Мастер-класс: "Методы и приёмы работы с исторической картиной (портретах) на уроках истории в условиях ФГОС"
статья
При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было.
Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности.
Исторический портрет, имеет своей целью формирование образов типичных представителей общественных групп, классов, выдающихся исторических деятелей. Приёмами работы с портретом являются характеристика, описание, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ учитель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. При рассмотрении портрета надо стремиться раскрыть его черты как личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.42 МБ | |
| 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР КЛАСС
Методы и приёмы работы с историческим портретом
Исторический портрет, имеет своей целью формирование образов типичных представителей общественных групп, классов, выдающихся исторических деятелей. Приёмами работы с портретом являются характеристика, описание, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ учитель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. При рассмотрении портрета надо стремиться раскрыть его черты как личности.
При подготовке к итоговой аттестации или при изучении исторической личности на уроках истории для формирования:
Личностные результаты
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
# ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учеб.действия. смысловое чтение; Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).
# КОММУНИКАТИВНЫЕ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.
Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета «История». давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах, памятников материальной и художественной культуры;
- рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории;
Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.
Методы и приёмы работы с историческим портретом
1. Задание на узнавание исторической личности по ее описанию
Учитель предлагает ученикам описание внешности исторических личностей. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.
После изучения текста предлагается портрет, который необходимо тщательно рассмотреть, акцентируя детали сравнивая с текстом и обращая внимание на деталях, особенностях, которые в тексте указаны не были (в данном случае солдатские сапоги, китель, трубка, взгляд, зачесанные волосы, погоны генералиссимуса, звезда героя)
Прочитывая текст ещё раз. Можно выделить «главные» слова характеризующие историческую личность.
На следующих слайдах. Размещены несколько портретов исторической личности, с целью знакомства с исторической личностью. в разных ракурсах…
2. «Бюро находок» На слайде появляются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью (личной жизнью) определенной личности. Ученики должны установить, кому они отдали бы найденные вещи.
3. «Найти нужное изображение»
Следующий этап: Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
4. «Фоторобот»
Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками, что было занятием весьма длительным. Представьте себе, сколько штрихов должен был сделать такой художник, чтобы добиться сходства! Примерно с 1998 года в составлении фоторобота стали применять компьютер.
При помощи вопросов (текста) и демонстрации отдельных фрагментов составить конкретное лицо.
5. «Собери пазлы»
Для проведения данной работы разрезать фото исторической личности, на определённо число частей. Задание заключается в том, чтобы правильно сложить картинку из частей в единое целое.
6. «Найди несоответствие»
Рассмотреть предлагаемый исторический портрет исторической личности, на изображении которого есть определенная историческая неточность. В вопросах государственной аттестации предлагается задания типа: «Соотнесите историческую личность и события».
Таким образом подобные приёмы с портретами исторической личности можно использовать на уроках обществознания, литературы, географии, тематических классных часах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»
Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...

Практическая работа с историческими письменными источниками на уроках истории в 11 классе (примеры текстов)
Работа с письменными источниками...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"
презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Статья «Один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС»
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладу...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)
работа с исторической картой. Этапы в работе с исторической картой необходимо учитывать несколько этапов. Формирование различных умений у учащихся при работе с картой. Фрагменты уроков истории при орг...

Приёмы работы по развитию коммуникативных УУД на уроках истории и во внеурочной деятельности
Современное общество развивается быстрыми темпами, умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Обеспечить конкурентоспособного и успешного выпускника-задача школы. Государ...
Приемы работы с исторической картой на уроках истории в условиях ФГОС
История – это наука, которая изучает события через призму личности, времени и пространства. Рассматривая деятельность определённой исторической личности, мы соотносим её не только с определённым...