Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)
рабочая программа по истории

Фендриков Владимир Олегович

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи:

  • обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Древний Египет »: знание основных исторических событий, деятелей, важнейших дат исторической эпохи;
  • воспитательная: на примере истории и культуры Древнего Египта,
  • продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;
  • развивающая: развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие

Оборудование: карта «Древний Египет», раздаточные материалы,  проектор, мультимедийная презентация, жетоны «следы ног».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnaya_razrabotka_uroka_istorii_po_glave.docx165.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 37»

Поурочная разработка урока истории по главе

«Древний Египет»

(с использованием игровых технологий)

                                                Составитель: учитель истории Фендриков В.О

Урок-игра по теме «Древний Египет»

Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи:

  • обучающая: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся по теме «Древний Египет »: знание основных исторических событий, деятелей, важнейших дат исторической эпохи;
  • воспитательная: на примере истории и культуры Древнего Египта,
  • продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;
  • развивающая: развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие

Оборудование: карта «Древний Египет», раздаточные материалы,  проектор, мультимедийная презентация, жетоны «следы ног».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой этап.

3.Работа по теме урока.

4.Домашнее задание.

5. Итоги урока.

6. Рефлексия.

1. Организационный момент.

2.  Мотивационно-целевой этап.

 Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей, совершая хорошие поступки, добрые дела.

     Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

     Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать жетоны «следы».

3.Работа по теме урока.

Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами изучали древнюю страну с неповторимой культурой - Египет. Она оказала большое влияние на развитие культуры многих народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема сегодняшнего урока «Повторение и обобщение знаний по Древнему Египту».

(показывает презентацию)

Проблемный вопрос. В чем своеобразие истории Древнего Египта? (мнения детей)

Как вы знаете, история – это наука, которая дает возможность путешествовать во времени, побывать в прошлом,  много-много лет назад, почувствовать атмосферу различных эпох. Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну фараонов, сфинкса, загадочных пирамид … . Вы будете разгадывать тайны истории Древнего Египта, выполнять творческие и познавательные задания          

Вы разделились на две команды. Победит та команда, которая быстрее и точнее ответит на заданные вопросы. Мне очень хочется, чтобы во время игры каждая команда проявила уважение к другим участникам

Основная часть

 Прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны побольше узнать о той стране, которую хотим посетить.

Задание 1.  «Визитная карточка». Вы должны вспомнить всё, что знаете о Древнем Египте: расположение, климат, почва, занятия населения. Заполните пропуски в карточках, которые я вам раздам. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите 1 след. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 следов (учащиеся выполняют работу)

Карточка № 1.

Египет находится в  (Северо-Восточной) Африке. Большую часть территории занимают (пустыни). Самая длинная река в Египте – (Нил), по берегам которой  растут (финиковые пальмы) и высокий тростник-(папирус). Климат в Египте очень (жаркий). Во время (разлива) Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и (ил). Греческий ученый Геродот называл Египет («Даром Нила»). Древние египтяне путешествовали по (Средиземному) морю.

Карточка № 2.

Большинство поселений располагалось по берегам (Нила), течение которой встречало на пути (пороги)-каменистые преграды на дне реки. Впадая в (Средиземное море), река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - (дельту). Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени-(оазисы).Куда не доходила вода во время (разливов), египтяне поливали сады и огороды при помощи (шадуфов). Земледельцы платили (налоги) – отдавали в казну часть урожая и скота. Дом простого египтянина был сделан из (тростника), который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - (папируса).

Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились и  заработали свои первые следы.  (Приложение 1)

Задание 2

Ребята, чтобы не потеряться в чужой стране, мы должны знать их язык. Следующее задание называется «Знаток терминов». Давайте выясним, какая команда знает больше египетских слов. Сейчас вы получите конверты, внутри которых карточка с терминами и определениями. Правильно соотнесите слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 след.

Фараон

Правитель Египта

Писец

Сборщик налогов

Шадуф

Устройство для подъема воды

Пирамида

Гробница фараона

Оазис

Островок зелени

Дельта

Рукава, образующие огромный треугольник

Пороги

Каменистые преграды на дне реки

Сфинкс

Скульптура льва с головой человека

Папирус

Материал для письма

Вельможа

Царский советник, военачальник

Ил

Частицы полусгнивших растений, остающихся на берегах Нила после разлива

Иероглиф

Письменный знак

Саркофаг

Богато украшенный гроб из камня

Мумия

 Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами

«Язык фараона»

Писцы

«Живые убитые»

Пленники

Подведение итогов. Молодцы, мы с вами вспомнили исторические термины.

Задание 3.

Переходим к следующему заданию, которое называется «Мифы и реальность».

Распределите имена этих героев на две группы: боги и фараоны.

1.Осирис

2.Тутмос

3.Маат

4.Клеопатра

5.Тутанхамон

6.Гор

7.Исида

8.Эхнатон

9.Нефертити

10.Хеопс

Боги

Фараоны

 1,3,6,7

2,4,5,8,9,10

(Приложение 2)

Задание 4.

Говоря об удивительной стране – Египте, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах.

И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древнего Египта».

Прочитайте отрывки и ответьте, о каком событии идет речь.

Миф 1. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства» (Сет об убийстве Осириса)

Миф 2. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: "Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен твоему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!» (Богиня Исида после убийства мужа Осириса прятала своего сына в болотах, т.к. боялась что его тоже убьют).

Миф 3. Имя мое Амамат, что значит "Пожирательница". Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам, ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся. (Амамат - это чудовище на суде, оно сидело перед Осирисом, и если человек лгал, то оно съедало его сердце)

Миф 4. Каждую ночь, когда все люди спят, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг, он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, мое сердце в огне, мое тело в поту, влага выступает на лице, словно в летнюю ночь, наконец, мне удается одержать победу, но, увы, не навсегда. Впереди все новые и новые бои. (Ра о схватке с Апопом)

Физкультминутка.

Египетские фараоны с войсками ходили на Север, Юг, Запад, Восток (повороты головы)

Египетские войска стреляли из лука (имитация)

Шли пешком (имитация)

Снова стреляли из лука (имитация)

И шли пешком (имитация)

Знать натиралась благовониями (имитация)

И все снова шли в поход (имитация).

Задание 5

Путешествуя по Египту, нельзя не вспомнить египетских богов, которые играли большую роль в жизни египтян. Следующее наше задание называется «Египетский пантеон».

По описанию внешности, предметов, рода занятий определите египетских богов и вспомните, покровителем чего они являлись. За каждый правильно данный ответ вы получите по два следа. Вопросы будут заданы каждой команде. Если вы только назовете бога или только покровителем чего он являлся,  то команда получит 1 след.

1. Диск, голова сокола, ладья (Амон-Ра–бог Солнца)

2. Женщина с птичьими крыльями (Исида–богиня материнства, земледелия и плодородия)

3. Тело человека, черная голова шакала, проводник умерших(Анубис–бог смерти и загробного мира)

4. Зеленое лицо, трон, жезл, плеть в руках(Осирис - судья душ усопших)

5. Свирепый змей, тьма (Апоп–бог тьмы и зла)

6. Тело коровы, усеянное звездами(Нут– богиня неба)

7. Кошка, музыкальный инструмент (Бастет– бог покровитель искусства)

8. Маленькие злые глазки, волосы цвета песка(Сет– бог пустыни)

9. Голова крокодила (Себек– бог воды и разлива Нила)

10. Голова ибиса, посох, письмо(Тот–бог учения и мудрости)

Подведём итог:  молодцы, вы вспомнили богов по их характеристикам, будем надеяться, что они будут покровительствовать нам в нашем путешествии.

Задание 6.

Наше увлекательное путешествие по Египту продолжается. Сейчас мы с вами находимся перед вратами первой столицы Египта – Мемфиса.  Мы сможем войти в этот город, лишь разгадав эти числа на воротах.  Следующий наш конкурс называется «Числовой штурм».  Определите, какие события произошли в эти годы.

1500г.до н. э. – Крупные завоевания Тутмоса

2600г. до н. э. – Пирамида Хеопса

3 тыс.лет до н. э. – Образование единого государства Египта

5 тыс.лет назад–  Возникновение первых государств

1 в.до н.э. – Царствование Клеопатры

IV-IIIтыс.до н.э. – Возникновение египетской письменности

Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

Задание 7.

 «Историческая личность».

Мы с вами многое вспомнили о Египте, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной страны. Вы сейчас  получите карточки с описаниями личностей  или их высказывания, определите, о ком идет речь.  Среди них есть и реальные люди, и боги, оказавшие большое влияние на культуру, сознание народа. Если вы сумеете назвать историческое лицо, то получите 1 след.


1. Он живет за третьим порогом реки Нил. Каждый день он переливает из одного кувшина в другой воду, а когда он засыпает, вода переполняет кувшин и на реке начинается разлив Нила. (бог Хапи)

2. Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. (Тутмос III)

3. Он был царём Египта, но научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Его любили и люди, и животные, и птицы, но только его брат желал смерти и смог совершить то, о чем мечтал: по его приказу старшего брата убили, а тело разрубили на части. Когда его оживили, он отказался остаться с людьми и отправился в подземный мир, где судил каждого. (Осирис)

4.Этот фараон Египта в XIVв. до н.э.  восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск. (Эхнатон)

5. Вельможа заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти»».  (Синухет)

6. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; Её лицо украшало храмы по всей стране. Правление этой царицы ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. (Нефертити)

Задание 8.

Ребята, давайте разгадаем головоломку – ребусы. В них зашифрованы слова, связанные с Древним Египтом. За каждый верно разгаданный ребус вы получите 1 след.  (Приложение 3)

Ребус 1. (Пирамида)

пирамида

Ребус 2. (Фараон)

фараон

Ребус 3 (Папирус)

папирус

Заключение

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждая  команда постаралась прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

- А кто больше всех наследил?

 -У кого больше всех следов? (Команды поднимают свои « следы ног»)

Оценивание по количеству жетонов.

Вот и закончилось наше путешествие по загадочной стране Древнего мира – Египту, которая  сыграла большую роль в развитии культуры других народов. Вы продемонстрировали свою эрудицию, знания, выполняли задания быстро и верно. А на следующем уроке мы с вами отправимся в другую древнюю цивилизацию – Междуречье.

4. Домашнее задание.

  Задание №43 из рабочей тетради(страница 33)

5. Итоги урока

 

6. Рефлексия.

 Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали, с каким настроением вы покидаете класс. Около вас лежат смайлики с веселой улыбкой и грустной улыбкой. Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите смайлик с веселой улыбкой, если не понравился и настроение упало, возьмите смайлик с грустной улыбкой.

Урок окончен. Спасибо! До свидания!

Приложение 1

Карточка № 1.

Египет находится в           Африке. Большую часть территории занимают ________ .Самая длинная река в Египте –            , по берегам которой  растут  

                      и высокий тростник - _____. Климат в Египте очень _________. Во время _______ Нила почва становится плодородной, т.к. после него на полях остается не только влага, но и ___. Греческий ученый Геродот называл Египет _________. Древние египтяне путешествовали по _________ морю.

Карточка № 2.

Большинство поселений располагалось по берегам _____, течение которой встречало на пути _______ -каменистые преграды на дне реки. Впадая в ____________, река разделялась на несколько рукавов, образующих треугольник - _____. Вдали от Нила среди песков изредка встречались островки зелени-______.Куда не доходила вода во время _______, египтяне поливали сады и огороды при помощи _______. Земледельцы платили _______ – отдавали в казну часть урожая и скота. Дом простого египтянина был сделан из ________, который также использовался для изготовления материала, похожего на бумагу - _________.

Приложение 2

Боги

Фараоны

 

Приложение 3

Ребус 1.

пирамида

Ребус 2.

фараон

Ребус 3

папирус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле Чудес (урок литературы в 5-ом классе) с использованием игровых технологий

Урок литературы в 5-ом классе с использованием игровых технологий. Поле Чудес по теме: "Кавказский пленник" ....

Разработка урока русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Повелительное наклонение" "Береги платье снову, а здоровье смолоду"

Урок направлен на воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Параллельно с изучением грамматического материала по теме "Повелительное наклонение" в ходе работы над текстом ученики усваиваю...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

разработка урока истории в 5 классе "Египет - государство на берегах Нила"

5 класс. Цель: Формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотив...

Конспект урока для обучающихся 1-2 класса с использованием игровых технологий

Занятие под названием "Путешествие в город Веселых Мячей" предназначено для обучающихся 1-2-х  классов.Занятие проводится в игровой форме и позволяет наиболее интересно рассказать детям о различн...

Урок литературы для обучающихся 9 класса с использованием игровой технологии по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Учитывая возрастные особенности обучающихся 9 класса (15-16 лет), выбран урок-игра. Каждый учитель согласится с тем, что такая форма наиболее удачна на уроках обобщающего повторения и является самой п...