Общественные движения при Александре Втором
презентация к уроку по истории (9 класс)

Лозовая Катерина Юрьевна

Урок направлен на изучение нового материала и актуализацию знаний об Александре -Освободителе. Было задано опережающие задание о покушениях на Александра Второго в формате доклада. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественное движение при Александре II и политика правительства

Слайд 2

Причины подъёма общественного движения 1)Сохранение старой социально – политической системы. 2)Нерешённость аграрного вопроса. 3)Половинчатость реформ 60-70-ых гг. 4)Колебания правительственного курса. 5)Социальные противоречия.

Слайд 3

Особенности общественного движения 1)Активизация общественного движения. 2)Рост революционных настроений. 3) Переход от дворянской революционность к разночинской. 4)Важным фактором становится рабочее движение.

Слайд 4

1.консервативное направление: сохранение самодержавия, крепостничества Основная цель: оградить правительство от влияния либералов, сохранить привилегии дворянства, сохранить самодержавие . С.Уваров – теория официальной народности Газета «Московские ведомости» Возглавлял критик М.Катков

Слайд 5

2.либеральное направление: отмена крепостного права, реформаторские преобразования Западники Развитие Европы и России по единому пути Славянофилы Самобытность развития России : крестьянская община, Земские соборы журналы «Отечественные записки», «Русская беседа», «Современник». Разночинцы- интеллигенция из разных сословий, работают в земствах Основная цель: поддерживать проведение правительством либеральных реформ, склонить к проведению конституционной реформы.

Слайд 6

3.радикальное направление- кардинальные перемены, революция. состоял из разночинцев Либеральные кружки- распространяли прокламации , в которых призывали крестьян к бунту В 1861 объединились в организацию «Земля и Воля»- поднять крестьянское восстание

Слайд 7

3.радикальное направление Распространяются идеи нигилизма (с лат.) ничто-отрицали общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы «народная расправа» С.Нечаев - «катехизис революционера» Борьба путем заговора и террора

Слайд 8

3.радикальное направление Кружок А.Герцена и Н.Огарева- разработали теорию русского социализма: крестьянская община , русский коллективизм – станут основой всеобщего равенства

Слайд 9

4.Народничество стр.139-141

Слайд 10

Опора на общину как основу социализма М.Бакунин - бунтарское направление, бунт крестьянское восстание П.Лавров - пропагандистское- вести пропаганду , чтобы поднять крестьян на восстание П.Ткачев - заговорщическое- заговор, вооруженный переворот, захват власти Хождение в народ – пропаганда в массы крестьян ( заговоры на восстания против власти)

Слайд 11

Земля и воля 1876 Народная воля Индивидуальный террор охота на царя и его убийство в 1881 г. Черный передел Прекратила свое существование в 1880 г.

Слайд 12

Ноябрь 1879 г. – третья попытка взорвать царский поезд Февраль 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце После очередного покушения Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис -Меликовым, которому были даны фактически диктаторские полномочия. «Охота на царя»

Слайд 13

Реакция власти стр.142-143 какие методы власть использовала против революционеров Общество поддерживало революционеров как борцов против правительственного произвола Судебные заседания закрыты, решение вопросов без суда, административная ссылка

Слайд 14

М.Т.Лорис –Меликов и его конституция 1880 г.Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во гл.Лорис –Меликов Ликвидировано III отделение, политическую полицию подчинили министру внутренних дел и сделали профессиональной---- арест Желябова и Михайлова Допуск всех представителей общества к законосовещательной деятельности- проект не подписан

Слайд 15

Домашнее задание § 19-20 Стр.146 «Думаем, сравниваем, размышляем» задание № 6 Стр. 146 – 151 1 группа «Европейские революции 1848-1849 гг. и Россия» 2 группа «Восстание в царстве Польском в 1863 – 1864 гг.» 3 группа «Преобразования в Финляндии. Политика России на Кавказе» 4 группа «Положение в западных губерниях. Политика правительства по отношению к евреям» 5 группа «Власть и церковь в период Великих реформ»



Предварительный просмотр:

УРОК 24. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ II И ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА (§ 19—20)

Основные вопросы изучения материала

1) Консервативное направление.

2) Либеральное направление.

3) Радикальное направление.

4) Народничество в 1870-е гг.

5) Реакция власти на общественное движение.

6) М. Т. Лорис-Меликов и его «конституция»

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 19—20; карта; электронное приложение

Основные понятия и термины

Панславизм, разночинцы, нигилизм, теория общинного социализма,

бунтарское, пропагандистское, заговорщическое направления в

 народничестве, индивидуальный террор

Основные даты

4 апреля 1866 г. — покушение Д. Каракозова на Александра II.

1874—1875 гг. — «хождение в народ».

1876 г. — создание революционной организации «Земля и воля».

2 апреля 1879 г. — покушение А. К. Соловьёва на Александра II.

1879 г. — разделение «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел».

1880 г. — Создание Верховной распорядительной комиссии.

1881 г. — конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова.

1 марта 1881 г. — убийство народовольцами Александра II

Персоналии

М. Н. Катков, Д. А. Толстой, Н. Г. Чернышевский, А. И.

Герцен, Н. П. Огарёв, С. Г. Нечаев, М. А. Бакунин, П. Л.

Лавров, П. Н. Ткачёв, Г. В. Плеханов, М. А. Натансон, А. Д.

 Михайлов, Л. А. Тихомиров, А. И. Желябов, С. М. Кравчинский,

В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, В. И. Засулич

Домашнее задание

Учебник, § 19—20.

* Подготовить презентацию об одном из деятелей общественного движения

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

По окончании урока вам предстоит ответить на вопрос: «Какие идеи различных направлений общественного движения середины XIX в. остаются актуальными до сих пор?»

Выдвигать и обосновывать версии.

Применять исторические знания для оценки сущности современных событий

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Объясните понятия «либерализм» и «консерватизм».

В каких социально-политических условиях развивалось общественное движение пореформенного периода?

Раскрывать смысл важнейших исторических понятий. Характеризовать социально-экономическое развитие России в пореформенный период

Беседа

Содержательно-операционный

Назовите социальную базу, лидеров, периодические органы либерального и консервативного направлений общественного движения в России в пореформенный период.

Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Какие цели ставило перед собой либеральное движение, какие методы решения российских проблем предлагали его представители?

Охарактеризуйте отношение консерваторов и либералов к введению конституции в России. Каковы, на ваш взгляд, были точки соприкосновения между консервативным и либеральным крылом общественного движения в пореформенный период? Какие противоречия существовали между либеральными идеями и мировоззрением и традициями основной части населения России?

Найдите на карте территории, охваченные «хождением в народ». Почему именно этот регион был выбран народниками? Какие народные движения разворачивались в этом регионе в XVII—XVIII вв.?

Составьте план рассказа о развитии народнического движения. Дайте оценку взглядам революционного направления общественного движения и способам их действий

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения.

Извлекать информацию из исторической карты.

Планировать учебную деятельность. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870—1880-е гг. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать своё отношение к нему

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с документом.

Работа с картой

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Определите причины различий во взглядах представителей российского общества по вопросам государственного устройства России.

Составьте сравнительную таблицу проектов реформ государственного устройства первой и второй половины XIX в. Линии для сравнения определите самостоятельно.

Каковы могли быть последствия осуществления предложенных во второй половине XIX в. проектов усовершенствования государственного строя России? Какое влияние они могли бы оказать на систему государственной власти?

Объясните, почему ни один из конституционных проектов царствования Александра II не был реализован.

Какой ответ на вопрос, поставленный в начале урока, вы можете дать с учётом полученных знаний?

Выберите одно из направлений общественного движения 1860—1870-х гг., о котором вам бы хотелось узнать больше. Составьте план, по которому вы будете искать дополнительные сведения, и подготовьте сообщение

Объяснять причины исторических явлений.

Сравнивать исторические явления.

Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Применять исторические знания для оценки сущности современных событий.

Извлекать информацию из дополнительных источников. Самостоятельно ставить познавательные цели

Беседа

Дополнительный материал

1. Прочитайте фрагменты воспоминаний представителей революционного направления общественного движения. Как они объясняют массовое участие молодёжи в революционном движении?

Из воспоминаний Л. А. Тихомирова.

«Я был революционер. Революцию все, всё, что я только ни читал, у кого ни учился, выставляли некоторым неизбежным фазисом. Это была у нас, у молодёжи, вера. Мы не имели никакого, ни малейшего подозрения, что революции может не быть. Все наши... Добролюбовы, Чернышевские, Писаревы и т. д., — всё, что мы читали и слышали, всё говорило, что мир развивается революциями. Мы в это верили, как в движение Земли вокруг Солнца. Нравится этот «закон» или нет, «закон» остаётся в силе.

Такая же безусловная вера была у нас относительно социализма, хотя понимаемого смутно, очень смутно. <...>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическая работа "Общественное движение при Александре 1" 8 класс

практическая работа содержит таблицы по теме "Общественное движение при Александре 1", выполненные с выпощью технологии критического мышления - прием фишбон...

Общественное движение при Александре 1

—Зарождение организованного общественного движения—Тайные общества : «Союз спасения», «Союз благоденствия»—Южное  общество—Северное общество...

Урок истории в 8 классе.Общественное движение при Александре 1

В работе содержится: ход урока и презентация в виде слайдов,которые могут быть использованы в ходе урока....

Тест "Общественные движения при Александре II"

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа. Два варианта заданий с ответами....

Общественное движение при Александре 1

Раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; причины восстания. Познакомиться с личностями, входившими в тайные общества; проанализировать основные иде...

Общественно – политическое движение при Александре Втором

Презентация "Общественно - политическое движение при Александре Втором". Материал является наглядным дополнением к уроку истории по указанной теме. Раскрыты основные идеи консерваторов, либе...

Общественное движение при Александре Втором.

Рассматриваются вопросы::особенности общественного движения,направления,народничество,убийство Александра 2....