Письменность и знания древних Египтян
план-конспект урока по истории (5 класс)

Лапшина Мария Алексеевна

Материалы к открытому уроку по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Что такое иероглиф?

2. Сколько иероглифов в египетском письме?

3. Есть ли гласные звуки?

4. Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласных нет, трудно выучить, кто выучил – мудрец (учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).

Основным материалом для письма служит папирус. Вы работаете в тетрадях, но начинающий ученик должен был писать на черепках битой посуды.

Когда хорошо освоите письменность, будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам пригодится ещё и красная краска, которой вы будете начинать новый абзац или выводить имя фараона.

1. Что такое иероглиф?

2. Сколько иероглифов в египетском письме?

3. Есть ли гласные звуки?

4. Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласных нет, трудно выучить, кто выучил – мудрец (учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).

Основным материалом для письма служит папирус. Вы работаете в тетрадях, но начинающий ученик должен был писать на черепках битой посуды.

Когда хорошо освоите письменность, будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам пригодится ещё и красная краска, которой вы будете начинать новый абзац или выводить имя фараона.

1. Что такое иероглиф?

2. Сколько иероглифов в египетском письме?

3. Есть ли гласные звуки?

4. Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласных нет, трудно выучить, кто выучил – мудрец (учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).

Основным материалом для письма служит папирус. Вы работаете в тетрадях, но начинающий ученик должен был писать на черепках битой посуды.

Когда хорошо освоите письменность, будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам пригодится ещё и красная краска, которой вы будете начинать новый абзац или выводить имя фараона.

1. Что такое иероглиф?

2. Сколько иероглифов в египетском письме?

3. Есть ли гласные звуки?

4. Легко ли выучить иероглифы?

Иероглифы – священные письмена, их 750, гласных нет, трудно выучить, кто выучил – мудрец (учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).

Основным материалом для письма служит папирус. Вы работаете в тетрадях, но начинающий ученик должен был писать на черепках битой посуды.

Когда хорошо освоите письменность, будете писать на папирусе острой тростинкой, обмакивая её в чёрную краску. Но вам пригодится ещё и красная краска,

Материал для учителя астрономии

Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется астрономия. Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом? (обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы. А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона. Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими жрецами-звездочётами.
А теперь познакомимся с календарём.

Запомните: Годом считается время от разлива Нила до следующего его разлива, и он составляет 365 суток и делится на 12 месяцев, каждый месяц имеет 30 дней, а в конце каждого года добавляется 5 дополнительных суток, которые празднуются как дни рождения наших главных богов. Запомните, день делится на 12 часов, ночь тоже. А для того, чтобы вы не могли ошибиться во времени есть солнечные и водяные часы.

Всем ученикам приступить к выполнению 3 задания. Время выполнения 3 мин.

Задание № 3.

1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ______________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ___________________________
6. Для чего нужны эти знания? __________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________________

Приложение 1.

Жан-Франсуа Шампольон (23 декабря 1790 — 4 марта 1832) — великий французский историк, признанный основатель египтологии.

Франсуа жил в наполненное грозными событиями время: Великая Французская революция, казнь короля, интриги, заговоры, казни.
Когда другие дети с его улицы играли в войну и революцию, он сидел над книгами. С утра до ночи он просиживал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала древняя история. Библия была самой достоверной книгой по этому вопросу, и он принялся изучать древнееврейский, чтобы читать её в подлиннике.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с тех пор, как умерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов, выполнил обещание.
Но прежде, чем браться за это он окончил лицей в Гренобле, затем поступил в школу восточных языков в Париже, посещал лекции в Университете, работал с книгами Национальной библиотеки.
Выучил арабский, персидский, халдейский и ещё несколько других древних языков… Одолел китайскую письменность… Составил словарь и грамматику полузабытого коптского языка, на котором говорили первые египетские христиане. В этом языке, как оказалось, сохранились корни древнеегипетских слов… Накопленные знания помогли ему понять, что в египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть-слог, и даже один только звук-букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной рамкой

15 июля 1799 группе французских солдат под командованием капитана Пьера -Франсуа Бушара при сооружении форта Сен-Жюльен близ города Розетты была обнаружена каменная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами (два текста на древнеегипетском языке и один на древнегреческом языке (показывает изображение и объясняет):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...