Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Павлова Анастасия Анатольевна

Рабочая программа специального курса "История в лицах", 10-11 класс, 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetskurs_istoriya_v_litsah._10_-_11_kl.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

 

Рассмотрена:

Методическим объединением

учителей истории и обществознания

Протокол № 5 от 21.06.2023 г.

Утверждена:

приказом директора МБОУ «Гимназия»

 от 10.08.2023 г. № 244

Рабочая программа спецкурса

«История в лицах»

направление: социальное

для 10 – 11  кл.  

на 2023 – 2024  учебный год

                                     

                 

                                                                 Составитель:

                                              Павлова А.А., учитель истории и обществознания

                                                                 первой квалификационной категории

                           

г. Черногорск, 2023 г.

1. Пояснительная записка:

Рабочая программа спецкурса «История в лицах»  является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия» и состоит из следующих разделов:

  1. Результаты освоения спецкурса «История в лицах»;
  2. Содержание спецкурса «История в лицах» с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. Тематическое планирование.

  1. Результаты  освоения спецкурса «История в лицах»

Личностные результаты:

- Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- Способность к определению своей позиции и ответственному правовому  поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

- Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность  -  учебную, общественную;

- Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы;

- Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, сочинение;

- Готовность к сотрудничеству с одноклассниками в коллективной работе;

- Освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

3. Содержание спецкурса  «История в лицах» с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. Российское государство в IX – XVI вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Причины принятия христианства и его  историческое значение. Право на Руси. Категории  населения на Руси. Работа с документом «Русская Правда». Первые киевские князья.   Культура Древней Руси IX -  XII вв. Феодальная раздробленность  на Руси и борьба русского народа с иноземной экспансией в XIII в.: причины, особенности, последствия. Крупнейшие земли и княжества. Возвышение Москвы как  центра объединения русских земель. Русская православная церковь и культура XIII – XV вв. Образование единого  централизованного государства – России. Иван III. Судебник 1497 г. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Иван IV. Венчание на царство Ивана IV. Реформы Избранной рады. Создание органов сословно – представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян  Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в.  

Персоналии периода: Российское государство в IX – XVI вв.

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Александр Невский. Даниил Московский. Иван Калита. Ягайло. Витовт. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тамерлан. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный. Иван III. Кирилл и Мефодий. Митрополит Иларион. Нестор. Сергий Радонежский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев. Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти. Василий III. Елена Глинская. Иосиф Волоцкий. Иван IV Грозный. Федор Иванович. А.Ф. Адашев. Протопоп Сильвестр. А.М. Курбский. Малюта Скуратов. Митрополит Филипп (Колычев). Ермак. Хан Кучум. Дионисий. Иван Федоров. Симон Ушаков.

Составляют схему «Система управления Древнерусского государства», схема в форме терминологической модели, используют  новые понятия, объясняют взаимосвязь исторических конструкций. Решение исторических задач на основе  анализа источников. Анализируют  статьи «Русской Правды».

Работа с историческими источниками.

Моделирование  исторических ситуаций.

Раздел 2. Российское государство в XVII – XVIII вв.

Смута. Пресечение династии Рюриковичей. Обострение социально – экономических  противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Избрание на царство династии Романовых. Первые Романовы. Рост территории государства. Соборное уложение 1649 г. Новые явления в экономике. Церковный раскол в середине XVII в. Социальные движения XVII в.   Усиление светского характера культуры. Петровские преобразования. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Северная война 1700 – 1721 гг. Развитие культуры в петровскую эпоху. Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины Второй и ее преобразования. Крупнейшие деятели культуры второй половины XVIII в.

Персоналии периода: Российское государство в XVII – XVIII вв.

Борис Годунов. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий Шуйский. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич. И.И. Болотников. Патриарх Гермоген. К. Минин. Д.М. Пожарский. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. А.Л. Ордин-Нащокин. А.С. Матвеев. Степан Разин. Б. Хмельницкий. Симеон Полоцкий. Ерофей Хабаров. Семен Дежнев. Василий Поярков.

Петр I. Иван V. Царевна Софья. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Анна Леопольдовна. Иоанн VI Антонович. Елизавета Петровна. Петр III. Екатерина II. Павел I. В.В. Голицын. Ф.Я. Лефорт. П. Гордон. А.Д. Меншиков. Ф.А. Головин. Б.П. Шереметев. Ф.М. Апраксин. Я.В. Брюс. И. Мазепа. Н.Д. Демидов. Стефан Яворский. Э.И. Бирон. А.И. Остерман. Б.К. Миних. И.И. Шувалов. П.И. Шувалов. А.П. Бестужев – Рюмин. А.Г. Орлов. Г.А. Потемкин. П.А. Румянцев. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. М.И. Кутузов. Е.И. Пугачев. Салават Юлаев. Е.Р. Дашкова. Феофан Прокопович. А. Нартов. Д. Трезини. В.В. Растрелли. И. Н. Никитин. М.В. Ломоносов. Г. Байер. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев. В.Н. Татищев. В. Беринг. А.Д. Кантемир. Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин. В.К. Тредиаковский. А.П. Сумароков. Д.И. Фонвизин. Ф.Г. Волков. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Ф.С. Рокотов. Д.Г. Левицкий. В.Л. Боровиковский. Ф.И. Шубин. И.И. Ползунов. И.П. Кулибин.

Составляют тезисы к дискуссии на тему: «Смута в XVII в.». Моделирование ситуаций.  Написание эссе: «Церковный раскол в середине XVII в.». Анализируют статьи Соборного Уложения 1649 г.

Моделирование ситуаций, составляют таблицу «Северная война 1700 – 1721 гг.»  Написание эссе на тему: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II»

Раздел 3. Российская империя в XIX в.

Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Правление Александра  I. Отечественная война 1812 г. Основные события, герои и полководцы Отечественной войны. Значение победы в Отечественной войне. Основные события, герои и полководцы, итоги  и последствия. Общественное движение в первой половине XIX в.  Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Правление Николая I. Крымская война 1853 – 1856 гг.  Культура народов России XVIII – первой  половины XIX в. Достижения в области науки, архитектуры, живописи, музыки.

Отмена крепостного права. Реформы 1860 – 1870 – х гг. Земская,  городская, судебная, военная реформы. Значение реформ.  Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.  Революционно движение. Народничество, лидеры, взгляды. Политика контрреформ Александра III. Культура России второй половины XIX в.

Персоналии периода: Российская империя в XIX в.

Александр I. Николай I. Александр II. Александр III. Николай II. М.М. Сперанский. А.А. Аракчеев. М.И. Кутузов. М.Б. Барклай-де-Толли. П.И. Багратион. С.С. Уваров. А.Х. Бенкендорф. П.Д. Киселев. В.А. Корнилов. П.С. Нахимов. Н.А. Милютин. Д.А. Милютин. М.Т. Лорис-Меликов. М.Д. Скобелев. К.П. Победоносцев. С.Ю. Витте. В.К.Плеве. П.А. Столыпин. С.О. Макаров.

П.И.Пестель, К. Ф.Рылеев. Н.М. Муравьев. П.Я. Чаадаев. А.С. Хомяков. И.С. Аксаков, К.С. Аксаков. И.В. Киреевский. Н.Я. Данилевский. А.И. Герцен. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. М.А. Бакунин. С.Л. Перовская. Б.Н. Чичерин. К.Д. Кавелин. М.Н. Катков. Г.В. Плеханов. В.И. Засулич. Г.А. Гапон. В.М. Пуришкевич. В.В. Шульгин. П.Н. Милюков. П.Б. Струве. А.И. Гучков. М.В. Родзянко. В.М. Чернов. Б.В. Савинков. Ю.О. Мартов. В.И. Ленин. Г.Р.  Державин. В.А. Жуковский. И.А. Крылов. Е.А. Боратынский. А.С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. В.Г. Белинский. Н.В. Гоголь. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л.Н. Толстой. Ф.М. Достоевский. Н.Г. Чернышевский. Н.А. Некрасов. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. А.П. Чехов. И.А. Бунин. А.А. Блок. О.Э. Мандельштам. М.И. Цветаева. В.В. Маяковский. В.С. Соловьев. С.Н. Булгаков. Н.А. Бердяев. А.Н. Воронихин. К.А. Тон. Ф.А. Шехтель. К.П. Брюллов. И.Н. Крамской. О.А. Кипренский. В. А. Тропинин. В.Г. Перов. И.Е. Репин. В.М. Васнецов. В.А.Серов. М.А. Врубель. М.И. Глинка. Н.Г. Рубинштейн. П.И. Чайковский. М.П. Мусоргский. Н.А. Римский-Корсаков. С.В. Рахманинов. А.Н. Скрябин. Ф.И. Шаляпин. С.П. Дягилев. М. Петипа. Серафим Саровский. Н.М. Карамзин. Н.И. Лобачевский. Д.И.Менделеев. Н.Д. Зелинский. П.Н. Яблочков. А.С. Попов. Н.И. Пирогов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. П.Н.  Лебедев. И.М. Сеченов. К.А. Тимирязев. Т.Н. Грановский. М.П. Погодин. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. А.А. Шахматов. Н.П. Павлов-Сильванский. Л.П. Карсавин. П.М. и С.М. Третьяковы. П.П. и В.П. Рябушинские. С.И. Мамонтов. С.И. Щукин. А.А. Бахрушин. И.Ф. Крузенштерн. Ф.Ф. Беллинсгаузен. Ю.Ф. Лисянский, Г.И. Невельской. Н.М. Пржевальский.

Работа с историческими источниками.

Моделирование ситуаций, составляют таблицу «Реформы 60 – 70 – х гг. XIX в.»

Раздел 4. Россия в XX – начале XXI в.

Общественно – политическая жизнь России в начале XX в. Революция 1905 – 1907 гг. Реформы Столыпина. Россия в Первой  мировой войне. Февральская революция 1917 г. Октябрьские события 1917 г. Формирование советской государственности. Гражданская война 1918 – 1922 гг. и военная интервенция.  Переход к НЭПу.   Индустриализация. Коллективизация.  Основные направления внешней политики в 1920 – 1930 – е гг.  Культура, духовная жизнь в 1920 – 1930 – е гг.

Основные события Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны и борьба за линией фронта. Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки Великой Отечественной войны Советского Союза.

Общественно – политическая жизнь 1945 – 1960 – х гг. XX съезд КПСС и его историческое значение. Н. С. Хрущев.  Реформы в экономике и социальной сфере середины 1950 – начала  1960 – х гг. Наука, культура, образование в годы  «оттепели». Внешняя политика СССР: отношения со странами «восточного» и «западного» блоков, третьего мира. Ввод советских войск в Венгрию 1956 г. Карибской кризис.

Консервативный поворот во второй половине 60 – х гг. Л. И. Брежнев. Усиление партийно – государственной номенклатуры. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Эпоха застоя. СССР  на международной арене 1960 – 1980 – е гг.

Попытки модернизации советской системы «сверху». М.С.Горбачев. Реформа политической системы, экономические реформы, политика гласности. Августовские события 1991 г.: содержание, последствия. Наука, культура, образование в перестроечные годы. Внешняя политика СССР периода перестройки. Становление обновленной Федерации. Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие. Конституция РФ 1993 г.  Геополитическое положение и  внешняя политика  современной России.

Персоналии периода: Россия в XX – начале XXI в.

Керенский А.Ф. Ленин В.И. Николай II Родзянко М.В. Корнилов Л.Г. Дзержинский Ф.Э. Свердлов Я.М. Троцкий Л.Д. Деникин А.И. Колчак А.В. Врангель П.Н. Тухачевский М.Н. Буденный С.М. Фрунзе М.В. Чапаев В.И. Ворошилов К.Е. Котовский Г.И. Блюхер В.К. Малевич К.С. Мейерхольд В.Э. Сокольников Г.Я. Сталин И.В. Орджоникидзе Г.К. Зиновьев Г.Е. Каменев Л.Б. Бухарин Н.И. Калинин М.И. М.Н. Покровский, А.М. Горький. В.И. Мухина. М.А.Булгаков. С.А.Есенин. В.В. Маяковский. В.И. Вернадский. А.Ф. Иоффе. П.Л.Капица. С.М.Эйзенштейн. А.Д. Довженко. А.В. Щусев. М.А.Шолохов. Стаханов А.Г. Молотов В.М. Жуков Г.К.. Литвинов М.М. Каганович Л.М. Ежов Н.И. Берия Л.П. Киров. С.М. Яковлев А.С. Туполев, А.Н.. Поликарпов Н.Н. Шмидт О.Ю. Чкалов В.П. Микоян А.И. Эренбург И. Фадеев А.А. Ахматова А.А. М.И. Цветаева. Твардовский А.Т. Шостакович Д.А. Прокофьев С.С. Дунаевский И. Пудовкин В.И. Александров Г. . Гастелло Н.Ф. Талалихин В.В. Покрышкин А.И. Кожедуб И.Н. Рокоссовский К.К. Василевский А.М.  Конев И.С. Чуйков В.И. Тимошенко С.К. Ковпак С.А. Ватутин Н.Ф. Баграмян И.Х.. Матросов А.М. Космодемьянская З.А. Симонов К.С. Русланова Л.А. Берггольц О.Ф. Зорге Р. Левитан Ю.Б. А.А.Жданов. Н.А.Вознесенский. С.П. Королев. И.В. Курчатов, Суслов, Н.С.Хрущев, Л.И. Брежнев. Ю.А.Гагарин. В.В.Терешкова. А.А. Леонов. А.И. Солженицын. Б.Л. Пастернак. А.Н. Косыгин. Ю.В. Андропов. Д.С. Лихачев. В.С. Высоцкий. А.Д. Сахаров. М.В. Келдыш.  С.И. Вавилов. Л.Д.Ландау. С.Ф. Бондарчук. В.М. Шукшин. А.А. Тарковский. Л.И. Яшин. В.Б.Харламов. Л.П. Скобликова. М.М.Ботвинник. М.С. Горбачев. Н.И. Рыжков. Л.И. Абалкин. Г.А.Явлинский. Б.Н. Ельцин. А.Н. Яковлев. Э.А. Шеварднадзе. Г.И. Янаев. В.А. Крючков. Д.Т. Язов. А.А. Собчак. Г.А. Старовойтова. С.А. Федоров. В.Г. Распутин. М.Л. Ростропович. М.М. Жванецкий. В. Цой. А.Б. Пугачева. В.В. Путин. Д.А. Медведев. Е.Т. Гайдар. B.C. Черномырдин. Р.И. Хасбулатов. А.В. Руцкой. Г.А. Зюганов. В.В. Жириновский. Ю.М.Лужков. А.И. Лебедь. С.В.Степашин. С.В. Кириенко. Е.М. Примаков. Д.М. Дудаев. А.А. Масхадов. Ю.П. Любимов. М.А. Захаров. О.Н. Табаков. А.П. Звягинцев. П.С. Лунгин. Н.С. Михалков. В.А. Гергиев. В.Т. Спиваков. Ю.А. Башмет. А. Нетребко. З.К. Церетели. И.С. Глазунов. А.И.Солженицын. В. Пелевин. Ю.Шевчук. Б. Акунин. Л. Улицкая. В.Л. Гинзбург. Ж.И. Алферов.

Составляют сложный план «Революция 1917 г.», анализируют международные документы.

Написание эссе на тему: «Комсомольцы – герои ВОВ».

Составляют конспект «Реформы Н.С. Хрущева».

Моделирование  исторических ситуаций.

Составляют сложный план «Перестройка в СССР».

4. Тематическое планирование спецкурса

«История в лицах»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Российское государство в IX – XVI вв.

16 ч.

Российское государство в XVII – XVIII вв.

13 ч.

Российская империя в XIX в.

11 ч.

Россия в XX – начале XXI в.

27 ч.

Итого:

67 ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

‌‌‌

‌‌

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО учителей истории и обществознания

Павлова А.А.

Протокол № 1

от «20» июня  2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Кузнецова Г.В.

Приказ №244

от10.08. 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия»

Шевченко С.Н.

Приказ № 244

от «10» августа   2023 г.

Календарно- тематическое планирование

специальный курс «История в лицах»

для учащихся 10 класса

2023-2024 учебный год

                                                         Составитель: Павлова А.А.

                                             учитель истории и обществознания

Черногорск

2023

1. Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование спецкурса «История в лицах» составлено в соответствии с:

  • Рабочей программой  спецкурса «История в лицах»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)  от 17.05.2012 г. № 1645;
  • Основной образовательной программой среднего общего образования на 2019 – 2022 гг., утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия» от 29.08.2019 г. № 293.1

         Цель:

  • Отработка навыков (роль личности в истории) по периодам  истории России с древнейших времен до начала XXI  в., технологии и методов написания исторического сочинения для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ.

Задачи:

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
  •  использование исторических сведений для отработки навыков.

2. Календарно – тематическое  планирование спецкурса  «История в лицах» в 10 класс

на 2023 – 2024  уч. год

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1. Российское государство в IX – XVI вв.

1

Вводное занятие.  Русь в IX – начале XII в.

1

01.09

2 – 3

Практическая работа: Характеристика исторической личности и его роли периода IX – начала XII в.

2

08.09

15.09

4

Русские земли и княжества в XII – серединеXV в.  

1

22.09

5 – 6

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней политике периода XII - середины XV в.  

2

29.09

06.10

7 – 8

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике периода XII - середины XV в

2

13.10

20.10

9-13

Московское государство во второй половины XV – XVI вв.

5

27.10

14-15

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней политике периода XV – XVI вв.

2

10.11

17.11

16-17

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике периода XV – XVI вв.

2

24.11

01.12

2. Российское государство в XVII – XVIII вв.

18-23

Россия в XVII в.

6

08.12

15.12

22.12

24-25

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней  политике периода XVII в.

2

26-27

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике периода XVII в.

2

28-33

Россия в XVIII в.

6

34-35

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней  политике периода XVIII в.

2

36-37

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике периода XVIII в.

2

3. Российская империя в XIX в.

38-43

Россия в первой половине XIX в.

6

44-47

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней  политике первой половины XIX в.

4

48-51

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике  первой половины XIX в.

4

52-57

Россия во второй половине XIX в.

6

58-61

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внутренней  политике  второй половины XIX в.

4

62-68

Практическая работа: Характеристика исторической личности и ее роли во внешней политике второй половины XIX в.

7

3.   График представления и защиты результатов спецкурса «История в лицах»:

Темы представления результатов

Дата проведения

1

«Роль личности в истории»

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»

Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных  переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в рабо...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс

Рабочая программа специального курса "Введение в предпринимательство", 9 класс, 34 часа...