средства выразительности, что способствует развитию у школьников образного восприятия эпохи и событий.

-  Благодаря песням лучше усваиваются и актуализируются исторические явления и события, «оживают» исторические личности. Правильно подобранные к той или иной теме песни, сопровождающиеся пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями, цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания значительно облегчают запоминание исторических фактов и исторических личностей, позволяет давать более развёрнутую их характеристику;

- Песни помогают получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты на уроке. Песни способствуют расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.

- Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения многих новых слов и исторических терминов, позволяют уловить особенности ритма, мелодики и т. д., что делает речь эмоционально окрашенной, запоминающейся;

- Песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению истории, повышается эмоциональный тонус.

Примерная последовательность работы с песней:

1) предварительная беседа, связанная с содержанием песни, опрос учащихся, установление ассоциаций с  явлениями, описанными в учебнике. Установка на первое восприятие песни;

2) прослушивание песни; знакомство с музыкальной стороной песни;

3) проверка понимания содержания песни (перевод текста на исторический язык общими усилиями учащихся под руководством учителя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание учащихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни;

4) чтение текста песни, выполнение способствующих лучшему усвоению нового материала заданий и упражнений к песне;

5) разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.

Критерии отбора песен могут быть следующими:

- песня должна быть приятной, ритмичной, не слишком длинной, иметь припев;

- она должна мотивировать, заинтересовать обучающихся;

- соответствовать возрасту и уровню знаний учащихся;

- отражать историческую специфику темы;

- голос исполнителя должен быть понятным.

На уроке истории и на внеклассном мероприятии песни могут использоваться для достижения различных целей и решения практических, развивающих и воспитательных задач.

Темами для дискуссий и бесед может стать содержание песен, относящихся к спорным историческим темам. Конечно, они должны быть интересны по содержанию, иначе у учащихся не возникнет стимула, мотивации к высказыванию своего мнения, обсуждению и последующему исполнению песни. Интернет предоставляет возможность подобрать песни на практически любую интересующую тему, затрагиваемую в УМК или выходящую за его рамки, но вызывающую интерес для учащихся.

Осуществление задач обучения возможно лишь в том случае, когда затрагивается эмоциональная сфера учащихся, учитываются их индивидуальные особенности и личный жизненный опыт. Организация регулярной работы с песнями существенно облегчает процесс обучения истории России ХХ века, как для учителя, так и для учеников. Для поддержания интереса учащихся к данному виду работы рекомендуется менять формы работы с песней, разрабатывать новые виды заданий и упражнений, использовать раздаточный материал.

В процессе обучения песня выполняет следующие функции:

-развивающая (развиваются эстетические, творческие способности, музыкальный слух);

-образовательная (формируется социально-культурная компетенция учащегося, т.к. в песнях отражается история, культура и повседневная жизнь страны);

-обучающая (совершенствуется речь, усваивается лексика, характерная для определённого исторического периода,  расширяется активный и пассивный словарь ученика).

Песню можно применять на различных этапах овладения различными видами учебной деятельности:

а) реконструктивные упражнения:

-восстановление текста песни;

-лексическое восстановление слов по изучаемой исторической теме;

-орфографическое восстановление встречающихся специфических слов;

-культурологическое восстановление: запись имен собственных, географических названий;

б) репродуктивные упражнения: изложение содержания по плану:

1. Название песни

2. Имя исполнителя

3. Имя композитора

4. Имя автора слов

5. Главная идея песни

6. Главный герой, его действия

7. Место и время действия

8. Основные события

9. Чувства слушателей;

в) творческие упражнения: воспроизведение песни; инсценировка песни; написание сочинения по первой фразе; написание эссе по теме песни; культуроведческий комментарий.

Формы работы также могут быть различными: индивидуальная форма работы, фронтальная, парная или групповая (ответы на вопросы, изложение содержания в монологе, звуковое сопровождение видеоряда (монолог, диалог, полилог) и другие. Выбор формы работы учитель осуществляет в зависимости от целей и задач урока.

Заключение

Действительно, песня является прекрасным дополнением к имеющимся средствам обучения, может служить своеобразным историческим источником с одной стороны, и ,с другой стороны,  мотиватором, вызывающим интерес и побуждающим к творческому отношению к процессу учения.  Она отражает страхи, тревоги, проблемы, радости, ценности, размышления, мнения, поэтому через изучение песен глубже постигается эмоционально-личностная сторона событий и исторических фактов, полнее раскрываются характеры исторических личностей.

В тоже время использование песенного творчества на уроке помогает решать методические задачи, связанные как с  получением метапредметных результатов, так и с личностным развитием ребёнка, формированием его компетенций. Песня пробуждает в участниках образовательного процесса интерес, особенно если её использование сопровождается нестандартными формами и методами работы на уроке. Этот интерес вполне может быть перенесён в сферу исследовательской и проектной деятельности, а так же может быть применён при изучении других   исторических тем и периодов.

Песня выполняет целый ряд функций, например, когнитивную, эмоциональную, социально-психологическую, коммуникативную, функцию бессознательного учения и воспитания.  Песня показывает, что является истинно ценным для людей, что остаётся в памяти и вызывает уважение, какие образцы поведения превращают обычного человека в героя и ради чего человек может стать героем. И самое  главное, как сказал уже упоминавшийся мною великий гуманист  ХХ века Д.С. Лихачёв, «размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что её достойно».[1]

Итог: песни могут быть прекрасным дополнением к учебнику истории.  Наиболее перспективным  и эффективным  является использование в  качестве музыкальной наглядности. Выбор обуславливается его познавательной ценностью, адекватным отражением особенностей жизни, культуры и быта, образа мыслей людей того времени. Тексты к песням, как правило, состоят из коротких предложений, которые легко запоминаются за счет многократного прослушивания и повторения. Обращаясь к этому жанру, мы не только слышим песни, но и «переживаем» историю героев произведения. Песня – это особенная часть культуры страны, она любима и знакома для многих в разных уголках мира, и несет в себе кладезь лингвистической и  исторической информации. Таким образом, можно выделить следующие преимущества песни как исторического источника и средства образной наглядности.

- Песни являются средством прочного усвоения и расширения  исторических знаний. В песнях часто встречаются реалии того исторического периода, к которому они относятся, но при их описании используются особые средства выразительности, что способствует развитию у школьников образного восприятия эпохи и событий.

-  Благодаря песням лучше усваиваются и актуализируются исторические явления и события, «оживают» исторические личности. Правильно подобранные к той или иной теме песни, сопровождающиеся  пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями, цель которых - проверка понимания и обсуждение содержания значительно облегчают запоминание исторических фактов и исторических личностей, позволяет давать более развёрнутую их характеристику;

- Песни помогают получить не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты на уроке. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием речевого аппарата. Песни способствуют расширению лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти.

Список литературы

1.     Арефьева И.П. , Лазарев Т.В. Эффективные технологии обучения - творческое обучение. http://www.twirpx.com/file/893355

2.     Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая редакция Г. А. Дубровской. – Изд.3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – С.199

На занятиях я использую песни наравне с учебником.

Школьные учителя редко используют песню как исторический источник. В лучшем случае учителя анализируют текст песни на уроке, но не исполняют её. В советское время была распространена именно такая практика: сначала анализ, потом исполнение. В девяностые об этом подзабыли. Поскольку я много лет занимался в хоре и даже хотел поступить на дирижёрский, решил попробовать вернуть эту практику. Тем более что в интернете есть множество песен, записанных в разные годы. Для историков песня — такой же источник информации, как источники письменные и археологические.

Как правило, мы исполняем песни, которые были созданы во второй половине XVIII века. Найти хорошую композицию на каждый исторический период нереально. Начинаем с анализа текста. Язык, которым писали песни ещё 50 лет назад, сильно отличается от современного, поэтому разбираем буквально каждое слово. Специфические термины заносим в исторический словарик. В этом и смысл нашего предмета — узнавать контекст эпохи.

Иногда практические проверочные работы проходят в форме анализа и исполнения песни: всё же это интереснее и полезнее, чем обычные тесты

Поначалу моё предложение у ребят вызвало отторжение. Я связываю это с тем, что одно время в нашей школе не хватало учителей музыки и их заменяли преподаватели других предметов. Дети не пели и просто забросили этот навык. Когда я в первый раз пытался исполнить с шестиклассниками песни военного времени, они были очень зажаты. Но со временем это проходит. Те, кто боится выступать на сцене и не хочет петь, помогают с организацией, когда мы ездим выступать в другие города России. Например, на открытии Пискарёвского мемориала в Санкт-Петербурге ребята снимали наше выступление на видео. На уроках истории дети решают «моральные дилеммы»

На уроке истории важно не правильно объяснить термин или научить детей видеть причинно-следственную связь. Для меня главное — воспитание. Я имею в виду не патриотическое воспитание, а обычные нравственные категории, с которыми дети выйдут из школы, и которыми будут руководствоваться всю жизнь независимо от того, кем они станут. Именно они помогают сделать выбор в жизни.

Практически на каждом уроке я использую приём, который называется «моральная дилемма». Мы с учениками ставим себя на место исторической личности в момент, когда ей нужно было сделать важный выбор. Мне не важен ответ: история его уже дала. Мне хочется услышать, как ребёнок строит суждение. Через это я понимаю, какими моральными правилами он руководствуется в своём возрасте и от кого он мог их перенять. Так дети понимают, что их суждение — не единственно верное, а я понимаю, как лучше выстраивать процесс работы с каждым учеником.

Одна из моих любимых дилемм: «Лето 1941 года, вы попали в котёл. Ваши войска уже ушли на восток, а семья осталась на западе. Что бы вы сделали в такой ситуации?»

Возможно, задавать такие вопросы, наверное, не очень педагогично, но я считаю, что с детьми можно обсуждать любые темы, которые могут их касаться. Они и так могут найти всё, что им интересно, в интернете.

Одни ребята говорили, что надо бежать к семье, потому что там дети. Другие возражали, что ребёнку помогут другие родственники, а спасти страну могут только они.

Мне как учителю интересно понять, чем дети руководствуются при выборе. Если суждения ребёнка покажутся мне неразумными и опасными, я постараюсь повлиять на них. То, что опасно для одного ученика, опасно и для всего общества, и я стараюсь, чтобы ребёнок посмотрел на ситуацию с другой стороны.

Музыка к урокам

Музыка к урокам истории


На этой странице Вы найдете музыкальные фрагменты, песни, гимны, которые можно использовать на уроках истории и обществознания. Как учитель истории знаю, сколько времени затрачивается на подготовку уроков по темам, касающимся развития культуры. В этих случаях особенно остро встает вопрос наглядности. Возможно, данный материал поможет Вам при подготовке презентаций, слайд-шоу, фильмов.музыка


К уроку

Бах И.С. Токката и фуга ре минор

Бетховен Л. К Элизе

Бетховен Л. Лунная соната

Бизе Ж. Интермеццо из оперы "Кармен"

Брамс И. Колыбельная

Верди Д. Увертюра к опере "Травиата"

Вивальди А. Зима. Времена года

Григ Э. Песня Сольвейг

Дебюсси К. Лунный свет

Моцарт В.А. Турецкий марш

Пуччини Д. Ария Калафа из оперы "Турандот"

Шопен Ф. Нежная колыбельная

Шопен Ф. Прощальный вальс

Штраус-сын И. Сказки Венского леса

Шуберт Ф. Ave Maria

Шуберт Ф. Серенада


Бородин Ф.П. Половецкие пляски оз оперы "Князь Игорь"

Прокофьев С.С. Ромео и Джульетта

Рахманинов С.В. Наедине с собою

Чайковский П.И.. Вальс из балета "Спящая красавица"

Чайковский П.И. Тема из балета "Лебединое озеро"


Песни о войне

Краснознаменный ансамбль - Священная война

Мартынов А. На солнечной поляночке

Власов В. Моя любимая

Шульженко К. Синий платочек

Шульженко К. Давай закурим

В.Нечаев - Огонек

Г.Виноградов - В лесу прифронтовом

Е.Флакс - В землянке

Краснознаменный ансамбль - Песня защитников Москвы

Лещенко Л. День победы

Гимны

(использованы материалы с сайта http://www.hymn.ru/)

1. Преображенский марш (скачать)
При Петре I был создан марш Преображенского полка. Преображенский марш вскоре стал главным маршем российской армии. Фактически он стал неофициальным гимном: он исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни торжественных выходов царских особ, на посольских приемах.
2. Гром победы, раздавайся! отрывок (скачать)
Гимн создан в 1791 году Гавриилом Державиным (слова) и Осипом Козловским (музыка) на мотив полонеза.
3. Молитва русских. (скачать) 
В конце 1816 года Александр I издал указ об исполнении этой мелодии при встречах императора. Использовалась в качестве гимна (1816-1833).
4. Боже, Царя храни! (скачать)
Государственный гимн Российской империи (1833-1917). Утверждён указом Николая Первого от 30 апреля (12 мая) 1834 года. Слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова.
5. Рабочая Марсельеза. (скачать)
Использовалась в качестве гимна в первые месяцы после Февральской революции. Мелодия французского гимна (Марсельеза). Слова П.Л.Лаврова, музыка Клода Жозефа Руже де Лиля.
6. Интернационал. (скачать)
«Интернационал» - Государственный гимн РСФСР (1918-1943), а после образования Советского Союза (1922) он же стал гимном СССР (1922-1943).
7. Государственный гимн 1944 г. (скачать)
Государственный гимн Советского Союза (1943-1955). Музыка А. В. Александрова, слова С.В.Михалкова, Г.А.Эль-Регистана. Утверждён 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Официально используется с 15 марта 1944.
8. Государственный гимн 1977 г. (скачать)
В 1977 году Сергей Михалков создаёт вторую редакцию Государственного Гимна СССР. Музыка А. В. Александрова, слова С.В.Михалкова, Г.Г.Эль-Регистана.
9. Патриотическая песня. (скачать)
Государственный гимн Российской Федерации (1990-2000). 5 ноября 1990 года правительство РСФСР принимает постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки.
10. Государственный гимн РФ. (скачать)
В декабре 2000 - феврале 2001 в Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В.В.Путин внёс текст С.В.Михалкова и Г.А.Эль-Регистана. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года и в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С.В. Михалкова и Г.А.Эль-Регистана. Музыка А.В.Александрова, слова С.В. Михалкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Песенный материал на уроках английского язвка"

Песни и музыка сопровождают людей от самого рождения и без них нельзя представить себе человеческую жизнь, поэтому совершенно естественно, когда песни звучат и на уроках иностранного языка, вызывая у ...

Расширение активного запаса слов через применение песенного материала на уроках английского языка

Песни способствуют расширению активного запаса слов учащихся, обеспечивают тренировку в использовании грамматических явлений, механической памяти. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывае...

Песенный материал на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы использования песенного материала на уроках английского языка для формирования языковых и речевых навыков...

Использование песенного материала на уроках английского языка

Использование песенного материала повышает мотивацию, благодаря непроизвольному запоминанию новых слов и фраз увеличивается объем словарного запаса.Песня является образцом звучащей иноязычной речи, а ...

Отбор песенного материала на уроках 10-го класса на тему становления советского государства

Данная статья содержит информацию о отборе песенного материала для уроков истории 10-го класса, связанных с советским государством (его становление и развитие). Использование описанных приемов поможет...