Мастер-класс: "Методы и приёмы работы с историческим портретом"
статья

При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.

Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности.

Исторический портрет, имеет своей целью формирование образов типичных представителей общественных групп, классов, выдающихся исторических деятелей. Приёмами работы с портретом являются характеристика, описание, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ учитель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. При рассмотрении портрета надо стремиться раскрыть его черты как личности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

         МАСТЕР КЛАСС

Методы и приёмы работы с историческим портретом

Исторический портрет, имеет своей целью формирование образов типичных представителей общественных групп, классов, выдающихся исторических деятелей. Приёмами работы с портретом являются характеристика, описание, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ учитель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. При рассмотрении портрета надо стремиться раскрыть его черты как личности.

При подготовке к итоговой аттестации или при изучении исторической личности на уроках истории для формирования:

Личностные результаты

  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

# ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учеб.действия. смысловое чтение; Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

# КОММУНИКАТИВНЫЕ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета «История». давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры;
  • рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории;

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.

Методы и приёмы работы с историческим портретом

1. Задание на узнавание исторической личности по ее описанию

Учитель предлагает ученикам описание внешности исторических личностей. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

После изучения текста предлагается портрет, который необходимо тщательно рассмотреть, акцентируя детали сравнивая с текстом и обращая внимание на деталях, особенностях, которые в тексте указаны не были (в данном случае солдатские сапоги, китель, трубка, взгляд, зачесанные волосы, погоны генералиссимуса, звезда героя)

Прочитывая текст ещё раз. Можно выделить «главные» слова характеризующие историческую личность.

На следующих слайдах. Размещены несколько портретов исторической личности, с целью знакомства с исторической личностью. в разных ракурсах…

2. «Бюро находок» На слайде появляются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью (личной жизнью) определенной личности. Ученики должны установить, кому они отдали бы найденные вещи.

3. «Найти нужное изображение»

Следующий этап: Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

 4. «Фоторобот»

Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками, что было занятием весьма длительным. Представьте себе, сколько штрихов должен был сделать такой художник, чтобы добиться сходства! Примерно с 1998 года в составлении фоторобота стали применять компьютер.

При помощи вопросов (текста) и демонстрации отдельных фрагментов   составить конкретное лицо. 

5. «Собери пазлы»

Для проведения данной работы разрезать фото исторической личности, на определённо число частей. Задание заключается в том, чтобы правильно сложить картинку из частей в единое целое.

6. «Найди несоответствие»

Рассмотреть предлагаемый исторический портрет исторической личности, на изображении которого есть определенная историческая неточность.  В вопросах государственной аттестации предлагается задания типа: «Соотнесите историческую личность и события».

 

Таким образом подобные приёмы с портретами исторической личности можно использовать на уроках обществознания, литературы, географии, тематических классных часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы и приемы, применяемые при работе с детьми РАС»

Материал раскрывает особенности обучающихся с РАС и приемы работы с ними. Содержит практические приемы эффективной работы с учащимися данной категории....

Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с  учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству...

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Работа с историческими портретами на уроках общественных дисциплин

В обучении истории учащихся важное место занимают характеристики выдаю-щихся исторических деятелей. Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены ...

Мастер-класс "Методы и приёмы по формированию навыков осознанного чтения"

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном и...