Квест "Тайна посоха С.Пермского"
методическая разработка по истории (8 класс)

Татьяна Борисовна Калашникова

Квест «Тайна посоха Стефана Пермского» знакомит участников с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных исторических деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки, совершил миссионерский и гражданский подвиг. Данный квест можно проводить на учебном занятии при изучении истории Прикамья XIV века, а так же во внеурочное время. Особенность квеста – обучающий характер, его участники знакомятся с темой христианизации Прикамья. 

Замысел квеста заключается в попытке самостоятельного анализа учащимися 7-9-х классов миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения ее исторического значения. Тема квеста позволяет использовать большой спектр форм и методов исторического образования: анализ исторических источников, работу с картой, с визуальными источниками и т.д. В первую очередь будет оцениваться самостоятельная деятельность учащихся, навыки исторического анализа, умение аргументировать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_pro_sp.docx578.68 КБ

Предварительный просмотр:


Квест «Тайна посоха Стефана Пермского»

Автор: Калашникова Татьяна Борисовна, учитель истории МАОУ «СОШ №28 г. Перми», Пермский край

Актуальность темы связана с сохранением традиционных ценностей российского общества, основанных на православной религии, культуре народов России. Квест «Тайна посоха Стефана Пермского» знакомит участников с миссионерской деятельностью святого, с историей христианизации Пермского края. Стефан Пермский - один из главных исторических деятелей в истории Пермского края, святитель зырян, создатель зырянской азбуки, совершил миссионерский и гражданский подвиг. Данный квест можно проводить на учебном занятии при изучении истории Прикамья XIV века, а так же во внеурочное время. Особенность квеста – обучающий характер, его участники знакомятся с темой христианизации Прикамья.

Замысел квеста заключается в попытке самостоятельного анализа учащимися 7-9-х классов миссионерской деятельности Стефана Пермского, определения ее исторического значения. Тема квеста позволяет использовать большой спектр форм и методов исторического образования: анализ исторических источников, работу с картой, с визуальными источниками и т.д. В первую очередь будет оцениваться самостоятельная деятельность учащихся, навыки исторического анализа, умение аргументировать свое мнение.

Цель квеста: формирование гражданской идентичности учащихся на примере миссионерской деятельности Стефана Пермского.

Задачи квеста:

- знакомство с миссионерской деятельностью Стефана Пермского;

- развитие игровой культуры учащихся;

- формирование патриотизма и гражданственности.

Возраст участников: учащиеся 7-9-х классов. Тема «Христианизация на Урале» входит в программу изучения 7-9-х классов. Квест-технологии особенно интересны учащимся подросткового возраста, так как развивают самостоятельность, командный дух.

Количество участников: в квесте участвует несколько команд по 5-6 человек общей численностью 25-30 человек.

Продолжительность квеста: 45 минут.

Прогнозируемые результаты квеста:

- учащиеся объясняют понятие «святитель», называют методы христианизации, делают вывод о значении миссионерской деятельности Стефана Пермского;

- учащиеся осуществляют анализ исторических источников (текст, иллюстрации, карта);

- в ходе квеста игроки работают в команде, происходит командообразование, сплочение коллектива.

Форма квеста: образовательный квест - проблема, реализующая образовательные задачи, с элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации.

Легенда квеста

…Вторая половина XIV века. Идет объединение раздробленной Руси под властью московских князей. Русские княжества находятся в зависимости от Золотой Орды, монголо-татарское иго считается наказанием за грехи, ожидается конец света. В 1379 г. из Устюга в Пермь Вычегодскую к зырянам-язычникам с христианской миссией и охранной грамотой Дмитрия Донского отправляется монах Стефан. В сердце святителя – православная вера, в руках - азбука для зырян, созданная им. Много испытаний пришлось пройти Стефану. «Огнем и словом» действовал миссионер, распространяя христианство среди зырян. В пути святитель опирался на посох, который сегодня хранится в Пермском краеведческом музее и является православной реликвией. На посохе вырезаны сцены из жизни святого. Цель квеста - разгадать тайну посоха и найти сокровища Стефана Пермского.

Правила квеста: команды должны пройти семь испытаний – заданий квеста. За каждое пройденное испытание команда получает фрагмент изображения на посохе. В конце игры по данным фрагментам команды должны собрать рисунок и объяснить изображение на посохе Стефана Пермского.

План квеста:

I. Вводная часть:

1.) актуализация знаний:

а) вопросы учащимся об исторических деятелях Пермского края.

б) знакомство с документальным фильмом «Стефан Пермский: огнем и словом».

2.) мотивация:

а) история посоха Стефана Пермского.

3.) постановка проблемы: какими способами Стефан Пермский осуществлял миссионерскую деятельность?

II. Основная часть: выполнении заданий

  1. Маршрут Стефана Пермского (определение по карте маршрута святителя).
  2. Зырянская азбука (выполнение заданий по зырянской азбуке).
  3. Нравы и обычаи коми-зырян (решение кроссворда о зырянах по тексту Жития Стефана Пермского).
  4. «Огнем и словом» (определение характера христианизации по визуальным и письменным источникам).
  5. Поединок (изучение поединка с Памом по Житию Стефана Пермского).
  6. Легенды и тайны Стефана Пермского («Что?Где?Когда?» о Стефане Пермском).
  7. Тайна посоха святителя (расшифровка изображений на посохе).

III. Заключительная часть:

1.) Подведение итогов: вывод участников об историческом значении миссионерской деятельности Стефана Пермского.

2.) Оценивание: может быть выставление отметок по итогам работы на занятии, призы участникам за внеурочное занятие.

3.) Рефлексия: выяснение отношения учащихся к теме и ходу квеста, к возникшим трудностям.

Вопросы квеста:

  1. Почему Стефана Пермского называют святитель?
  2. Какими методами шла христианизации Пермского края?
  3. В чем значение миссионерской деятельности Стефана Пермского?

Пространство и ресурсы:

Квест проходит в учебном кабинете с проектором, компьютером. Раздаточный материал: карта Руси XIV века, задания семи испытаний, бланки для ответов.

Сценарий квеста

Добрый день, сегодня нам предстоит путешествие в прошлое нашего края. Каких исторических деятелей Пермского края вы знаете?

Недавно на пермском телевидении вышел документальный фильм об одном из главных деятелей нашего края Стефане Пермском. Давайте посмотрим фрагмент этого фильма (документальный фильм «Стефан Пермский: огнем и словом»).

Что вы заметили в руках святителя? Это посох, который сегодня хранится в Пермском краеведческом музее и является православной реликвией. По преданию, сам Стефан ходил с обычной палкой из лиственницы, а уже его последователи в XV веке украсили посох резными цилиндрическими коленами. У посоха удивительная история: сначала он находился в Усть-Выме, где проповедовал его владелец, потом в Вологде, затем в Московском кремле при могиле Стефана. В 1612 году во время Польской интервенции посох был вывезен из России в Польшу, а затем, по чистой случайности, был обнаружен в Литве. В Пермь реликвия вернулась в 1849 году[1]. На посохе вырезаны сцены из жизни святого. По легенде, тот, кто разгадает эти рисунки, найдет сокровища Стефана Пермского. Вы готовы разгадать тайну посоха?

Начинаем квест «Тайна посоха Стефана Пермского». Вам предстоит пройти семь испытаний – заданий квеста. За каждое пройденное испытание команда получит фрагмент изображения на посохе. В конце игры по данным фрагментам вы должны объяснить изображение на посохе Стефана Пермского.

Оценивать испытания будет жюри из учителей истории и краеведов. Давайте разделимся на три команды.

Начинаем путешествие в XIV век. Посмотрите на карту Руси XIV века и скажите, что представляла собой наша страна, как называется это исторический период? (Раздробленность Руси).

Что находилось в XIV веке на территории Пермского края? (Пермь Великая)

Что находилось севернее Перми Великой? (Пермь Малая или Вычегодская по р. Вычегде – современная республика Коми).

Как вы думаете, куда отправился святитель Стефан: в Пермь Великую или Пермь Малую (Вычегодскую)? Начинаем первое испытание «Маршрут святителя» (Приложение 1). По статье из православного словаря определите маршрут Стефана Пермского и нарисуйте его на карте, выданной вам. Время на испытание – 5 минут.

Время испытания вышло. Команды, сдайте карты жюри. Кто готов назвать свой ответ? Давайте узнаем правильный ответ: Стефан родился в Великом Устюге, учился в Ростове, отправился в Пермь Вычегодскую, первым христианским селением стал Пырас, а центром христианизации стал Усть-Вымь, святитель скончался в Москве. За правильный ответ команды получают фрагмент рисунка на посохе.

Прежде чем начать свою миссию, Стефан жил в знаменитом монастыре Великий затвор в Ростове, где он изучил греческий язык и создал азбуку для зырян. Как вы думаете, на основе чего придумал Стефан азбуку? Начинаем второе испытание «Зырянская азбука». Давайте посмотрим фрагмент фильма и узнаем мнения пермских ученых о создании азбуки. Ваша задача – написать на основе чего Стефан Пермский создал зырянскую азбуку. Время на испытание – 5 минут.

Время испытания закончилось. Команды, сдайте ответы жюри. Проверяем задание: по мнению ученых для создания азбуки Стефан Пермский использовал греческий, славянский языки и пасы – знаки зырян. За правильный ответ команды получают фрагмент рисунка на посохе.

Переходим к третьему испытанию «Нравы и обычаи коми-зырян» (Приложение 2). Пред вами фрагмент Жития Стефана Пермского, написанного его собратом по монастырю Епифанием Премудрым. Прочитайте текст и разгадайте кроссворд о жизни и культуре зырян. Время на испытание – 5 минут.

Время третьего испытания вышло. Команды, сдайте ответы жюри. Правильные ответы кроссворда. Вручаем следующий фрагмент рисунка на посохе.

Итак, мы узнали, что зыряне были язычниками, поклонялись духам природы, приносили жертвы в священных местах - кумирнях. Как действовал Стефан Пермский, чтобы обратить язычников в христиан? Испытание четвертое «Огнем и словом» (Приложение 3). Ваша задача – соотнести картинки из жизни святителя и текст его Жития, и вставить пропущенные в Житии слова. Время на испытание – 5 минут.

Время испытания закончилось. Команды, сдайте ответы жюри. Правильные ответы.

Переходим к решающим испытаниям. Испытание пятое «Поединок» (Приложение 4). Главным событием в борьбе с язычниками стал поединок Стефана Пермского с главным кудесником Памом. Давайте посмотрим сюжет о поединке (фрагмент фильма).

Что было дальше? Перед вами фрагмент Жития Стефана Пермского, прочитайте его и ответьте на вопросы: какое испытание решили пройти Пам и Стефан, и чем закончился поединок? Время на испытание – 5 минут.

Пятое испытание закончилось. Правильные ответы: Пам и Стефан решили пройти испытание веры «огнем и водой», но Пам отказался проходить его. Поединок выиграл Стефан Пермский. Победа над Памом стала решающей в миссии святителя, обращение зырян в христианство стало массовым.

Вы узнали много фактов о жизни Стефана Пермского, и теперь вас ждет шестое испытание «Легенды и тайны Стефана Пермского» в формате игры «Что? Где? Когда?» (Приложение 5). Я задам вам 5 вопросов, время на обсуждение 1 минута, после чего, команды сдают ответ жюри.

Молодцы, вы прошли шесть испытаний, осталось последнее «Тайна посоха» (Приложение 6). За прошедшие испытания вы собрали фрагменты рисунка, вырезанного на посохе Стефана Пермского. Соберите фрагменты в рисунок и попробуйте отгадать, что на нем изображено. Время на испытание – 5 минут.

Время испытания прошло. Команды, сдайте ответы жюри. Правильные ответ: данный рисунок связан с легендой об ослеплении язычников Стефаном Пермским. Легенда носит аллегорический характер, она означает, что до крещения язычники были «слепы» и после принятия христианства «прозрели».

Поздравляю, вы прошли все испытания. Пока жюри считает баллы, давайте подведем итоги квеста. Сегодня вы познакомились с личностью Стефана Пермского. Обсудите в команде и ответьте на три вопроса о Стефане Пермском. Время на обсуждение 3 минуты.

  1. Почему Стефана Пермского называют святитель?
  2. Какой характер, мирный или насильственный, носила миссия Стефана Пермского?
  3. В чем значение миссионерской деятельности Стефана Пермского?

Время вышло, слушаем ответы команд. Спасибо за ваше мнение.

Слово для подведения итогов жюри. Награждение победителей.

Сегодня сильнейшей стала команда…Вы разгадали тайну посоха, и мы должны вручить вам сокровища Стефана Пермского. На самом деле Святитель не оставил клада, драгоценностей. Наследие Стефана Пермского – это христианская вера, это храмы и монастыри, основанные им и существующие до сих пор. Это любовь к знаниям, к народу коми, к родному краю. Стефан Пермский стал «отцом пермян». Сокровища Стефана Пермского – это вера, мудрость, любовь. Мы вручаем победителям книги и диски по истории Пермского края.

Приложение 1

Испытание первое «Маршрут Стефана Пермского»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

  1. В каком городе родился Стефан Пермский?
  2. Где он был пострижен в монахи?
  3. В каком селении началась миссионерская деятельность Стефана Пермского?
  4. Где Стефан Пермский основал первый храм?
  5. Где скончался Стефан Пермский?

Отметьте на карте данные города и соедините их линией.

«Стефан Пермский занимает особое место среди русских святых. Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки, которых крестили преемники Святого Стефана.

Стефан Пермский родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора.

В детские годы будущий проповедник все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу.

В 1365 году в монастыре Григория Богослова в Ростове молодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.

В 1379 г. из Ростова в Пермь Вычегодскую к зырянам-язычникам с христианской миссией и охранной грамотой Дмитрия Донского отправляется Стефан. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь.

Стефан Пермский создал азбуку для зырян, перевел православные молитвы, вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Усть-Выми, ставшем центром христианизации.

В 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил Стефан. Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.

В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел и 26 апреля 1396 года скончался и был погребен в соборе Спаса на Бору.

В XVI веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, а в самой Перми - часовня Святого Стефана Великопермског»[2].

Приложение 2

Испытание третье «Нравы и обычаи коми-зырян»

Прочитайте текст и разгадайте кроссворд

«Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, "огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью".

Особо благоговели зыряне перед так называемой "прокудливой березой". Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей»[3].

«Верования пермян представляли из себя сложную систему, основанную на представлении о делении мира на земной и «иной» и возможности контактов между ними с помощью магических действий и посредников-жрецов («волхвов», «кудесников»)[4].

Пермяне одушевляли живую и неживую природу. Епифаний Премудрый устами «могущественного кудесника» Пама отмечает, что у пермян «много богов, много помощников, много защитников» - духов-хозяев, которые «дают улов, и все, что в водах, и что в воздухе, и что в болотах, и в дубравах, и в борах, и на лугах,… и в окружающих пашню, и прочих лесах, и все, что на деревьях, белки, или соболи, или куницы, или рыси, и прочее, что мы ловим»[5]. Почитались и духи предков, способные оказывать влияние на земную жизнь.

Епифаний называет пермян «идолопоклонниками», сообщает о многочисленных идолах-кумирах. Идолы эти, олицетворявшие «иной мир», были и «домовыми» (покровителями семьи), и «родовыми» (охранителями рода)[6].

По преданию главным их божеством была «Золотая баба» - каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи[7].

А есть у них и такие кумиры, к которым издалека приходили и из дальних мест поминки приносили» - «соболи, или куницы, или горностаи, или бобры, или лисицы, или медведи, или рыси, или ласки, или белки… золото, или серебро, или медь, или железо, или олово»[8].

Идолы ставились в святилищах («кумирнях») – это и небольшие семейные святилища, и места, почитавшиеся большими группами пермян. Такие святилища, наряду с идолами, могли включать и священные деревья, рощи, камни[9].

Кроссворд

3

1

4

2

5

  1. Посредник между двумя мирами.
  2. Дерево, которому поклонялись язычники.
  3. Святилища, где приносили жертвы язычники.
  4. Главный идол язычников.
  5. «Хозяева» природы.

Ответы: 1 кудесник, 2 береза, 3 кумирни, 4 баба, 5 духи.

Приложение 3

Испытание четвертое «Огнем и словом»

Соотнесите иллюстрации из жизни святителя и текст его Жития, и вставьте пропущенные в Житии слова в таблицу.

1. «…Однажды преподобный раб Божий, помолясь Богу, сотворил молитву и вошел в некое место, где была их знаменитая кумирница, иначе капище, и собрался разорить идолов. И опрокинул жертвенники, и богов сравнял с землей, и с Божьей помощью знаменитую их кумирницу ……, огнем запалил ее»[10].

  1. «…Не ругался, не бился с ними, а с кротостью …….. …. им слово Божие, уча их вере Христовой и наставляя во всякой добродетели. И, воздев руки, словно к смерти приготовившись, со слезами говорил Богу: "Владыко, в руки Твои предаю дух мой..." И так, молясь Богу, остался цел, и никто не поднял на него руки, никто не ударил, не ранил его, Божией благодатью был сохранен, остался цел и невредим»[11].
  2. «…В другой раз он …… священную березу, стоявшую неподалеку от его кельи в Усть-Выми. Это вызвало ярость идолопоклонников, угрожавших Стефану расправой. Но силой слова Стефан сумел отвести угрозу. На пермян особенно подействовало то, что разрушение святилищ прошло для Стефана безнаказанно – для них это было доказательством силы христианского Бога»[12].
  3. «…И каждый день молитву творил над ними и, в назначенное время помолившись о них, научил их преславной вере христианской; и с женами, и с детьми ……. их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и святые церкви ставил им и освящал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал, и игуменов им назначал…»[13]

;n=21

Похожее изображение

Картинки по запросу стефан пермский презентация

Картинки по запросу стефан пермский картинки

1

2

3

4

Ответы: поджег, проповедовал, срубил, крестил.

Приложение 4

Испытание пятое «Поединок»

Прочитайте фрагменты из Жития Стефана Пермского и ответьте на вопросы:

  1. Какое испытание предложил кудесник Пам Стефану?
  2. Чем закончился поединок?

«…Когда кончились все разговоры после многих споров и возражений, решили они оба, и избрали вдвоем, и захотели предпринять испытание веры. И сказали друг другу: "Прийдем и зажжем огонь, и войдем в него, и сквозь огонь пламенный пройдем посреди пламени горящего. Вместе, вдвоем пройдем, ты и я, и тут примем испытание, и здесь увидим проявление веры: кто выйдет цел и невредим, того вера правая и тому все последуем. И в другой раз другой искус примем таким же образом: приидем оба, взявшись за руки, и войдем вместе в одну прорубь, и спустимся в глубину реки Вычегды, и пустимся вниз подо льдом. После ниже из одной проруби оба опять вынырнем. Тот, чья вера правой будет, цел выйдет и невредим, и тому все прочие подчинятся". Всему народу понравилась эта речь, и сказали люди: "Поистине, это хорошие слова сказали вы сегодня".

«…И так собирался смело войти в огонь, и обратился к волхву, и сказал ему: "Пойдем оба вместе, взявшись за руки, как обещались". А он не пошел, устрашившись шума огненного, испугавшись, туда не вошел».

«…И привел его к реке, и сделали две большие проруби, одну выше, а другую ниже. В ту, которая была верхней, должны были оба вместе нырнуть, взявшись за руки, а из нижней, дойдя до нее подо льдом, вынырнуть. Чародеец-волхв и там побежал, осрамился».

«…Преподобный обратился к народу и сказал: "Вы свидетели всему этому, скажите мне, что вы думаете?" Они сказали: "Подлежит казни". Тогда мужи пермские подошли и взяли его, а взяв, отдали Стефану, говоря: "Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть, потому что слова Божьего не слушает, Евангелие хулит, проповедь ангельскую укоряет. И как же он не подлежит казни, как же не должен умереть?

«…А Стефан отвечал им и сказал: "Да не будет так, не поднимется рука наша на врага. Ни руки не подниму на него, ни казню, ни смерти не предам. Потому что послал меня Христос не бить, а благовестить, и повелел мне не мучить, а учить с кротостью и увещевать с тихостью, повелел не казнить, а учить с милостью"[14].

Ответы: Пам предложил пройти испытание веры «огнем и водой», но отказался проходить его. Поединок выиграл Стефан Пермский.

Приложение 5

Испытание шестое «Легенды и тайны Стефана Пермского»

  1. По преданию Стефан Пермский написал несколько икон для основанных им храмов. До нас дошла «Зырянская Троица». Пред вами ее изображение. Легенда гласит, что внизу иконы сам Стефан написал несколько слов. Внимание, вопрос: на каком языке надпись на иконе? (зырянский язык)
  2. Духовным собратом Стефана Пермского был Сергий Радонежский. По преданию, проезжая мимо обители Сергия Радонежского в 1390 году Стефан поклонился ему со словами. "Мир тебе, духовный брате!". Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: "Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!" Вопрос: как называется основанный Сергием Радонежским монастырь (Троице-Сергиева лавра)[15].
  3. Азбука Стефана Пермского быстро вышла из употребления, но использовалась московскими писцами до XVII века. Вопрос: для чего? (тайнопись)[16].
  4. В 7000-й год от сотворения мира ожидался конец света. А какой это год от рождества Христова, если Иисус Христос родился в 5508 г. от сотворения мира? (1492 год).
  5. Замените слово «он». По преданию Стефан прибыл с верховьев Камы, взял его, положил на воду и плыл на нем по Каме. Затем он долго лежал на берегу, здесь служили молебен Стефану (камень)[17].

Приложение 6

Испытание седьмое «Тайна посоха»

Попробуйте отгадать, что изображено на посохе Стефана Пермского. Соотнесите легенды о Стефане Пермском с изображениями на посохе.

  1. Чудо об ослеплении врагов Стефана: враги, приплывшие на кораблях, хотели напасть на него, но после молитвы святителя ослепли и пытаются протереть глаза в лесу, подносят к лицу куски ткани[18].
  2. «Бес в ризах» пытается потопить ладью, в которой Стефан плывет с двумя монахами. Затем Стефан наносит удар топором демону в виде сидящей на троне фигуры в длинной одежде и короне и поджигает его остатки[19].
  3. «Последняя брань Пама»: бес обратился в огненное колесо и летит на Стефана, который на камне плывет против течения[20].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

  1. Вычегодско-Вымская летопись // Родники пармы. - Сыктывкар, 1989.
  2. Патриаршая (Никоновская) летопись // ПСРЛ. Т.11. - М., 1965.
  3. Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. – СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. – 279 с. : ил.

II. Литература

  1. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. – Пермь: Кн. Изд., 1958. – 244 с.
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". -
  3. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1901. Т.1.
  4. Гражданское образование в деятельности классного руководителя. – Пермь: Центр гражданского образования и прав человека, 2007. - 102 с.
  5. Давыдов И.П. Миссионерство ∕∕ Новая Российская энциклопедия. Том X. - М.: Энциклопедия : ИНФРА-М, 2012. С. 471.
  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников //
  7. Дмитриев А. К 500-летию блаженной кончины Стефана, первосвятителя Пермского ∕∕ Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1896 год. – Пермь, 1895. - С. 34-47.
  8. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Православной Церкви. - М., 1884.
  9. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: , 2007. - 688 с.
  10. История Русской Церкви. В 12-ти томах. - СПб., 1857-1883.
  11. Знаменский П.В. История Русской Церкви. - М., 1996. – 474 с.
  12. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2. Т V. - М.: НАУКА, 1989. – С. 64.
  13. Клосс Б.М. Избранные труды. – М.: ЯЗ. РУС. КУЛЬТУРЫ, 1998. – 554 с.
  14. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. - М.: Наука, 1988. - 512 с.
  15. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Том первый. - М.: КНИГА, 1991. – 537 с.
  16. Котылев А. Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси / России XIV-XXI веков. - Сыктывкар, 2012. – 217 с.
  17. Красов А. Зыряне и просветитель их, святой Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский (1383-1396). - Спб., 1896.
  18. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец ХIV – начало XVI в). – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 65-71.
  19. Макарий. Сказание о жизни и трудах святого Стефана епископа Пермского. - СПб., 1856.
  20. Макарий. История русской церкви. – М., 1889. Т.1.
  21. Марченко А. Святитель Стефан Пермский – продолжатель дела святых Мефодия и Кирилла ∕∕ www.Богослов.RU
  22. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1930.
  23. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2.
  24. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2012. – 191 с.
  25. Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). – Пермь, 1885. – 82 с.
  26. Пособие при изучении зырянами русского языка. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. Составитель Г.С.Лыткин. – Спб., 1889. – 232 с.
  27. Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2010. – 312 с.
  28. Прохоров Г.М. Равноапостольный Стефан Пермский // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М. Прохорова. - СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1995. – С. 3 – 35.
  29. Рогачев М.Б. История становления Православия в Коми крае //
  30. Рогов Н. Материалы для описания быта пермяков. - М., 1860.
  31. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981. – 607 с.
  32. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
  33. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (Вторая половина ХIV – XVI в.). Ч. 1. А–К. - Л.: Наука, 1988. – 515 с.
  34. Смирнов И.Н. Пермяки // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1891. Т. IX, вып. 2.
  35. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М.: МЫСЛЬ, 1991. Т. 15.
  36. Стефан Великопермский //
  37. Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература. - М.: Дрофа, 2007. – 510 с.
  38. Федотов Г. Святые древней Руси. - Ростов Н/Д.: ФЕНИКС, 1999. – 383 c.
  39. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Том X. Русская религиозность. - М.: Мартис, 397 с.
  40. Филарет. История русской церкви. - М., 1888. Т.1.
  41. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. - М.: Искусство, 1988. – 175 с.
  42. Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. - Пермь, 1997. С. 39-44.
  43. Чернецов А.В. Посох Стефана Пермского // ТОДРЛ. - Л., 1988. Т. 41. С. 215-240.
  44. Шевелев А. Святой Стефан, епископ Пермский. - М.,1896.

Янович В. Пермяки // Живая с


[1] Чернецов А.В. Посох Стефана Пермского // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 218.

[2] Стефан Великопермский //

[3] Стефан Великопермский //

[4] Рогачев М.Б. История становления Православия в Коми крае //

[5] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 117,137.

[6] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 117.

[7] Стефан Великопермский //

[8] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[9] Стефан Великопермский //

[10] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[11] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[12] Там же.

[13] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[14] Преподобного в священноиноках отца нашего Епифания слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископом // Святитель Стефан Пермский. К 600-летию со дня преставления. Под ред. Г.М.Прохорова. СПб., 1995. С. 123-147.

[15] Попов Е. Святитель Стефан Великопермский (Жизнь его с литографированным изображением). Пермь, 1885. С. 76.

[16] Стефан Великопермский //

[17] Чагин Г.Н. Русь Московская, Пермь Великая и Стефан Пермский ∕∕ Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. Том I. Пермь, 1997. С. 39-44.

[18] Чернецов А.В. Посох Стефана Пермского//ТОДРЛ. - Л., 1988. Т. 41. С. 215-240.

[19] Там же.

[20] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сцценарий Новогоднего праздника "Волшебный посох"

праздник проводился учениками 8 класса для учащихся начальной школы...

Терпение – посох подвига.

«Всё для фронта – всё для Победы!».          Шестьюдесятью пятью  россыпями пролетают над нами победные года. А память народа, пережившего страшное во...

Сценарий театрализованного представления «Посох Деда Мороза»

Представление для новогоднего праздника....

"Жизнь - бесконечное познанье, возьми свой посох и иди..." (сквозной мотив дороги в русской литературе 18 - 20 веков)

Данный урок разработан в качестве обобщающего занятия по курсу изучения русской литературы в 11 классе....

Новогоднее представление для начальной школы "Волшебный посох Деда Мороза"

Сценарий новогоднего представления возле ёлки "Волшебный посох Деда Мороза" ...

"Посох учителя"

Эссе учителя русского языка и литературы "Посох учителя"...

презентация опыта разработка квеста "Тайна посоха С.Пермского"

презентация к выступлению на методическом семинаре об опыте разработки образовательного квеста...