Технологическая карта урока "Единовластие Цезаря"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Лоханская Элла Олеговна

Технологическая карта урока "Единовластие Цезаря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnoogicheskaya_karta_uroka_edinovlastie_tsezarya.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата проведения

24апреля 2023 года

Учитель

Лоханская Элла Олеговна

Тема

Единовластие Цезаря

Цель

Формирование у учащихся представления о личности Юлия Цезаря, его завоеваниях, реформах в армии, а так же его роли в истории Рима.

Планируемый результат

Предметные

Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря.  Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю удалось прийти к власти в Риме, кто такой диктатор, почему Цезарь был убит. Учиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные. Формирование умений и навыков работы с текстом учебника: умение выделять главное в тексте параграфа, находить необходимую информацию для ответов на поставленные вопросы, продолжить формирование умений составлять план урока.

Метапредметные

Выявляют особенности и признаки объектов. Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы учителя.

Личностные

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Тип урока

комбинированный  

Основные понятия

Биография Юлия Цезаря. Переход через Рубикон. Диктатура Цезаря, его деятельность на посту главы государства. Убийство Юлия Цезаря. Октавиан – наследник Цезаря. Цицерон – величайший оратор Рима. Захват Цезарем власти – 49 г. до н.э. Убийство Цезаря – 44 г. до н.э. Ветеран, диктатор, единовластие. Крылатые выражения «перейти Рубикон», «и ты, Брут!», «жребий брошен», «пришел, увидел, победил»

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Литература

Математика

 

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Учебник А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. А.А. Искандерова. – М.: «Просвещение», 2022 – 303 с.: ил.

Презентация «Единовластие Цезаря»

Карточки для учеников

Карта «Гражданские войны в Риме»

Домашнее задание:

учебник, параграф 52, определения наизусть.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Подготовительный

Сделать запись на доске определений: ветеран, диктатор, единовластие. 

-

-

 Организационный этап.

Приветствие учащихся.

 

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

 Актуализация знаний и переход к работе с темой урока

Работа с карточками: консул, триумф, провинция, народный трибун, республика.

Послушаем стихотворение и подумаем:

Кто бы мог произносить такие слова? Чей это призыв?

Когда произошло восстание рабов в Риме под предводительством Спартака?  

В чем его главная особенность?

Выполняют задание в тетради

Денис читает стихотворение:

Свобода! Свобода! Богиня богинь!...

Когда нападут легионы врагов,-

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Тебя, призывая, мы рвемся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам!

Ответы на вопросы:

1. Призыв Спартака и восставших рабов бороться  за свободу и к уходу из Италии

2. 73 – 71 г до н.э.

3. Было самым крупным в истории  Рима

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Мотивационный

После восстания Спартака многие в Риме мечтали о сильном государстве и сильном правителе, который бы не допустил подобного в будущем. Но к великому сожалению дела в римской республике обстояли весьма плохо. Теперь консулом или народным трибуном мог стать практически любой богатый римлян, который, подкупая простой народ, мог купить себе заманчивую должность. В этих сложный обстоятельствах в истории Рима появляется одна из самых знаменитых исторических личностей древности – Гай Юлий Цезарь. Одни его боготворили, другие ненавидели всей душой. Для одних он был блестящий полководец, для других ненавистный и жестокий тиран.

Предположите: как звучит тема нашего урока?

Слайд 3

Давайте спланируем  работу над нашей темой и подумаем, что нам предстоит узнать и на какие вопросы ответить в ходе урока?

Слайд 4  

Ученики отвечают.

Записывают в тетради тему урока: «Единовластие Цезаря»

Ответы учеников

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: Строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Изучение новой темы

После победы над Спартаком Главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей, в это же время выдвинулся Цезарь, но они не считали его серьёзным соперником.

Слайд 5

Ребята, как вы понимаете выражение «Как Юлий Цезарь?»

Действительно, Гай Юлий Цезарь, чей портрет Вы видите. По словам его современников мог одновременно слушать, писать, говорить, умел писцам диктовать одновременно несколько текстов. И все делал безупречно. В историю он вошел как

римский император, который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет.

Из жизнеописания Цезаря:

«Однажды Цезарь с друзьями проезжал маленькое и бедное галльское селение. Один из друзей спросил: «неужели и в этом жалком уголке борются между собой за власть? Неужели и здесь есть люди, мечтающие о первенстве? На что Цезарь ответил: «Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

- О каких чертах характера Цезаря свидетельствует этот факт?

- Нравятся ли вам эти качества?

Рабата с текстом учебника стр. 252 пункт 2. Используя знания и материал учебника запишите в тетради ответ на вопрос: «Какими качествами обладал Цезарь, какие из них помогали ему в борьбе за власть»

Цезарь стал наместником в Галлии. Галлия делилась на две части: Предальпийская   и Заальпийская  (в долине р. По)    

Какие территории принадлежали Риму?

Какие территории Цезарь решил завоевать и завоевал?

Слайд 6.

Цезарь поставил перед собой цель подчинить Риму Заальпийскую Галлию. Около 10 лет он воевал с

заселявшими ее многочисленными племенами. Вся эта обширная страна, богатая железом, золотом и строевым лесом, была покорена и объявлена римской провинцией.

- Как вы думаете, как отреагировали на такой успех Цезаря его

противники?

- Верно! Успехи Цезаря вызвали зависть у других полководцев.

Особенно у Красса и Помпея.

- Чем Вам известны Красс и Помпей?

- А как поступил Цезарь в этой ситуации

- Что такое Рубикон?

- Какую фразу произнес Цезарь, когда перешел Рубикон?

- Когда Цезарь захватил власть в Риме?

Слайд 7.

Дайте характеристику власти Цезаря

Слайд 8.

Как изменилась система управления Римом?

Повелитель Рима ввел в сенат много своих сторонников. Но были в сенате и тайные его враги, недовольные единовластием. Эти люди решили убить диктатора.

Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом. На советы друзей об угрожающей ему опасности Цезарь отвечал: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти». 15 марта 44 года до. н.э. Цезарь

был убит.

Давайте вернемся к вопросу, который мы с вами поставили в начале урока: «Почему погиб Юлий Цезарь?» и «Чью власть хотели восстановить его убийцы?»

Смотрят портреты

Отвечают на вопрос, выдвигают свои предположения

Ответы учащихся. Обоснование мнения.

Письменно отвечают на вопрос

2 минуты

Обсуждение и дополнение:  

1. Дружба с народом (задабривание)

2. Обещания лучшей жизни

3. Помирил Красса с Помпеем (ему необходима поддержка)

4. Умён, блестяще образован и красноречив

В итоге стал консулом, через год стал управлять провинцией Галлией

Работа с картой учебника на стр. 251 и с картой на доске

Принимают участие в обсуждении

Ответы учащихся  

Работа с текстом стр. 253-254

Работа с текстом стр. 254

Обсуждение и дополнение:

1. Цезарь использовал неограниченную власть

2. Сенат и консулы послушно выполняли его приказы

3. Он носил титул «император»

4. Цезарю оказывали царские почести

5. Чеканили монеты с его изображением

6. На должности в народное собрание выбирали тех, кого Цезарь счел достойным и преданным себе.

Ответы учащихся.

Записи в тетради:

Ветеран – старый солдат, завершивший службу.

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед кем отчитываться.

Единовластие – сосредоточение власти в одних руках, неограниченность власти.

Работа с учебников стр. 254-255 «Комментированное чтение»

1. Что означает крылатое выражение «И ты, Брут!»

2. В каких случаях его можно употребить?

3. Чью власть хотели установить убийцы?

Записи в тетради: 15 марта 44 года до н.э. убийство Цезаря в Сенате  

Ответы учащихся.

1. Завидовали, боялись, не готовы были к диктатуре (свободолюбие)

2. Хотели восстановить республику.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: Строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Закрепление.

Составление синквейна по теме урока:

1 строка – существительное (тема урока)

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающих личность Цезаря)

3 строка – 3 глагола (которые описывают действия Цезаря)

4 строка – предложение (о личности Цезаря)

5 строка – 1 слово-резюме (по теме)

Работа с лентой времени.

753 год до н.э. – Был основан город Рим

509 год до н.э. – Последний год царского Рима (Тарквиний Гордый)

74 год до н.э. – Восстание Спартака

49 год до н.э. – Цезарь захватил власть в Риме

Исправить ошибки в тексте:

Гай Юлий Цезарь происходил из  семьи простых  бедняков, был умен, блестяще образован и  красноречив.  Заручившись широкой поддержкой римлян, Цезарь был избран консулом на 4 года.

По окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию,  где ему  предстояло завоевать  Предальпийскую Галлию, еще не принадлежавшую Риму.  Узнав о военных успехах и  усилении Цезаря, сенаторы потребовали его прибыть в Рим за наградой.  Цезарь со своими войсками подошел к реке По, отделявшей Галлию от Италии и  произнес «И ты, Брут!».

Войска Цезаря двинулись на Рим.  Рим был занят без боя, придя к власти, Цезарь выполнил ряд обещаний, данных народу:  наделил землей десятки тысяч ветеранов -  молодых, начинающих солдат, отстроил заново Коринф и Карфаген. Сенат даровал Цезарю пожизненное звание ликтора –  правителя, обладающего неограниченной властью.  15 марта 48 года до н.э. Цезарь был убит заговорщиками, во главе с молодым сенатором – Помпеем, прямо на заседании Сената.

Вариант:

Юлий Цезарь.

Талантливый, интересный.

Меняет, совершенствует, познает.

Надолго запомнился людям.

Диктатор.

Юлий Цезарь.

Уверенный, активный.

Направляет, мотивирует, призывает.

Многое принес обществу.

Полководец.

Работа с лентой времени.

Расположить в хронологической последовательности.

Посчитать сколько лет прошло от установления республики до единовластия под руководством диктатора Цезаря. (460 лет)

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Рефлексия.

Задание:

Оцени свою работу:  

Я считаю, что на уроке:  работал активно, был пассивен, было трудно, все понял, было легко, работал с интересом, было скучно,  допустил много ошибок, большинство заданий решил верно, могу объяснить новые понятия, хочу изучать эту тему дальше,  понял не весь материал темы.

Ребята спасибо вам за отличную работу на уроке.

Выставление оценок.

Записывают в тетрадь предложение, которое получилось, выборочно зачитывают.

Ставят оценки в дневник.

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль

Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания. Параграф 52 учить, определения наизусть.

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта урока 5 класс "Цезарь - повелитель Рима"

Технологическая карта урока для 5-х классов по теме "Цезарь - повелитель Рима" поможет в организации и проведении урока по данной теме....

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...