Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Мадина Салиховна Хапачева

Урок по истории для учащихся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.

Цель урока:

  •  определить основные  направления внутренней политики Алексея Михайловича;
  • сформировать представления о реформах государственного управления;
  • охарактеризовать сословия российского государства, их права.

План урока:

1. Последствия Смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.

2. Правление Алексея Михайловича.

3. Соборное уложение 1649 г.

4. Судебные, административные, финансовые и военные реформы.

 Основные понятия: соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), абсолютизм.

Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения»; 1654-1667 г. - русско-польская война.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания:  

Последствия смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.

  • Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);
  • Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
  • Ослабление всех государственных структур;
  • Изменена природа царской власти (царя выбрали);
  • Повысился статус церкви.

  1. Изучение нового материала

Главной задачей, которая стояла, перед новым правителем было, восстановление после Смуты. Решение этой задачи, а также военно - политических и иных вопросов требовали больших денежных затрат. Денежные поступления можно было увеличить только при усилении барщины и увеличении оброка, дополнительного налогообложения других сословий государства, а максимально эффективно это можно было сделать лишь при сосредоточении власти в одних руках. В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление власти самодержца и создание эффективной системы управления огромным государством.

Запись в тетрадях понятия:

Абсолютизм - форма монархии, при которой в руках самодержца (монарха) сосредотачивалась вся власть в стране (законодательная, исполнительная, судебная).

2. После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от С. JI. Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645- 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.

Работа с учебником: самостоятельно прочитать о центральном и местном управлении в учебнике и выписать в тетрадь.

  • Государственный аппарат России в XVII в
  • центральное управление
  • Царь - глава государства, монарх, богоизбранный правитель.
  • Патриарх Всея Руси - глава русской православной церкви.        
  • Боярская Дума - аристократический совет (от 50 до 100 человек), состояла из четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

        

а) возглавляли приказы,

б) решали местнические споры,

в) были полковыми воеводами и воеводами важнейших городов.        

 

Земские соборы сословно-представительный орган. По сути, должен был представлять интересы всех сословий, обладал распорядительной и законодательной властью в государстве, на деле к концу века представлял главным образом дворян и посадских людей.        

а)  вопросы дипломатии,

б)   внешних сношений,

в)   введения экстренных налогов.        

 Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать тс или иные дела. В XVII в. резко растет число приказов (40 - постоянных, остальные - временные). Четкое разделение функций отсутствовало. Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Приказы полностью подчинялись Царю и Боярской Думе, и контролировали исполнение дел местными властями. Местное управление – Воеводы.        

а)  военные,

б)  судебные,

в)  административные,

г)   полицейские функции.

Постепенно воеводская власть довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.

Земские старосты избирались местными крестьянами и посадскими людьми из своей среды.

Земские избы.

        

а) управление посадами и волостями,

б) сбор налогов,

в) суд по гражданским делам.

Губные старости        избирались местными дворянами из своей среды

Губные избы рассматривали уголовные дела.

3. В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор посвященный составлению нового судебника - Соборного уложения. Первые 3 главы Соборного уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее и против церкви. Любая критика Бога и церкви влекла за собой сожжение на костре. Измена, оскорбление чести государя, бояр, воевод - казнь. Обнажение оружия в присутствии царя - отсечение руки. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, еще в большей степени наметилась тенденция сближения вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Уложение удовлетворило, прежде всего, требования дворян и посадских людей. Глава XI «Суд о крестьянах» детально трактовала вопрос о крестьянской крепости. Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных, запрет перехода к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право полностью распоряжаться личностью крестьянина. Таким образом, система крепостного права получила юридическое оформление.

Вывод: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское - к городам. Усиление власти монарха => путь к установлению абсолютизма. Соборное Уложение принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.

Соборное уложение 1649 г. формально действовало до 1832 г

4. Русское войско состояло из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян) и служилых по прибору (стрельцы, казаки, пушкари).

Предпринимаются попытки реорганизации армии: в 1631 г. создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали в пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев.

III. Итог урока.

В целом реформы первых Романовых были прогрессивными, т. к. отвечали главным внутренне и внешнеполитическим нуждам русского государства.

Работа с документом «Из соборного Уложения» ознакомиться и ответить на вопросы к нему на стр. 115.

IY. Домашнее задание: § 18,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тишайший царь Алексей Михайлович

Презентация раскрывает вопросы внутренней и внешней политики Алексея Михайловича Романова, может быть использована как сопровождение объяснения нового материала, так и на повторительно- обобщающих ...

Династия Романовых. Алексей Михайлович(1645-1676)

Материал представлен в форме историческо - литературной энциклопедии.Презентации можно использовать на уроках истории (основная школа, углубленное изучение), на факультативе и классном часе.Презентаци...

Методическая разработка урока по теме "Алексей Михайлович Тишайший"

Представляемая методическая разроботка урока передназначена для учащихся 7 класса по истории России....

Урок. Царь Алексей Михайлович. укрепление абсолютизма.

В ходе урока учащиеся определяют напрвления внутренней политики Алесея Михайловича, формируются представления о реформах государственного управления 17 века....

Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

1) предлагаю сделать ОБЗОР интересных ресурсов к урокамтипа того: https://proshkolu.ru/club/historyr7/blog/364580/2) предлагаю обсудить эту тему вместе с учениками ВКонтактеhttps://vk.com/topic-479767...